3 июля пятница
СЕЙЧАС +22°С

Другие статьи автора

Как укладывать гранитную плитку в Екатеринбурге, чтобы все были довольны: пять советов урбаниста

Владимир Злоказов считает, что параллельно нужно высаживать деревья и убирать заборы

Поделиться

Укладка гранитной плитки в Екатеринбурге в 2019 году затянулась до зимы, и при этом у мэрии было множество вопросов по поводу качества выполненных работ<br>

Укладка гранитной плитки в Екатеринбурге в 2019 году затянулась до зимы, и при этом у мэрии было множество вопросов по поводу качества выполненных работ

Урбанист Владимир Злоказов написал о том, как можно было бы улучшить центральные улицы Екатеринбурга во время укладки на них гранитной плитки.

В прошлом году укладка плитки сильно затянулась, людям приходилось перепрыгивать тротуары под осенним дождем, а то и снегом. Мэр города Александр Высокинский пообещал, что из этой ситуации будут сделаны выводы и исправлены ошибки.

Из-за коронавируса укладку гранита придется отложить. Но, по мнению Владимира Злоказова, когда работы возобновятся, в строительные планы можно будет внести ряд полезных изменений. Публикуем текст автора с его разрешения.

В прошлом году в Екатеринбург пришла московская мода — менять бетонную тротуарную плитку на гранитную. Можно много ругать московскую программу «Моя улица», однако там, по крайней мере, не только меняли плитку, но еще и улучшали улицы, которые попали в программу: оптимизировали проезжую часть, улучшали пешеходную инфраструктуру, увеличивали площадь озеленения. Администрация Екатеринбурга пошла особым путем: менять плитку, но при этом ничего по сути на улице не улучшать.

Вообще, в связи с эпидемией коронавируса глава Екатеринбурга Александр Высокинский заявил, что укладки гранита на тротуары в этом году не будет. Но, очевидно, службе закупок мэрии он соответствующего распоряжения не дал и администрация отыграла контракт на укладку гранитной плитки на улице 8 Марта от проспекта Ленина до улицы Малышева.

Что же мы видим? По сути на этом участке улицы 8 Марта ничего не меняется, кроме самого типа тротуарного покрытия. А что на этом участке можно изменить?

Приподнятые переходы через проезды

Например, можно сделать приподнятые переходы на пересечениях тротуаров с местными проездами.

Приподнятое пересечение с проездом к зданию на ул. 8 Марта, 13

Приподнятое пересечение с проездом к зданию на ул. 8 Марта, 13

По улице 8 Марта движется огромное количество пешеходов. Машин к Театру эстрады, а также на парковку перед зданием на 8 Марта, 13 заезжает существенно меньше. Соответственно, вполне логично, чтобы пешеходы имели не только формальный приоритет при пересечении этих проездов, но и приоритет, буквально вымощенный гранитом.

Приподнятое пересечение с проездом к Театру эстрады

Приподнятое пересечение с проездом к Театру эстрады

Приподнятые пересечения, кстати, ранее были сделаны на другом участке улицы 8 Марта — между Радищева и Малышева, также в рамках ремонта тротуаров.

Приподнятое пересечение с проездом на участке улицы 8 Марта от Малышева до Радищева

Приподнятое пересечение с проездом на участке улицы 8 Марта от Малышева до Радищева

То есть это не какая-то несбыточная и нереализуемая фантазия, но вполне реальная вещь, которую можно было сделать.

Посадка деревьев

На 8 Марта между Ленина и Малышева деревья есть около здания администрации города и напротив храма «Большой Златоуст». Все остальные участки улицы абсолютно голые, что в сочетании с огромной площадью проезжей части создает полное впечатление асфальтобетонной пустыни.

На участке улицы 8 Марта от Ленина до Малышева очень много асфальта и очень мало деревьев

На участке улицы 8 Марта от Ленина до Малышева очень много асфальта и очень мало деревьев

Можно было использовать данный ремонт, чтобы посадить недостающие деревья там, где их посадка уже предусмотрена — перед тем же «Большим Златоустом». Там есть пробелы в рядной посадке деревьев, которые можно заполнить.

В тех местах, где уже есть деревья, существуют пробелы, которые можно заполнить

В тех местах, где уже есть деревья, существуют пробелы, которые можно заполнить

Однако это не сделано и те места, где могли бы расположиться приствольные лунки, будут просто заложены плиткой.

Сделать «парковочные уши»

8 Марта между Ленина и Малышева — одна из немногих улиц в центре, где еще осталась парковка под углом к проезжей части, — просто потому, что эта улица очень широкая.

Улица 8 Марта между Ленина и Малышева настолько широкая, что даже хватает места на перпендикулярную парковку

Улица 8 Марта между Ленина и Малышева настолько широкая, что даже хватает места на перпендикулярную парковку

То место в поперечном профиле улицы, которое занимает парковка, не используется для движения транспорта, и поэтому в тех местах, где парковки нет, проезжую часть можно сузить. Например, в районе пешеходных переходов.

