13 августа четверг
СЕЙЧАС +13°С

Схиигумен Сергий провел службу и объяснил, за что его лишили сана: все о конфликте в монастыре

Мы вели онлайн-трансляцию

Поделиться

В Среднеуральский монастырь сегодня нагрянула полиция. Визит силовиков мог быть связан со вчерашними сообщениями в СМИ о том, что монастырь взяли под охрану казаки. Мы рассказывали о ситуации в режиме онлайн.

Все началось в конце апреля, когда схиигумен Сергий записал видеоролик, в котором проклял тех, кто закрывает храмы из-за коронавируса.

— Предлагаю страдающим старческим маразмом, старческой пандемией, духовной проказой забыть Бога, запрещать ходить в храмы, выселить их по выбору в Республику Биробиджан, либо на остров Мартиника, или на остров Спиналонга, — заявил схиигумен в своем обращении. — Смею уверить, что, как только это произойдет, закончится несуществующая эпидемия коронавируса в России. Кто посягает на закрытие храмов — да будет проклят он и весь его род.

Ролик на YouTube в итоге заблокировали.

После проверки полиции схиигумен Сергий сказал, что в монастыре все спокойно.

— Как вы видите, никаких вооруженных людей. У нас тихо и мирно. Паломники могут приходить, — сказал священнослужитель.

После короткого разговора отец Сергий призвал свою паству помолиться за нашего корреспондента Ивана Шестака.

После видеообращения схиигумена его лишили права проповедовать. Об этом Е1.RU сообщали в пресс-службе регионального представительства РПЦ.

— Поскольку неоднократные вразумления священноначалия Екатеринбургской епархии относительно качества и содержания проповедей схиигуменом Сергием (Романовым) были проигнорированы, сегодня было принято решение о лишении его права проповедовать и высказываться в публичном пространстве, что более соответствует покаянному, молитвенному и уединенному образу жизни схимонаха, — пояснили в Екатеринбургской епархии.

Затем основателю монастыря запретили носить крест и принимать исповеди и служить литургии.

Сам основатель Среднеуральского женского монастыря записал видеообращение к митрополиту Екатеринбургскому и Верхотурскому Кириллу. Он просит принять решение по его судьбе и судьбе женского монастыря, построенного в честь иконы Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов». Отец Сергий, читая текст с листа и запинаясь, на видео заявляет, что не покинет церковь и выгонять его придется Росгвардии.

Церковный суд Екатеринбургской епархии рассмотрел вопрос о поведении основателя Среднеуральского женского монастыря схиигумена Сергия (Романова). Но из-за того, что клирик не смог объяснить свое поведение, следующее заседание церковного суда состоится 26 июня.

Комментарий епархии

Вчера Сергий сместил настоятельницу Среднеуральского женского монастыря Варвару (Крыгину). Вместе с несколькими монахинями она покинула обитель и укрылась в Ново-Тихвинском женском монастыре.

Комментарий Епархии по этому поводу:

— В ответ на запросы СМИ сообщаем, что заштатный клирик епархии схиигумен Сергий (Романов), ранее запрещенный в священнослужении и лишенный права ношения наперсного креста до решения Церковного суда, выказал непослушание настоятельнице обители – матушке Варваре.

Скорбя о заблуждении бывшего духовника обители, ради умирения ситуации матушка-настоятельница приняла решение вместе с сёстрами, не разделяющими раскольническую позицию схиигумена Сергия, временно оставить территорию обители с тем, чтобы, избежать ненужных распрей, к коим ныне склонен отец Сергий, и дать ему возможность одуматься и принести покаяние.

В Екатеринбургской епархии призывают молиться о вразумлении схиигумена Сергия. Ему дана возможность исправиться до следующего заседания суда 26 июня 2020 года.
Надеемся, что отец Сергий сможет за это время найти в себе духовные силы к живому и искреннему разговору, пересмотрит своё отношение к своему поведению и покается.

Просим представителей СМИ не идти на поводу у тех, кто сегодня сознательно вводит в заблуждение представителей СМИ и широкую общественность, сообщая псевдоновости о жизни обители и порою изобретая откровенно надуманные инфоповоды.

Отмечаем, что сложившуюся ситуацию Екатеринбургская епархия предпочла бы разрешить в мирном духе, с христианской любовью в строгом соблюдении канонических правил Церкви.

Монахиня Варвара (Крыгина) назначена настоятельницей Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» решением Священного Синода 20 апреля 2005 года. Настоятельница – главное должностное духовное лицо в женском монастыре. Именно она управляет монастырем.

