15 августа суббота
СЕЙЧАС +12°С
Фото пользователя

Александр Сергеевич

Соавтор паблика "Удобный город | Екатеринбург"
Фото пользователя

Александр Сергеевич

Соавтор паблика "Удобный город | Екатеринбург"

«Нет цели спасать человеческие жизни»: почему на Урале гибнет всё больше пешеходов и как это исправить

Соавтор паблика «Удобный город» рассуждает о проблеме наездов на пешеходов на примере конкретных ДТП

Поделиться

Разбираемся в причинах наездов на пешеходов на конкретных примерах

Разбираемся в причинах наездов на пешеходов на конкретных примерах

В этой колонке соавтор паблика «Удобный город» Александр Сергеевич анализирует недавние ДТП с участием пешеходов и велосипедистов, случившиеся в Свердловской области. Он считает, что проблемы с такими дорожными происшествиями освещаются недостаточно подробно: не выявляются реальные причины аварий, не предлагаются меры по предотвращению подобных ЧП в будущем, не рассказывается о необходимости обновлять стандарты и правила.

Что нужно сделать, чтобы улучшить ситуацию? Предоставляем слово автору.

В июле произошло несколько типовых ДТП, в которых пострадали пешеходы. Чем же эти аварии показательны и что между ними общего? Как их предотвращать? Разберём каждое из этих ДТП подробнее.

Водитель иномарки снес коляску на пешеходном переходе

Вечером 11 июля в Реже произошло ДТП, которое чудом обошлось без пострадавших. Женщина с тремя детьми переходила дорогу по пешеходному переходу, и в этот момент по «зебре» пролетел Peugeot. Иномарка на полном ходу снесла пустую коляску, которую катил старший сын женщины. Инцидент попал на видео.

Невнимательный водитель проехал пешеходный переход, когда по нему шли люди. Сбил коляску, в которой, к счастью, никого не было. Реальная причина ДТП — человеческий фактор: водитель отвлёкся и совершил очень опасную ошибку, которая могла бы стоить жизни младенца.

На этой схеме представлены вариант и геометрические параметры прямолинейного однополосного проезда (Минтранс РФ, методические рекомендации «Успокоение движения», 2017 год).

На этой схеме представлены вариант и геометрические параметры прямолинейного однополосного проезда (Минтранс РФ, методические рекомендации «Успокоение движения», 2017 год).

Как предотвращать такие ДТП? Министерство транспорта рекомендует на улицах с невысокой интенсивностью движения сужать проезжую часть до одной полосы, шириной 3,5 метра. Водители будут вынуждены сбрасывать скорость, чтобы проезжать участок без вреда для своих автомобилей.

Также в этом месте можно организовать приподнятый пешеходный переход. Это как очень широкий «лежачий полицейский», они даже делаются по одному ГОСТу «Искусственные дорожные неровности». Чтобы не повредить подвеску автомобиля, водители будут проезжать пешеходный переход на безопасной для пешеходов скорости. Примеры таких приподнятых «зебр» в Екатеринбурге есть.

Приподнятый пешеходный переход в Кировском районе Екатеринбурга

Приподнятый пешеходный переход в Кировском районе Екатеринбурга

Трагедия в Верхней Салде

16 июля в Верхней Салде водитель Renault насмерть сбил пожилую женщину, которая решила перебежать дорогу в неположенном месте. По словам водителя, пенсионерка неожиданно вышла на проезжую часть.

Фото с места смертельной аварии в Верхней Салде

Фото с места смертельной аварии в Верхней Салде

По фото с места ДТП видно, что на улице даже нет тротуара: для машин — ровная дорога, для людей — узкая пыльная обочина. К сожалению, тротуар здесь не положен, это дорога IV категории.

— Водитель Renault, стаж которого 15 лет, объяснил, что с правой стороны улицы, из-за дерева, на дорогу внезапно вышла пожилая женщина, он резко затормозил, но не смог избежать наезда, — говорилось в сообщении ГИБДД по Свердловской области.

Водитель явно ехал быстрее 60 км/ч, раз даже после резкого торможения скорость оказалось достаточной, чтобы убить. Ехал бы медленнее — успел бы оттормозиться или совершить наезд, но уже на более безопасной скорости. Необходимо отменять нештрафуемый лимит (+20 км/ч) и снижать скоростной режим в населённых пунктах до 50 км/ч, а на некоторых участках делать зоны 30 км/ч.

Также необходимо оборудовать безопасные пешеходные переходы во всех местах, где регулярно ходят люди. Это поможет спасти много человеческих жизней.

