25 февраля четверг
СЕЙЧАС -21°С

В метро Екатеринбурга забросили дорогие терминалы, необходимые на случай терактов и пожаров

Техника уже семь лет пылится без дела

Поделиться

Один из терминалов СЗИОНТ на станции «Уральская»

Один из терминалов СЗИОНТ на станции «Уральская»

Поделиться

Если вы пользуетесь подземкой Екатеринбурга, то наверняка замечали массивные терминалы с экранами, которые расположены в середине платформы на станции «Уральская». Эти штуковины, предназначение которых для рядового обывателя является загадкой, установили в метро целых десять лет назад, и они давно слились с окружающим интерьером.

Недавно один из читателей поинтересовался у нас, почему терминалы на станции хронически отключены? И с какой целью они вообще были доставлены в метро? Мы решили разобраться в этой истории и выяснили, что загадочная техника — это давно заброшенный федеральный проект стоимостью в несколько десятков миллионов рублей.

Всевидящее око

В метро Екатеринбурга в ответ на запрос E1.RU открестились от терминалов, заявив, что оборудование принадлежит МЧС. Выяснилось, что правильное название этой техники — терминалы СЗИОНТ. Эта аббревиатура расшифровывается как система защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте.

«Терминалы не обслуживаются и находятся в нерабочем состоянии с 2013 года», — уточнили в подземке.

Поделиться

Поиск информации на официальных сайтах МЧС дал быстрые результаты: оказалось, что СЗИОНТ — довольно крутая штука и придумали ее для защиты от террористов и катастроф.

Из описания МЧС следует, что каждый такой терминал оборудован кнопкой связи с оператором кризисного центра и сенсорным экраном, с помощью которого можно получить различную справочную информацию. У каждого терминала есть видеокамеры и динамики. Даже если вырубить электричество, оборудование продолжит автономно работать в течение нескольких часов, а его видеокамеры будут передавать четкое изображение обстановки на станции даже при низком освещении. Плюс датчики, которые позволяют реагировать на отравляющие вещества, химию, радиацию и сообщать об этом оператору. В общем, отличное подспорье для спасателей на случай разных ЧП.

Тестирование системы СЗИОНТ в Самаре в 2012 году

Тестирование системы СЗИОНТ в Самаре в 2012 году

Поделиться

В метро Екатеринбурга несколько терминалов СЗИОНТ поставили еще в 2010 году. Деньги на это выделил федеральный бюджет. Стоимость системы по меркам тех лет оказалась внушительной — 20 миллионов 79 тысяч рублей.

Примерно в это же время СЗИОНТ тестировали (широко освещая в СМИ) и в других крупных городах России, например, в Новосибирске, Казани, Самаре. Утверждалось, что система перспективна и будет применяться на многих транспортных объектах. Но применительно к Свердловской области дальше разговоров дело не пошло.

Передача изображения терминалом СЗИОНТ со станции метрополитена в Самаре на экраны в центр управления кризисными ситуациями&nbsp;МЧС Самарской области<br>

Передача изображения терминалом СЗИОНТ со станции метрополитена в Самаре на экраны в центр управления кризисными ситуациями МЧС Самарской области

Поделиться

В официальном ответе, который мы получили от МЧС по Свердловской области, говорится, что в 2012–2013 годах терминалы в уральской подземке активно использовали, систему доводили до ума.

Сейчас терминалы СЗИОНТ в уральской подземке используют только как информационные стенды

Сейчас терминалы СЗИОНТ в уральской подземке используют только как информационные стенды

Поделиться

— Доработка и опытная эксплуатация проводились на основании государственных контрактов, — уточнили в ГУ МЧС по Свердловской области.

А потом вдруг закончились деньги: федеральное финансирование на работу СЗИОНТ в Екатеринбурге прекратили. С 2013 года терминалы оказались не у дел. В администрации Екатеринбурга уточнили, что сейчас оборудование отключено и находится в нерабочем состоянии.

Годы бесцельного простоя

Оборудование не демонтировали. Шесть лет оно простояло без дела на платформе станции «Уральская». К сожалению, дальнейшие перспективы дорогостоящего проекта выглядят туманными. В региональном МЧС дали понять, что в ведомстве планируют избавиться от СЗИОНТ, переведя его на баланс муниципалитета.

— В настоящее время определен порядок передачи терминалов, находящихся на балансе федерального учреждения, на баланс муниципального образования. В соответствии с вышеизложенным, в планах возобновить работу по передаче на баланс администрации Екатеринбурга оборудования, установленного в метро, и учесть расходы на его содержание в бюджете муниципального образования», — сообщили в региональном МЧС.

Поделиться

История с заброшенными терминалами СЗИОНТ удивительна, поскольку мерам безопасности на транспортных объектах страны в последние годы, наоборот, уделялось повышенное внимание. Особенно сильно меры безопасности ужесточили после теракта в питерской подземке в 2017 году. После этого багаж пассажиров в уральской подземке стали проверять досконально, обследуя даже маленькие дамские сумки.

Первое время горожане часто жаловались, что перед рамками металлоискателей скапливаются большие очереди. Но постепенно люди привыкли к такому режиму подземки. Аналогичные меры в 2017–2018 годах были приняты и на железнодорожном вокзале Екатеринбурга. Здание огородили высоким забором и ввели 100%-й досмотр багажа пассажиров.

оцените материал

  • ЛАЙК4
  • СМЕХ6
  • УДИВЛЕНИЕ1
  • ГНЕВ14
  • ПЕЧАЛЬ1

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться
Loading...
Loading...