По словам охраны, отец Сергий не дает интервью ни под каким предлогом.

— Вчера тут были журналисты и что они написали? Что монастырь охраняют казаки с оружием. Вы их видите? Нет. Потому что их тут действительно нет. У нас все тихо-мирно.

Новое обращение схиигумена

Отец Сергий написал новое обращение о том, что происходит в монастыре.

Вот цитата из его обращения:

— Господь Бог наш Иисус Христос, Матерь Божья, святые позволили мне участвовать в строительстве пяти монастырей. Либеральные СМИ пишут, что я захватил монастырь. Странно звучит. Мы строили вместе с настоятельницей монастыря, с божьей помощью 18 лет на пустом месте. Прошу святейшего патриарха Московского и всея Руси прочитать заклинательные молитвы. Хотя бы и по онлайну. За всех страждущих, больных, хромых, одержимых, бесноватых. Их в России сотни тысяч.

В России десятки тысяч пустующих деревень. Предлагаю всем священникам, журналистам пойти в пустые деревни и возродить их, а не болтать, что Запад нас прокормит.

За время своей службы я никогда не нарушал каноны. Но, когда моих чад, монахинь захотели отдать под руководство духовника Ново-Тихвинского монастыря, у которого друзья сектовед Дворкин, дьякон Кураев, я остался в монастыре, чтобы дети не остались без отца.

Я служу, как учили святые отцы церкви. Из 523 человек никто не заболел [коронавирусом]. Игуменья Варвара и четыре человека сами ушли из монастыря из-за страстей. В монастырь приезжали полиция, прокуратура, ФСБ, убедились, что все спокойно. Общественного порядка среди деревьев не нарушали.

Я когда не был должен, монастырь строился на народные деньги. Заявляю всем пропагандистам, СМИ. Помимо прихожан меня слышат казаки, спортсмены, 33 тысячи боевых офицеров, которые показали мужество на дорогах войны. И решать, где мне быть, на каком посту России, не гонителям веры, а поместному собору. Я призываю Россию к покаянию.

По словам охраны, полиция приезжала из Среднеуральска.

Несмотря на то что игуменья Варвара отсутствует, в монастыре продолжают проводиться службы.

Было трое полицейских в форме (одна из них девушка, фотографировала) и несколько человек в гражданке. Пробыли на месте около часа, говорили с Сергием. Это все было около 10:30.

Паломников в монастыре становится все больше.

Атаман Уральского казачества Геннадий Ковалев:

— Мы поддерживаем морально отца Сергия. Нельзя человека, который построил «Ганину Яму» и вот этот монастырь с нуля, который столько трудов вложил в Екатеринбургскую епархию, взять и как собаку выгнать. Со многим, что он говорит, мы не согласны, но морально его поддерживаем.

Странная ситуация. Охрана встала у ворот и запрещает журналистам заходить на территорию монастыря, при этом пропуская паломников. Охранники говорят, что нужно благословение.

Мы обратились в пресс-службу епархии, но там благословение дать не смогли. Предложили обратиться к Всеволоду Могучеву, соратнику схиигумена Сергия.

Могучев попросил обратиться к священникам.

Сектовед Роман Силантьев:

— Я слежу за ситуацией. Чтобы сделать выводы, надо посмотреть за развитием событий и определить тенденцию. Развитие идет, с одной стороны, по привычному для такого случая сценарию формирования секты, с другой стороны, там есть неожиданные повороты. Всегда интересно наблюдать, как случай становится уникальным. Надо набраться терпения и подождать.

Комментарий полиции

В пресс-службе областного главка пояснили, зачем наряд полиции приезжал в Среднеуральский монастырь.

— Сотрудники полиции территориального ОВД получили информацию о возможном нарушении общественного порядка на территории Среднеуральского женского монастыря. В соответствии с законом «О полиции» представители МВД выехали на указанный адрес и проверили эти сведения. Как выяснилось, информация о беспорядках не нашла своего подтверждения, — заявил полковник Валерий Горелых.

В храме монастыря идет служба. Там же молится Дмитрий Соколов из «Уральских пельменей». Охрана смотрит, чтобы никто не снимал.

Паломников на территорию монастыря пропускают.

Охранники говорят, что схиигумен запретил пускать журналистов

Охранники говорят, что схиигумен запретил пускать журналистов

Что вы знаете о дистанции в 1,5 метра?

Службу, кстати, проводит Сергий.

Немного фото из монастыря.

Одна из прихожанок приехала в монастырь с двумя девочками лет пяти. Она считает, что отец Сергий все делает правильно.

