14 июля вторник
СЕЙЧАС +30°С

Кому положены выплаты и как нас обманывают банки? Отвечаем на вопросы екатеринбуржцев о деньгах

Узнайте, какие новые уловки придумали мошенники

Поделиться

Вместе с правозащитниками продолжаем отвечать на простые, но важные вопросы горожан 

Вместе с правозащитниками продолжаем отвечать на простые, но важные вопросы горожан 

Мы вместе с Центром защиты прав потребителей продолжаем отвечать на простые вопросы горожан. Этот выпуск — про деньги. Как нас обманывают в банках, куда не стоит вкладывать средства и можно ли брать «быстрые кредиты за пять минут»? Помните, что на любые ваши вопросы вам готовы ответить в официальном аккаунте муниципального центра в Instagram.

— Вчера на остановочном комплексе наткнулась на объявление: «Кредит от частного лица, нужен только паспорт, никаких справок, получение денег наличкой в день обращения, на любой срок, о проценте договоримся». Объявление старенькое, все бумажки с телефоном оборваны. Я подумал — хорошо бы взять деньги по-быстрому, перебиться до зарплаты. Подскажите, это законно?

— Выдавать кредиты и займы на регулярной основе могут только профессиональные кредиторы: банки, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы и ломбарды.

«Конечно, подобные организации объявления размещать на улице не будут. Это незаконная финансовая деятельность, черные кредиторы»

Центр защиты прав потребителей

Какие здесь риски? Во-первых, вы запросто можете нарваться на мошенников — и, кроме копии расписки в получении большой денежной суммы, не получить больше ничего, ни копейки денег. Во-вторых, процентная ставка у таких дельцов, как правило, крайне завышена, ведь вы берете в долг и практически ничем не обеспечиваете возврат взятой суммы (кроме расписки и честного слова). Поэтому риски невозврата покрываются огромными процентами и жесткими условиями по возврату. В-третьих, бывает так, что потенциальный кредитор предлагает завести будущему должнику электронный кошелек или пластиковую карту и пополнить их определенной суммой (как правило, не очень большой), якобы для того, чтобы активировать или чтобы подтвердить свою платежеспособность. Затем, когда потенциальный должник сообщает реквизиты кошелька или карты, кредитор просто ворует оттуда деньги. Или сначала перечисляет туда денежные средства, а потом тут же их мошеннически снимает. Денег на карте нет, а долг есть.

— В социальной сети в новостной ленте увидела пост некоего «официального Компенсационного центра». Пост начинался со слов: «А вы уже получили компенсацию? Проверьте наличие компенсации Н. Д. С. в ваш адрес». Далее видео и бегущая строка: «Подписан указ о начале выплат по возврату НДС гражданам РФ». Выплаты до 310 000 рублей». Я сначала так обрадовалась, а потом подумала — а при чем тут НДС? Поняла, что это какие-то жулики или просто нечестные юристы или финансисты хотят нажиться на том, что не все граждане разбираются в финансах. Пожалуйста, скажите, я права? Или, может быть, действительно есть единый реестр получателей компенсаций и я могу на что-то рассчитывать?

— К сожалению, в любое трудное время, когда многие испытывают финансовые трудности, появляются нечестные люди, которые хотят нажиться на тяжелом положении своих сограждан. Для того чтобы привлечь «клиентов», такие «компенсационные центры» используют разные методы — начиная от адресной рассылки, массы положительных отзывов «реальных» людей, получивших деньги, заканчивая использованием государственных символов и обликов известных людей. Очень часто такие сайты маскируются под сайты официальных государственных организаций. К несчастью, есть люди, которые попадаются на эти уловки и в результате теряют свои деньги. Каждому из нас кажется, что он никогда не станет жертвой подобных «компенсационных центров», но, увы, это ложная уверенность.

«Нужно помнить, что никакого единого реестра получателей компенсаций из бюджета нет»

Центр защиты прав потребителей

Никогда государственный или муниципальный орган, которому поручено организовать те или иные выплаты, не передаст эту обязанность частной организации. Никогда государство не потребует внести денежные средства для получения гражданином полученной социальной выплаты. И — самое главное — любая выплата оформляется либо через сайт государственных услуг, либо в МФЦ.

— Увидел в газете объявление: «Организация по продаже продуктов питания возьмет в долг деньги у частных лиц под хорошие проценты». У меня есть некоторые накопления. Хочется подзаработать. Такая деятельность разрешена? Я смогу гарантированно вернуть свои деньги?