Ребенка протащили на капоте

В Алапаевске 54-летняя женщина за рулем Matiz несколько метров протащила на капоте школьницу. Девочку она сбила на нерегулируемом пешеходном переходе.

Женщина-водитель не увидела девочку на пешеходном переходе, а скорость движения машины оказалась достаточной, чтобы девочка в тяжёлом состоянии попала в реанимацию. Судя по фото ниже, Matiz проехал 12–15 метров и только тогда остановился. Какая же была скорость у автомобиля? В общем, снова человеческий фактор и проектирование улицы без его учёта.

На фото заметно, как далеко уехала машина после наезда на ребенка

На фото заметно, как далеко уехала машина после наезда на ребенка

По фото с места аварии видно следующее:

  • Улица с двусторонним движением, по одной полосе в каждую сторону.
  • Парковка разрешена с обеих сторон, а у правого края проезжей части особенно много места. Чаще всего наезды на пешеходов в подобных местах происходят из-за того, что не обеспечивается треугольник видимости «водитель — пешеход». Это происходит из-за припаркованных перед переходом автомобилей. В России парковка перед пешеходным переходом разрешена, если выдержано расстояние 5 метров от знака «Пешеходный переход» и при отсутствии знаков, запрещающих остановку и стоянку. Однако практика показывает, что этих пяти метров недостаточно.
Так выглядят сужения на пешеходных переходах. На данном снимке улица Большая Никитская в Москве. Такой переход там существует с 2015 года

Так выглядят сужения на пешеходных переходах. На данном снимке улица Большая Никитская в Москве. Такой переход там существует с 2015 года

Чтобы предотвращать подобные ДТП на 2-полосных улицах с разрешённой парковкой, делают тротуарные выступы, сужающие проезжую часть до ширины, необходимой для проезда двух автомобилей.

Что это даёт?

  • Обеспечивается хороший треугольник видимости «водитель — пешеход».
  • Водители проезжают сужение аккуратнее и на меньшей скорости (на пропускную способность это совершенно никак не влияет).
  • Сокращается дистанция перехода для пешеходов — они меньше времени находятся на проезжей части.

Наезд на девушку в селе Малобрусянском

На трассе Тюмень — Екатеринбург в селе Малобрусянском Toyota сбила 14-летнюю девушку. И опять наезд произошел на «зебре».

Снимок с места происшествия

Снимок с места происшествия

ДТП случилось на улице Ленина, которая является частью Тюменского тракта. По фото видно, что в этом месте есть четыре знака «Пешеходный переход», два из которых размещены на П-образной конструкции и оснащены жёлтыми мигающими светофорами. Также возле перехода установлены ограждения, направляющие поток пешеходов. Все атрибуты безопасности! С точки зрения соблюдения стандартов этот пешеходный переход полностью безопасен. Но так ли это на самом деле? В ГИБДД сообщили следующее:

— Сотрудникам ГИБДД водитель рассказал, что видел девушку на пешеходном переходе, но подумал, что она стоит, и продолжил движение. Однако девушка начала переходить дорогу, и мужчина не успел затормозить. Водительский стаж мужчины — 18 лет.

Получается, что водитель подумал, что пешеход стоит, пешеход подумал, что водитель его пропускает. И снова проектирование без учёта человеческого фактора.

В селе Малобрусянском будет правильным сделать приподнятый пешеходный переход, подобный тому, который сделали в 2019 году на Егоршинском подходе возле входа в Шарташский лесопарк. Поток в таком месте принудительно замедляется до безопасной для пешеходов скорости.

Двойная трагедия на «проклятом» перекрестке

24 июля скончалась девочка Лиза, получившая тяжелые травмы головы во время резонансного ДТП на Стачек — Энтузиастов в декабре 2019 года. Она стала второй жертвой: на месте столкновения погиб ее отец.

Авария на «проклятом» перекрестке унесла две жизни 

Авария на «проклятом» перекрестке унесла две жизни 

Лиза и её папа Максим стали жертвами неправильного проектирования этого перекрёстка. Убиты два человека, но никто не будет наказан. Вся проблема таких перекрёстков в том, что сама дорожная среда позволяет их проезжать на опасной скорости. 20 июля в этом месте были установлены светофоры и «лежачие полицейские». Это случилось благодаря настойчивости местных жителей, а также участию депутата Алексея Вихарева. На все работы ушло около двух миллионов рублей, из которых один миллион — личные деньги депутата.