— Потому что хоть кто-то сегодня должен сказать правду!

О какой правде идет речь, она не пояснила. Но в монастыре, говорит, всегда было мирно и спокойно.

На территорию заехал минивэн с монахиней Ново-Тихвинского монастыря.

Казаки хотят создать согласительную комиссию, чтобы примирить схиигумена Сергия из Среднеуральского монастыря с Екатеринбургской епархией.

— Мы готовы поучаствовать в создании согласительной комиссии, чтобы принять какое-то нормальное решение. В ней могут участвовать отец Сергий, епархия, представители патриархии, чиновники от Свердловской области, из Москвы кто-то может поприсутствовать, чтобы решить конфликт полюбовно, — сказал атаман Геннадий Ковалев.

По словам Геннадия Ковалева, казаки Уральского казачества не участвуют в охране монастыря, но поддерживают отца Сергия:

— [Казаки у монастыря] — это какие-то личные связи отца Сергия. Мы законопослушная организация, действуем в рамках Конституции и Уголовного кодекса РФ.

Вице-губернатор Сергей Бидонько:

— Мы, конечно, видим, что происходит, и следим за этой ситуацией, но пока не принимаем никаких активных действий и не участвуем прямо в урегулировании конфликта. Ни прихожане, ни епархия за помощью к властям не обращались. Считаю, что неправильно светским властям вмешиваться в решение внутренних церковных вопросов. Если потребуется наша помощь, мы, конечно, будем предпринимать все усилия для примирения сторон. Что-то уже предпринимали. Но в целом пока церковь сама решает этот вопрос. Главное, что нас здесь интересует, — это чтобы не было нарушений российского законодательства.

Интересно, что в отличие от уральских казаков — общественников, Оренбургское войсковое казачье общество заявило, что информация о поддержке запрещенного в священнослужении схиигумена Сергия является дезинформацией.

В Кремле не следят за ситуацией в Среднеуральском монастыре, сообщает телеграм-канал «Раньше всех».

Екатеринбурженка Анна написала нам колонку о знакомстве с Сергием:

«Впервые я увидела отца Сергия в 2005 году, тогда среди верующих людей он считался кем-то вроде святого старца. О нем говорили, что он прозорливый, то есть может предсказывать будущее. Ходили слухи, что он одним словом может заставить человека поменять свою жизнь на 180 градусов. У меня оставался год до поступления в институт, нужно было определяться с вузом, и мы с мамой (она верующая) решили съездить к нему в женский монастырь за советом. Монастырь находится в лесу, без своей машины добраться туда сложно, но от епархии раз в неделю по субботам туда ходили бесплатные автобусы, обратно реально было вернуться только в воскресенье днем. Расскажу, как я провела сутки в этом монастыре.

Первое, что удивило меня тогда, — какое там большое хозяйство. Помню, что там был хлев для животных, в котором кроме кур и коз были павлины. Это в середине двухтысячных, когда храмы в основном жили довольно бедно и существовали только на пожертвования. Второе, что бросилось в глаза, — количество детей, живущих на территории монастыря. По идее, ведь в монастыре должны жить монахини, которые отказались от обычного мира, обычно это или незамужние женщины, или уже в возрасте, которые могут оставить семью. А здесь было много просто прихожанок храма, которые жили там вместе с детьми. Из-за этого место было больше похоже на общину. Позже я поняла, что Сергий сам предлагает женщинам оставаться в монастыре: когда вечером я подошла к нему попросить совета, он сказал, что поступление — это хорошо, но вообще я «послушница», и, возможно, приеду к нему в монастырь жить. Я считаю, что среди верующих, по крайней мере тогда, было много людей запутавшихся и нерешительных. Они искали в церкви ответ, как им жить дальше, а по сути хотели, чтобы кто-то принял решение за них. Таких людей очень легко убедить в чем-то и подчинить своей воле, достаточно лишь сказать, что им «на роду написано», например, служить в монастыре.

Вообще, там царила атмосфера тревоги. Вполголоса после службы прихожанки рассказывали истории, как нас всех чипируют, когда присвоят ИНН, как нас всех выслеживают спутники из космоса, а скоро мы совсем не сможем расплачиваться наличкой, потому что за нами будут следить по пластиковым картам. И спастись можно будет, только уехав в деревню и заведя свое хозяйство. Сейчас я легко могу представить, что эти люди не верят в существование коронавируса, зато верят в 5G-излучение и прочие вещи. Вечером нам постелили матрасы и мы остались спать на полу в храме. Все, кто приехал с нами, были тут же, свободного места почти не было, храм был забит. В 6 утра нас подняли, началась служба (в монастырях они всегда начинаются рано).

