1 ноября воскресенье
СЕЙЧАС +2°С

Город едва не остался без «Ночи музыки»: интервью с исполнительным директором фестиваля

Наталия Шмелькова рассказала E1.RU, какой будет UMN-2020 и к чему готовиться людям

Поделиться

Наталия Шмелькова в команде UMN с самого начала фестиваля и лучше всех знает, как непросто его делать

Наталия Шмелькова в команде UMN с самого начала фестиваля и лучше всех знает, как непросто его делать

Поделиться

Главное событие лета в Екатеринбурге, фестиваль «Ночь музыки», в 2020-м станет главным событием осени. Из-за коронавируса мероприятие переносили несколько раз, и теперь оно состоится 18 сентября.

Пройдёт фестиваль по всем правилам Роспотребнадзора, а на каждую из площадок нужно будет предварительно зарегистрироваться на сайте UMN. Почувствуют ли гости, что всё стало по-другому, какие плюсы в этой ситуации и что придётся продумывать организаторам, в интервью E1.RU рассказала исполнительный директор фестиваля Наталия Шмелькова.

— «Ночь музыки» переносили в 2020 году несколько раз. Как вы реагировали на эти переносы?


— Сначала мы готовились к 26 июня, потом ко Дню города, затем к 12 сентября, сейчас — 18-е число. Но это такая работа организатора: ты должен очень много сделать, подготовиться, возможно, всё потом поменять, всё должно переехать в другие места, но ради «Ночи музыки» мы и трудимся в течение всего года.

— Был же ещё вариант, что «Ночь музыки» пройдёт в закрытых пространствах в ноябре. Вы сами к такой перспективе как относились?

— У нас и администрации были такие мысли, но я думаю, что это был бы не фестиваль Ural Music Night, а какое-то другое событие, потому что сломалась бы атмосфера, восприятие самого фестиваля. Мы понимали, что если не 18 сентября, то мы не хотим делать мероприятие в закрытых помещениях, что проще и правильнее тогда совсем его перенести. Так что, если бы не назначили на 18-е, думаю, что «Ночи музыки» в этом году и не было бы.

Если бы власти не разрешили проводить фестиваль 18 сентября, «Ночи музыки» могло не быть вовсе

Если бы власти не разрешили проводить фестиваль 18 сентября, «Ночи музыки» могло не быть вовсе

Поделиться

— С этими переносами осталось меньше времени на подготовку. Успеваете?

— Это, конечно, некоторый вызов — подготовить «Ночь музыки» за три недели, даже меньше — за две. Но, с другой стороны, я вспоминаю первую «Ночь музыки», когда мы вообще не понимали, что делаем, просто делали какую-то свою идею. И тогда UMN создавали четыре человека, сейчас у нас суперкрутая команда, которой я горжусь, нас 20 человек.

«Мы лишь пытаемся собрать всё в кучу и структурировать информацию, саму "Ночь музыки" делает целый город, в том числе и армия волонтёров»

Наталия Шмелькова, исполнительный директор фестиваля «Ночь музыки» 

Обычно у нас плюс-минус 500 человек, но в этом году будет больше, потому что мы должны поставить ещё очень много волонтеров, которые станут выдавать маски, измерять температуру, проверять предварительную регистрацию, считать количество людей, которые зашли и вышли. Только из Челябинска к нам приедет как минимум 3–4 автобуса с волонтёрами.

— Чтобы не делать всё в таком жёстком ритме, не думали и от 18 сентября отказаться и уже на 2021-й всё перенести? И почему не провели раньше, но в онлайне?

— У нас были мысли перевести фестиваль в онлайн, когда еще не было такого, что все с ума сошли, потом мы поняли, что от онлайна люди устали, начали падать просмотры. Мы тут недавно провели фестиваль ANTYfest (фоторепортаж с него — по ссылке), на котором выступали уральские музыканты (одним из хедлайнеров была группа «АлоэВера», прочитайте интервью с её солисткой Верой Мусаелян), но для муравьев, а сам концерт транслировался онлайн.

И в какой-то момент я поняла, что у любого организатора есть навыки, которые доведены до автоматизма. Ты обычно понимаешь, когда нужно включить вентиляцию или когда все техники устали, их нужно покормить, какие-то простые вещи. И я понимаю, что у меня лично и у моей команды эти навыки начинают стираться, нам, как спортсменам, нужна практика. Поэтому, если бы мы пропустили один год, нам было бы уже сложнее сделать следующий фестиваль.