Проезжая часть, задействованная под парковку, в тех местах, где парковка заканчивается, реально не используется для движения

Проезжая часть, задействованная под парковку, в тех местах, где парковка заканчивается, реально не используется для движения

Получаются так называемые парковочные уши (по-английски bulb-out) — выступы тротуара на ширину парковочного места, которые увеличивают пространство для пешеходов и сокращают длину пешеходных переходов.

В таких местах имеет смысл делать выступы тротуара

В таких местах имеет смысл делать выступы тротуара

Кстати, такие «парковочные уши» во множестве появились в Москве в рамках программы «Моя улица», с которой скопированы гранитные потуги Екатеринбурга.

Убрать заборы

Пешеходные ограждения уродуют город. Это понимают уже даже на уровне составителей ГОСТов и СП, поэтому в этом году в ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения» были внесены изменения, позволяющие не устанавливать пешеходные ограждения там, где между проезжей частью и тротуаром имеется газон шириной от 1 метра. На 8 Марта нет таких газонов, однако их нетрудно создать, например, у того же «Большого Златоуста».

Бессмысленный забор можно было бы убрать, если сделать газон шириной больше 1 метра между тротуаром и проезжей частью

Бессмысленный забор можно было бы убрать, если сделать газон шириной больше 1 метра между тротуаром и проезжей частью

Это позволило бы избавиться от нескольких десятков метров бессмысленного металлолома на одной из центральных улиц города.

Сузить проезжую часть

Границы проезжей части на улице 8 Марта от Ленина до Малышева были сформированы в 1930-е годы, когда строилась первая в городе трамвайная линия.

C тех времен, когда была сформирована граница проезжей части на улице 8 Марта, изменился и характер дорожного движения, и наши представления о том, как должны выглядеть улицы

C тех времен, когда была сформирована граница проезжей части на улице 8 Марта, изменился и характер дорожного движения, и наши представления о том, как должны выглядеть улицы

С тех пор многократно менялись и характер движения, и наши представления о том, какими должны быть улицы, и представления о безопасности. Граница проезжей части все это время оставалась неизменной, и поэтому сегодня на 8 Марта между Малышева и Ленина существенно больше асфальта, чем реально требуется.

Судите сами. Со стороны Малышева на этот участок въезжает две полосы движения, а принимает их четырехполосная проезжая часть.

Со стороны Ленина в каждый момент времени на участок не въезжает больше двух полос движения, а принимает их трехполосная проезжая часть, да еще и с гипертрофированной крайней правой полосой, которую частично занимает перпендикулярная парковка.

На этом участке улицы слишком широкая проезжая часть. Это неэффективно, небезопасно и некрасиво. Эту проезжую часть можно либо сузить, либо перераспределить, оставив для личного автотранспорта то пространство, которое реально необходимо, а за счет остального создать, например, велосипедные дорожки, выделенные полосы общественного транспорта, зоны дополнительного озеленения, более широкие тротуары для пешеходов и так далее.

Этот участок улицы нуждается в полном переосмыслении, но, к сожалению, не в этот раз

Этот участок улицы нуждается в полном переосмыслении, но, к сожалению, не в этот раз

К сожалению, ничего этого не делается, потому что укладка гранита на тротуарах Екатеринбурга — это не про то, чтобы сделать город лучше, а про то, чтобы освоить бюджетные средства. Это основной приоритет нашей городской администрации.

Укладка гранита на 8 Марта между Ленина и Малышева обойдется городскому бюджету в 33 миллиона рублей. Довольно дорого для ничего не улучшающего ремонта 400-метрового участка улицы. Однако это всего лишь верхушка айсберга! В этом году город также заменит тротуарное покрытие на улице Пушкина от Ленина до Малышева за 26 миллионов рублей — такой же ничего не улучшающий ремонт.

В целом же в Екатеринбурге каждый год проводятся уличные ремонты на десятки и сотни миллионов рублей. Ремонты, которые просто восстанавливают исходное состояние улиц, но ничего не улучшают по существу. Не улучшается пешеходная среда, не делаются велодорожки, не высаживаются новые деревья. Наши улицы находятся в режиме стагнации, но жизнь между тем не стоит на месте. Другие города и в России, и в мире улучшают свои улицы, делая их более удобными, более безопасными и более привлекательными и, оставаясь на месте, мы проигрываем этим городам.

У нашего города просто нет финансовой возможности делать отдельно ремонты и отдельно заниматься развитием. Каждый проект ремонта должен подразумевать улучшение и развитие, а не просто замену асфальта и плитки.

Согласны с предложениями урбаниста?

    Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

    Автором колонки может стать любой. У вас есть свое мнение и вы готовы им поделиться? Почитайте рекомендации и напишите нам!

    оцените материал

    • ЛАЙК19
    • СМЕХ1
    • УДИВЛЕНИЕ1
    • ГНЕВ4
    • ПЕЧАЛЬ2

    Поделиться

    Поделиться

    Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

    Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!