Стоять на ногах несколько часов было тяжело, и я села на скамейку. Женщина, сидящая рядом, заругала меня, потому что «Бог накажет, я же еще молодая и нужно терпеть». Терпеть не хотелось. Хотелось уже поесть и уехать отсюда.

Наконец, служба закончилась, и Сергий вышел к народу читать проповедь (это такое напутственное слово священника своим прихожанам). Это была просто кульминация всего дня. Священник вышел перед народом и стал говорить — сначала тихо, потом громче и в итоге перешел почти на крик. Выдерживая паузы, делая акценты на словах, он в красках описывал, какой мир нас ждет в скором будущем, если мы не покаемся и не очнемся уже в конце концов. ИНН — это зло, говорил он, не принимайте ИНН. Было еще что-то про врагов православных людей и про то, что везде враги. Спастись можно только усердной молитвой и раскаянием в том, что делаешь. А делаешь ты, в общем, все не так, и самому спастись нереально — в этом был основной посыл речи Сергия. Женщины вокруг кивали, плакали, многие всю речь слушали на коленях. Меня все происходящее пугало.

Проповедь закончилась, все потихонечку стали расходиться. Нас напоили чаем и накормили нехитрой православной едой. Подъехал автобус. В город после всего увиденного было странно возвращаться — мне было 15, я ехала и думала: вот люди спокойно живут своей обычной жизнью, а тут, оказывается, кругом враги и мир на грани опасности. Прошло 15 лет с тех пор, как я была у Сергия, я отучилась в институте и работаю по специальности. Я не ушла «в послушницы», и пока меня не чипировали. У Сергия я больше не была, но пару лет назад он сам приезжал к нам на работу — владелец компании, где я работала, очень его уважал. Сергий снова читал проповедь, уже не такую яркую, как в 2005-м. В этот раз публика была неблагодарная — никто не плакал, все вежливо его послушали и разошлись по рабочим местам».

Служба в храме закончилась.

Отец Сергий показал свою келью. Он ответил на вопрос, почему изображение Сталина висит в келье — потому что он поднял страну, уничтожил мужеложество.

Актер «Уральских пельменей» Дмитрий Соколов считает, что Сергий сделал правильно, что пообщался с журналистами открыто.

По словам Сергия, он никаких церковных канонов не нарушал.

Сергий общается с прихожанами и журналистами.

Разговор с Сергием

— Кто сейчас фактически управляет монастырем? — спрашивают Сергия журналисты.

— Я, отец, наставник и строитель этого монастыря.

— Что можете сказать об обвинениях в вашу сторону?

— Я ничего не нарушал. Меня лишили [сана] за то, что я сказал правду. Сегодня я прочитал проповедь, на все вопросы ответил. Если я кого-то смутил, простите. Я люблю вас больше жизни. Я не страшливый, не боязливый. Хочу говорить, хочу идти за крестом. Мне Господь дал пример на всю жизнь. Я боюсь оставить Христа.

— Какой выход из ситуации?

— Я не нарушал. Ничего не нарушал. Вы спросите у народа. Неужели я нарушал? Что вас смутило?

— У нас нет претензий! — кричат прихожане, и Сергий просит их не галдеть, а слушать.

— Дело в том, что на этом месте я читаю специальные молитвы о страждущих, больных, бесноватых, одержимых. Я молюсь. Мой враг — грехи, — говорит Сергий. — Я мирный человек. Вам напрасно говорили. Смотрите сами, у нас все хорошо.

— Вы пытались общаться с митрополитом?

— Мы уже говорили, он сказал, чтобы я не говорил с вами, чтобы замолчал, не исповедовал, не причащал. Поэтому я предложил: читайте вы тогда. У меня до 20 тысяч человек в месяц. У меня склады [с продуктами] для народа готовы.

— Если вас отлучат от служения, что будет дальше?

— Отлучения от церкви еще нет. Будет народ решать. Если вам угодно, чтобы я здесь был, решайте. Я не нарушал. Почему мне бы не вернуть право служить? Какой раскол? Меня за слово выгнали! Кому-то не понравились мои слова, на них указали патриарху, митрополиту.

— Каких действий от митрополита ожидаете?

— Не буду говорить за него. У меня мирно и ладно на душе.

— Что хотела полиция?

— Они приехали, потому что масса журналистов рассказали, что у меня неспокойно.

— Не жалеете, что так получилось?