Сейчас в команде UMN 20 человек и сотни волонтёров, во время подготовки первого фестиваля в оргкомитете было всего четыре человека

Сейчас в команде UMN 20 человек и сотни волонтёров, во время подготовки первого фестиваля в оргкомитете было всего четыре человека

Поделиться

Так что, с одной стороны, чисто эгоистичные цели, а с другой — мне кажется, Екатеринбургу нужен фестиваль именно в этом году. Настолько мы устали и засиделись по домам, устали от того, что не можем общаться, встречаться, сидим постоянно в онлайне... Городу нужен фестиваль, где люди немножко выдохнут.

«"Ночь музыки" — это ведь фестиваль не про музыку, он про общение. Люди выходят пообщаться, потусоваться в легкой атмосфере, музыка лишь способствует»

Наталия Шмелькова, исполнительный директор фестиваля «Ночь музыки»

Да и музыканты очень соскучились. На том же фестивале с муравьями в зале было условно человек 20 от организаторов и муравьи, и я прям видела, с каким неистовством они играли. Так что и для артистов «Ночь музыки» будет возможностью после шести месяцев воздержания показать всё, что они могут.

— Что с площадками. Насколько их будет меньше в этот раз?

— В прошлом году было 100 сцен, до этого 108, а в 2020 году появится 60. И только 10–13 из них будут открытыми сценами — open air, как площадь 1905 года, Октябрьская, ЦКПиО, Главпочтамт, Капсула времени. «Тёрки» в этом году не будет, весь джаз-фанк переедет во двор на Тургенева, 22, рядышком с EverJazz.

Это большие площадки, где выступят хедлайнеры, потому что традиционно на них приходит больше людей. И в 2020 году главные звёзды будут в большей степени спрессованы, то есть если раньше мы делали три этнические сцены и планировали привезти по три хедлайнера на каждую, то сейчас это одна большая этническая сцена, где выступят условно 2–3 хедлайнера.

— То есть все площадки open air будут огорожены. Как организован вход?

— Да, мы будем всё огораживать, сейчас наши дизайнеры рисуют схемы, как это всё перекрыть, где сделать точки входа, как соблюсти социальную дистанцию.

С площадью 1905 года проще всего, потому что там будет академическая музыка, мы поставим стулья. Их можно расставить определённое количество и на нужном расстоянии. Так что это действительно самая безопасная площадка, на других сценах, где нет возможности сидеть, всё сложнее. Но мы понимаем, что на той же группе «Хлеб» вряд ли кто-то будет сидеть на стульях.

Для нас это правда большой челлендж, потому что раньше мы в меньшей степени обращали внимание на какие-то закрытия площадок. Мы хотим, чтобы этот фестиваль был безопасным, и для нас это очень важно. Будем соблюдать все требования Роспотребнадзора, потому что только так мероприятие возможно провести. Мы сделали очень много подготовительной работы и потратили много нервов, чтобы вообще этот фестиваль состоялся. Поэтому будем надеяться на адекватность гостей и просить их соблюдать все правила.

— Если известно, какое число может пройти людей на каждую из площадок, получается, вы, в принципе, можете спрогнозировать общее число гостей?


— Сейчас мы занимаемся немножечко гаданием и ориентируемся на цифры прошлого года, потому что в 2019-м было самое большое количество людей — 270 тысяч человек. На Драме во время выступления Little Big, по всем подсчётам, было 40 тысяч человек, это очень много. Мы рассчитываем условно на 50% от этого числа и ещё делаем немножечко скидку на то, что должно быть расстояние между людьми, поэтому ориентируемся примерно на 15–20 тысяч гостей.

Поделиться

— Как вы будете подсчитывать число людей на площадке, если человек, например, зашёл с одного входа, а вышел с другого?

— Мы сейчас думаем про автоматизированную систему. На самом деле всё уже придумано за нас, есть рамки, которые подсчитывают на вход на выход, но это куча дополнительных расходов.

— Про другие требования Роспотребнадзора. Все должны быть в масках. Тем, у кого их не будет, вы станете их бесплатно выдавать или продавать?

— Да, мы будем выдавать маски каждому посетителю, но просим всех взять с собой маски, потому что у нас они могут закончиться, а без масок никого не пустят. Но мне кажется, что все уже привыкли, что в сумке маска валяется, так что просто не выкладывайте её.

— Вы только начали объявлять хедлайнеров, впереди ещё несколько звёздных имён. Обидно, что везёте таких крутых артистов, но гостей при этом будет меньше, чем в прошлые годы, потому что больше нельзя?