Светофоры на перекрестке появились только после резонансной аварии, унесшей две жизни

Светофоры на перекрестке появились только после резонансной аварии, унесшей две жизни

Светофор и «лежачие полицейские» — это хорошо. Но существуют более дешёвые и быстрые способы, чтобы сделать такие перекрёстки безопасными без использования дорогих светофоров:

  • Приподнятые пешеходные переходы (о них рассказано выше). Например, обустройство одного приподнятого пешеходного перехода через две полосы движения стоит порядка 100 000 рублей. Таким образом, за 2 миллиона рублей можно сделать безопасными 20 пешеходных переходов на 5 подобных перекрёстках.
  • Приподнятые пересечения.
  • Мини-кольцевые пересечения.
На этой схеме слева — пример приподнятого пересечения (из методических рекомендаций «Успокоение движения», справа пример мини-кольцевого пересечения

На этой схеме слева — пример приподнятого пересечения (из методических рекомендаций «Успокоение движения», справа пример мини-кольцевого пересечения

Приподнятые пересечения — развитие идеи «лежачих полицейских» и приподнятых пешеходных переходов. Цель та же — сделать невозможным или некомфортным для водителей проезд перекрёстка на высокой скорости. Если ДТП на таком перекрёстке и случаются, то на низкой скорости и без вылета на тротуар с пешеходами.

Если же очень важно сделать перекрёсток ещё и саморегулируемым, применяют мини-кольцевые пересечения — метод, очень популярный в Европе. На нём снижается скорость автомобилей за счёт небольшого искривления траектории движения. Перекрёсток Энтузиастов — Стачек подходит под параметры, описываемые в наших российских стандартах: центральный островок должен быть не менее 4 метров, а диаметр мини-кольцевого пересечения — не менее 12 метров.

Неутешительная статистика

Недавно мы получили официальный ответ ГИБДД со статистикой по ДТП в Екатеринбурге за 2017, 2018 и 2019 годы.

Если сравнить 2017 и 2019 годы в плане статистики по пешеходам, то получается рост по всем показателям.

  • ДТП на пешеходных переходах: стало больше на 48%.
  • Гибель на пешеходных переходах: стало больше на 33%.
  • Травмы на пешеходных переходах: стало больше на 44%.


Официальный ответ  городской автоинспекции с печальной статистикой, которая год от года только ухудшается

Официальный ответ  городской автоинспекции с печальной статистикой, которая год от года только ухудшается

И всё это происходит, несмотря на установку десятков километров пешеходных ограждений, тысяч знаков в кислотно-жёлтых рамках, сотен камер; перенастройку фаз светофоров; ликвидацию пешеходных переходов — в общем, самых главных мер, направленных на повышение безопасности пешеходов.

Почему на наших улицах продолжают гибнуть и травмироваться пешеходы?

1. Неправильно выставленные приоритеты, по которым пропускная способность для автомобилей в городе — «священная корова», на которую нужно молиться и всячески оберегать. Главной в городе должна быть человечность.

2. Использование устаревших подходов и стандартов в области организации и безопасности дорожного движения: пешеходные ограждения малоэффективны, обилие ярких знаков отвлекает водителей, разведение потоков за счёт светофорных фаз по 100 секунд провоцирует нарушения. Островки безопасности запрещены, если на проезжей части меньше четырех полос движения. Запрещено делать полосы движения шириной менее трех метров. И так далее.

3. Необязательность исполнения хороших современных стандартов, сводов правил и методических рекомендаций. Например, островки безопасности на 6-полосных улицах можно делать, а можно и не делать. То же самое с мини-кольцевыми пересечениями и приподнятыми пешеходными переходами.

4. Отсутствие у ответственных лиц цели спасать человеческие жизни, делать улицы городов по-настоящему удобными и безопасными.

Как спасти жизни пешеходов?

1. Признать, что применяемые подходы по предотвращению ДТП малоэффективны. Статистика ГИБДД это подтверждает.

2. Правильно расставить городские приоритеты: жизнь и здоровье людей важнее пропускной способности.

3. Тщательно расследовать ДТП с пострадавшими пешеходами и выяснять реальные причины этих аварий. А также активно применять современные подходы, описанные в российских ГОСТах, сводах правил и методических рекомендациях по проектированию дорог и улиц.

4. Инициировать обновление устаревших стандартов и правил, которые не дают делать улицы городов безопасными и удобными.

5. Ввести для ответственных лиц ключевые показатели эффективности (KPI) по снижению смертности в ДТП и дорожному травматизму.

Согласны с автором?

    Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

    Автором колонки может стать любой. У вас есть свое мнение и вы готовы им поделиться? Почитайте рекомендации и напишите нам!

    оцените материал

    • ЛАЙК10
    • СМЕХ0
    • УДИВЛЕНИЕ2
    • ГНЕВ2
    • ПЕЧАЛЬ1

    Поделиться

    Поделиться

    Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

    У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

    Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!