6 июля понедельник
СЕЙЧАС +15°С

Маршрут выходного дня: пять мест на Урале, где есть уникальные рукотворные и природные сооружения

Здесь будет интересно даже в плохую погоду и если музеи закрыты

Поделиться

На Урале есть удивительные сооружения и отличные места для фотосессий

На Урале есть удивительные сооружения и отличные места для фотосессий

Погода на Урале немного подпортилась, музеи из-за пандемии еще закрыты, но даже при таком раскладе можно путешествовать по родным краям. Сегодня мы сделали подборку мест, где просто интересно погулять и посмотреть на удивительные сооружения.

Итак, берем с собой зонтик, теплую одежду, чай в термосе и бутерброды и отправляемся в поездку.

Красноуфимские виадуки

Прекрасный вид на виадуки

Прекрасный вид на виадуки

Высокие железнодорожные мосты строят в гористой местности, чтобы компенсировать перепады высоты. Как раз таким образом устроена Казанбургская железная дорога, постройка которой завершилась в 20-х годах XX века.

Краеведы рассказывают, что основной сложностью при прокладке дороги было пересечение Сылвинского кряжа. В этой местности много мелких речек, оврагов, перевалов. Было решено построить семь мостов-виадуков. Сейчас старые виадуки выведены из эксплуатации, рядом построены новые или организованы насыпи.

Два виадука находятся в Октябрьском районе Пермского края, другие пять — в Красноуфимском районе Свердловской области. Чтобы увидеть хотя бы несколько этих сооружений, нужно ехать к ним на машине, и чем выше будет проходимость автомобиля, тем больше вы увидите. К некоторым виадукам можно подъехать довольно близко, другие посмотрите на расстоянии: действующие объекты огорожены колючей проволокой и снабжены охраной. Впрочем, это не беда, ажурные арки видно издалека.

Красноуфимские виадуки

Красноуфимские виадуки

Как добраться. Из Екатеринбурга движемся в сторону Перми. Не доезжая до Кунгура, поворачиваем налево, движемся до поселка Октябрьского. Путь — 390 километров по хорошей дороге. По пути можно остановиться в селе Богородск — родине пугачевского атамана Белобородова. От поселка Сарс поворачиваем налево, здесь дорога становится грунтовой, среднего качества. По пути можно посетить Введенскую церковь в деревне Мостовой — единственную белокаменную церковь в этих краях. Через 16 километров от Сарса поворачиваем налево, на плохонькую грунтовку, едем еще 10 километров до поселка Бартым, где находится Бартымский виадук.

Дидинский тоннель

Дидинский тоннель привлекает туристов, которые любят мрачные и загадочные места

Дидинский тоннель привлекает туристов, которые любят мрачные и загадочные места

Около полузаброшенной деревни Дидино, что в часе езды от уральской столицы, есть удивительный объект, который неизменно притягивает любителей тайн, стимпанка и просто интересных для исследования мест. Два года назад железнодорожный тоннель, который тянется на 1123 метра, отпраздновал свое столетие: его открыли в 1918 году. Первыми поездами в тоннеле были эшелоны Белой армии, отступавшей на восток. Последние составы прошли здесь в 1995 году. С тех пор объект заброшен и навещают его порой только редкие туристы.

Состояние тоннеля было плачевным уже 25 лет назад, так что поезда могли двигаться по нему со скоростью не больше 10 километров в час. С тех пор объект обветшал еще больше, и все же ходить по нему не опасно, если не залезать в темные шахты, ведущие в дренажный ход под тоннелем. Рельсы изнутри давно исчезли, скорее всего были сданы в металлолом. Зато здесь царят сумерки и летучие мыши.

У Дидинского тоннеля есть не только плюсы, но и минусы, свойственные заброшкам. Внутри довольно темно, мрачно, холодно и грязно.

Как добраться. За полтора часа на электричке Екатеринбург — Дружинино. Проигнорируйте станцию Дидино и выходите на площадке 1590-й километр. Направо с площадки уходит лесенка, нужно спуститься по ней, не пересекая железнодорожных путей. Дальше идите около ста метров прямо по дороге между домами, а потом сворачивайте направо на лесную просеку, где когда-то лежали рельсы. Прямо по курсу увидите величавый вход в тоннель.

