25 мая понедельник
СЕЙЧАС +11°С
Фото пользователя

Вадим Бадретдинов

юрист, книжный обозреватель
Фото пользователя

Вадим Бадретдинов

юрист, книжный обозреватель

Мы все — лягушки: роман о том, к чему приводит политика контроля рождаемости

Рецензия штатного книголюба Е1.RU на роман китайского писателя, получившего Нобелевку

Поделиться

Мо Янь — псевдоним, который с китайского переводится как «не говори»

Мо Янь — псевдоним, который с китайского переводится как «не говори»

Каждую субботу (и даже нерабочая неделя этому не помешает) наш книжный обозреватель советует вам, что почитать. На прошлой неделе, например, была подборка книг, которые можно успеть освоить за время карантина. Там даже есть один роман про эпидемию, так что переходите по ссылке, если пропустили.

А в сегодняшней рецензии от Вадима Бадретдинова — новинка, книга китайского писателя о власти, ее критике и о том, к чему приводит политика контроля рождаемости.

В издательстве «Эксмо» вышла книга нобелевского лауреата по литературе 2012 года Мо Янь «Лягушки».

Мо Янь — псевдоним (настоящее имя писателя Гуань Мое), который с китайского переводится как «не говори». Будучи по всем внешним характеристикам человеком лояльным к действующему в Китае политическому режиму (Гуань Мое состоит в партии, занимает высокую должность заместителя председателя Ассоциации писателей Китая), от прямой критики он всячески отказывается.

Как итог, книги Мо Яня издаются в Китае, он — лауреат престижной китайской премии Мао Дуня (кстати, за роман «Лягушки»). После присуждения Нобелевки Мо Янь стал участником государственных делегаций на международных мероприятиях. По его же признанию, после Нобелевской премии писать он стал значительно меньше. Возможно, в этом есть некоторый политический мотив, но точно мы не знаем.

Однако такой статус писателя не умаляет его литературного таланта, а также реальности оппозиционных взглядов, раскрываемых им в произведениях. Являясь полноразмерным критическим высказыванием, роман «Лягушки» в каждой сцене доказывает противоречие государственной политики Китая и традиционных устоев общества.

Роман состоит из нескольких писем, которые рассказчик Кэдоу (Головастик) пишет японскому писателю в надежде, что он прочтет его пьесу, являющуюся заключительной частью «Лягушек». Главным героем становится тетушка (так ее все зовут) Кэдоу Вань Синь. Ей уже за семьдесят. Всю свою жизнь она была акушеркой, жестко искореняла повитух, чья помощь при родах начиналась и заканчивалась битьем скалкой женщины по животу в надежде выдавить ребенка из утробы. Но политика «одна семья — один ребенок» всё изменила. Ван Синь стала не просто акушеркой, но еще и ответственным работником на страже государственных интересов по вопросу рождаемости. Теперь ее работа сводится к предотвращению беременности и проведению абортов.

Удивительным образом поведению каждого героя, с искренней симпатией к нему, Мо Янь находит оправдание. Пара решается на рождение второго ребенка, потому что они хотят мальчика. Мальчик — это сильный человек в семье, который может работать в поле, да еще и наследник рода. Кэдоу, будучи военным служащим, отводит свою беременную жену на аборт, иначе его лишат должности и званий и отправят обратно в деревню трудиться в поле. Тетушка готова снести всю деревню, если ей не скажут, где прячется беременная женщина, не желающая делать аборт. Ведь желание женщины не учитывается — на всё есть воля партии, которую нужно исполнять, иначе твоя жизнь закончится в тюрьме.

«Лягушки» — пример того, как критика власти становится этой власти на руку, ведь роман куда многограннее, чем просто высказывание на тему контроля рождаемости. Упрекая режим в бесчеловечности, Мо Янь, подобно своим героям, его оправдывает: население необходимо контролировать, а беспорядочная рождаемость может погубить не только страну, но и всю планету. Вопрос, который на самом деле интересует автора, четко проявляется только во второй части книги: стоят ли все эти усилия и драконовские меры загубленных жизней не только несостоявшихся родителей, но и нерожденных детей? Опять-таки, прямо автор своего ответа не дает, но создает очень богатые образы героев, глядя на которых понимаешь: так нельзя.

Ниже в новостях по теме — другие книжные обзоры. Возможно, они помогут вам найти книгу, от которой вы не сможете оторваться!

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

По теме

оцените материал

  • ЛАЙК2
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ1
  • ГНЕВ2
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!