— Давать деньги в долг — это всегда риск. Тем более когда возврат долга ничем не обеспечен (например, залогом имущества, чьим-то поручительством, банковской гарантией и т. п.). Вы можете заключить любой договор с организацией и даже заверить этот договор у нотариуса, но есть ли гарантия, что завтра данная организация просто не исчезнет? Нет, она не объявит себя банкротом, не ликвидируется официально. Юридически она будет существовать, но физически вы ее не сможете найти: офис закрыт, договор аренды прекращен, директор и иной персонал уволен.

«Суд, скорее всего, удовлетворит ваш иск, но будет ли решение суда исполнено, если у организации нет имущества и денежных средств?»

Центр защиты прав потребителей

Нужно понимать, что, скорее всего, под таким объявлением скрываются не очень благонадежные компании (раз у них нет иного способа привлечь деньги, кроме как обратиться к населению).

— Хочу пожаловаться на банк, который навязал мне кучу дополнительных услуг (и сертификат на юридическое обслуживание, и сертификат «Помощь на дороге», и страхование жизни). Договор заключил неделю назад.

— Прежде чем оформлять жалобу, рекомендуем вам все-таки обратиться в страховую компанию с заявлением об отказе от договора страхования. Для этого есть период охлаждения. Он длится минимум 14 дней после оформления полиса. В течение этого времени можно сдать страховой полис и вернуть свои деньги. Также можно воспользоваться правом на отказ от договора на оказание прочих услуг (в том числе юридических). Такое право предоставляется законом «О защите прав потребителей».

Если страховая организация отказывается расторгать договор, хотя период охлаждения еще действует, то напишите жалобу на страховую компанию в Банк России. Можно также позвонить по телефону 8 (800) 300-3000, звонок по России бесплатный.

— Недавно моя мама пришла в банк, чтобы закрыть вклад и забрать деньги. Однако ей отказали. Сказали, что нужно идти в страховую организацию, так как на самом деле она оформила не вклад, а какой-то полис страхования жизни. Как такое возможно? И что теперь делать?

— Скорее всего, вашей маме в банке вместо вклада предложили оформить полис инвестиционного страхования жизни (ИСЖ). Это яркий пример мисселинга. Такой вот новый термин обманщики ввели в наш оборот.

«Что такое мисселинг? Это, по сути, обман. Клиента вводят в заблуждение и вместо одного продукта предлагают купить другой»

Центр защиты прав потребителей

Уверена, что менеджер банка рассказал вашей маме, что полис ИСЖ — это то же самое, что и вклад, только лучше, так как доходность выше. При этом забыл упомянуть, что банковские вклады, в отличие от ИСЖ, застрахованы государством и доходность по ИСЖ никто не гарантирует. Вы можете даже не заработать, а потерять средства. При этом само инвестиционное страхование жизни — законный продукт, только ваша мама пришла не за этим и ей не объяснили все риски. С мисселингом чаще всего можно встретиться как раз в банке. Как защититься от мисселинга? Главное и самое эффективное средство — всегда внимательно изучайте договор и приложение к нему. Подписывайте документ только в том случае, если все пункты в нем вам понятны. Перед тем как поставить подпись, возьмите копию договора домой и внимательно его изучите.

На какие моменты стоит обратить внимание:

  1. С кем вы заключаете договор, а значит, с кем вам предстоит иметь дело в будущем — с самим банком или со страховой организацией;
  2. Попадают ли ваши деньги в государственную систему страхования вкладов;
  3. Гарантируют ли доходность и какую;
  4. На какой срок вы заключаете договор. Что будет, если вы захотите расторгнуть договор раньше. Сколько денег вам вернут.

Вашей маме можно посоветовать все-таки написать заявление в страховую организацию и обязательно подать жалобу в Банк России. Чтобы это правильно сделать, обращайтесь к нам, мы бесплатно и очень оперативно поможем все сделать.

Прочитайте наши предыдущие ответы на простые житейские вопросы граждан. О работе малого бизнеса, борьбе с ТСЖ и хамоватых врачах. Всю информацию о коронавирусе мы собираем в режиме онлайн.

оцените материал

  • ЛАЙК5
  • СМЕХ4
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ2
  • ПЕЧАЛЬ1

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!