Староуткинский завод

Староуткинский завод

Староуткинский завод

Железоделательный завод в Староуткинске начал работать в 1729 году, и с тех пор там выплавляли металл. Завод менял владельцев, методы производства, он рос, развивался и закрылся только в 2006 году! Ему не так повезло, как нижнетагильскому собрату: старинные цеха не стали музеем и рассмотреть останки демидовского детища может каждый.

Староуткинский чугуноплавильный и железоделательный завод стал первым на Чусовой предприятием с полным металлургическим циклом, то есть с доменным и молотовым производством. Там также отливали пушки, ядра и артиллерийскую дробь. Здешняя пристань была одной из самых крупных на реке. Отсюда каждую весну отправлялись барки с заводской продукцией.

Здания завода интересно рассматривать, ведь в них есть свои «археологические слои» — более старые части цехов построены из бутового камня, поздние — из кирпича, самые современные — из железобетона. Время оставило следы, и тот, кто умеет их читать, узнает многое об истории этого места.

Загадочная индустриальная архитектура

Загадочная индустриальная архитектура

Индустриальная архитектура XIX века удивляет своими арками, неутилитарностью и красотой. Кажется, что перед тобой скорее немного разрушенный после штурма рыцарский замок или собор, а не умирающий завод. При, мягко говоря, неидеальном состоянии строений именно корпуса Староуткинского завода — лучшее по степени сохранности из всей нашей индустриальной архитектуры XVIII–XIX веков.

Как добраться. В Староуткинск нужно ехать по Московскому тракту, а затем через Первоуральск. По дороге на Билимбай следуем дальше через Битимку и Крылосово, Слободу и Прогресс. До пункта назначения примерно 120 километров, в пути вы проведете около двух часов.

Демидовский завод в Нижнем Тагиле

Промышленная архитектура демидовских времен — история уральской матрицы

Промышленная архитектура демидовских времен — история уральской матрицы

Сложно поверить, но этот промышленный гигант, основанный Акинфием Демидовым в 1725 году, закончил свою работу только в 1987-м. Менялись технологии производства, промышленные сооружения сносили и строили, и все это происходило у плотины Нижнетагильского пруда. Почему здесь?

— Нужно было, чтобы сошлись несколько факторов, — рассказывает Алексей Коряков. — Во-первых, река. Энергия воды была нужна, чтобы приводить в действие механизмы. Второе — руда, ее брали на месторождении горы Высокой. Третье — лесные массивы, чтобы уголь служил топливом. Четвертое — транспортные пути. Основной транспортной артерией служила река Чусовая, по ней металл доставляли к рынкам сбыта.

Большие Аллаки

Прикоснитесь к вечности

Прикоснитесь к вечности

А вот и нерукотворное сооружение — древнейшее на Урале святилище. Своеобразный храм под открытым небом. Датировка самых нижних культурных слоев, которые нашли археологи, — около 25 тысяч лет до наших дней. Уже в это время сюда приходили люди. Причем, по всей видимости, не жили, а именно приходили — для совершения неизвестных нам обрядов.

На основании чего сделан такой вывод? Там, где были поселения, обычно находят так называемый культурный слой — кости разнообразных съеденных животных, отщепы каменных орудий, черепки, то есть, проще говоря, свалку. Здесь же найдены только лошадиные кости (что необычно и может говорить о культовых жертвоприношениях) и орудия из горного хрусталя. Все это и указывает на то, что здесь было древнее святилище.

Со скал отправляемся в «археологическую песочницу». Это берег озера Большие Аллаки. Галька и песок выглядят невинно, на самом же деле они скрывают артефакты черкаскульской культуры. В прибрежной полосе сохранились черепки керамики, которой пользовались люди в XV–XIII веках до нашей эры. Богатство истории иногда вымывается водами озера. Достаточно присесть на корточки и внимательно приглядеться. Главное — не нарушать культурного слоя.

Как добраться. Выезжаем из Екатеринбурга по Челябинскому тракту, едем все прямо и прямо. Проехав примерно 110 километров, сворачиваем направо по указателю на Красный Партизан. Отсюда едем по грунтовке, а потом по бетонке. Когда дорога упрется в ров, оставляем автомобиль и идем к скалам.

оцените материал

  • ЛАЙК36
  • СМЕХ2
  • УДИВЛЕНИЕ1
  • ГНЕВ1
  • ПЕЧАЛЬ1

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!