— Кто не хочет страдать за народ, зачем он живет на земле? На то, чтобы я говорил публично, меня благословили на Афоне.

— Охрана по периметру — кто это?

— В монастыре хотели заменить духовного отца. Если бы к вам пришли и заменили, понравилось бы?

Сергий передал букет пионов епархии.

Отец Сергий объявил о том, что на территории монастыря люди лечатся и исцеляются от рака.

— Сегодня у нас радостное событие. Хочу объявить, что у нас офицер ФСБ исцелился от третьей стадии рака.

Десятки прихожан вышли вместе с Сергием пообщаться с журналистами.

Как выглядит келья схиигумена

Немного фото из кельи схиигумена.

Полное заявление епархии по поводу конфликта с Сергием:

— На сегодняшний день деятельность запрещенного в служении заштатного клирика Екатеринбургской епархии схиигумена Сергия (Романова) является предметом рассмотрения епархиального церковного суда, в настоящее время не вынесшего окончательного решения. Согласно церковным правилам, клирику, обвиняемому в канонических нарушениях, должна быть предоставлена не только возможность оправдаться в возводимых на него обвинениях, но и время на пересмотр своих заблуждений и покаяние, что является главной целью церковного суда.

Схиигумену Сергию (Романову) предписано нести тихий молитвенный монашеский подвиг на территории мужского Иоанно-Богословского скита, который расположен в непосредственной близости от Среднеуральского монастыря.

Однако в настоящее время схиигумен Сергий оказывает непослушание священноначалию. Ради умирения ситуации настоятельница Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» игуменья Варвара (Крыгина) по благословению правящего архиерея приняла решение вместе с верными Церкви и своим монашеским обетам сестрами временно оставить территорию обители, с тем чтобы избежать ненужных распрей.

В Екатеринбургской епархии призывают молиться о вразумлении схиигумена Сергия, дабы данное ему время до следующего заседания церковного суда он использовал для исправления и покаяния.

Считаем необходимым предупредить, что церковные таинства, если таковые будут совершены схиигуменом Сергием (Романовым) в состоянии запрещения в священнослужении, будут являться недействительными и безблагодатными.

Сегодня для разрешения возникшего настроения очень важно соблюдать здравомыслие и мирность духа.

Мы с уважением относимся к работе СМИ и понимаем невозможность обойти молчанием этот конфликт. Однако просим не нагнетать и искусственно не дестабилизировать обстановку в Среднеуральском монастыре чрезмерностью внимания, поскольку информационный шум лишь разогревает горячие головы и забирает то время, которое мы предоставляем заблудшим для пересмотра своей позиции.

Выражаем надежду, что деликатность и болезненность этой сугубо внутрицерковной проблемы удержит журналистов от искушения идти на поводу у тех, кто сегодня сознательно вводит в заблуждение представителей СМИ и широкую общественность, сообщая псевдоновости о жизни обители и порою изобретая откровенно надуманные информационные поводы.

Отмечаем, что сложившуюся ситуацию Екатеринбургская епархия предпочла бы разрешить в мирном духе, с христианской любовью, в строгом соблюдении канонических правил Церкви.

Один из самых известных православных священнослужителей России диакон Андрей Кураев считает, что в конфликте со схиигуменом Сергием дело может дойти до вооруженного противостояния. По его словам, это произойдет, если переговорщики не сумеют убедить Романова мирно покинуть монастырь. Также Кураев заявил, что Романов ведет себя не так, как подобает монаху.

— Имя Сергия Романова вызывает печальную ассоциацию с именем митрополита Викентия, который ныне митрополит Ташкентский и Узбекистанский, а раньше он был главой Екатеринбургской епархии. Именно он рукоположил Сергия в священники, что было сделано противозаконно, по той причине, что Сергий Романов — убийца, — сказал E1.RU Андрей Кураев. — Такой человек может прийти в монастырь и принять монашество, но он не может принять священный сан. Это беда, стиль Викентия. Он сам человек, который считает себя благочестивым, и потому думает, что он выше правил и канонов. Иногда бюрократ и управленец, типа вашего современного митрополита Кирилла, лучше, чем харизмат, который действует, как захотела левая пятка, и считает, что это голос Божий, — рассказал Кураев.

Подробнее по ссылке.

На этом мы завершаем нашу онлайн-трансляцию. В ближайшее время опубликуем репортаж из Среднеуральского монастыря.

оцените материал

  • ЛАЙК9
  • СМЕХ25
  • УДИВЛЕНИЕ5
  • ГНЕВ4
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!