— У нас не было стадии смирения с коронавирусом. Ну или, по крайней мере, у меня, и я пытаюсь этот настрой поддерживать, в том числе в команде. Не у нас одних случилась эта катастрофа, так во всем мире, не только в России. И, конечно, мне в большей степени обидно за фестивали, которые сейчас вообще нельзя провести. Люди не могли работать, потеряли большое количество денег. Нас первыми закрыли и последними открывают, но это шоу-бизнес, поэтому надо просто смириться.

Поделиться

Для нас было важно просто провести фестиваль, пусть даже для меньшего количества людей. С одной стороны, мы сможем сделать это качественнее, атмосфера будет, наверное, первого-второго фестиваля — такая восторженная, очень комфортная и свободная, потому что в последние годы было много людей, некоторые уже говорили, что зрителей уж слишком много.

У нас нет погони за количеством гостей на самом деле, мы не ставили для себя цели в этом году собрать, например, 350 тысяч человек. Мы понимаем, что наши возможности, в том числе как города, не безграничны, мы не можем сделать его больше и осознаем, что 300 тысяч — это практически порог.

— Вы и сами будете ограничивать число гостей, но, как думаешь, будет ли из-за погоды меньше людей? В сентябре всё же куда прохладнее, чем в июне.

— Судя по моим ощущениям, на самом деле гроза — это самое страшное, потому что оборудование может не выдержать, на втором месте — дождь, потому что неприятно, плюс опять же оборудование. А если будет холодно, надо просто тепло одеться. Если абстрагироваться и представить, что я не имею никакого отношения к фестивалю, меня бы лично не испугала погода.

Поделиться

Кто соскучился по концертам и кто захочет, тот дойдёт, но мы будем делать и онлайн-трансляцию с десяти основных площадок. Так что, если вы хотите оставаться дома, берегите своё здоровье во всех смыслах этого слова и смотрите онлайн-трансляцию.

«Если все жители Екатеринбурга подумают о том, что 18-го должно быть тепло, то так и будет»

Наталия Шмелькова, исполнительный директор фестиваля «Ночь музыки»

— Погода может помешать не только гостям, но и музыкантам. Инструменты очень быстро расстраиваются на холоде. Как с этим быть?

— Как это будет с рок-музыкантами, не так страшно, страшнее с академической музыкой, где скрипки, контрабасы, виолончели... Ну что, мы рисковые парни! Но мы не можем оставить всех академических музыкантов потом без инструментов, которые портятся, поэтому сейчас вместе с нашими техническими специалистами продумываем систему поддерживания температуры на сцене: лампы, которые нагревают сцену и пространство вокруг, специальные рукава, которые будут нагнетать тёплый воздух.

— Ты сказала про самые крупные открытие площадки, а как с закрытыми?

— Это бары, рестораны, театры, которые скоро смогут уже начать работать наконец-то. Но в 2020 году страшная ситуация с тем, что многие площадки закрылись навсегда. Мне нужна, например, площадка на 150–200 человек, а New Bar занят, мне практически больше некуда пойти в этом городе. «Дом печати» не работает, «Мизантроп» тоже переехал со старого места...

«Всё взаимосвязано, а коронавирус нанёс, конечно, безумный удар, и нам ещё долго очень восстанавливаться»

Наталия Шмелькова, исполнительный директор фестиваля «Ночь музыки»

— Своего рода заменой «Дома печати» станет ведь «Фабрика», которая как раз в середине сентября открывается после ремонта. Будет там что-нибудь?

— Да, мы сейчас работаем над тем, чтобы там и в баре «Ц» была площадка, разговариваем с коллегами. Но «Дом печати» был одной из моих любимых площадок, пожалуй, чуть ли не самой любимой во всём городе. Мы проводили там разные мероприятия, и очень грустно, что сейчас такой площадки нет. Но мы тоже верим, что они в суде всё докажут.

— С давкой на площадках вы разберётесь, контролируя число людей. Но вот ещё одна проблема, о которой говорят каждый год, — это нехватка туалетов и контейнеров для мусора. В этом году вы провели работу над ошибками?

— В прошлом году это совсем был показательный случай, мне кажется, потому что было, по-моему, 20 туалетов почти на 300 тысяч человек. Но в 2020-м мы получили письмо, что будет около 200 туалетов и 200 контейнеров на весь фестиваль, это достаточно много. Их расставят по основным из 10 площадок open air.

Поделиться

— Ещё одна из претензий к «Ночи музыки» в том, что вовремя не перекрывают дороги. Самая показательная история за все время в этом плане, мне кажется, это 18-й год, когда Noize MC выступал у «Тёрки». Тогда люди просто заполонили проезжую часть на улице Малышева.


— Пока рассматривается вариант так называемого стихийного перекрытия, когда проезжая часть перекрывается по заполняемости тротуаров. То есть, когда есть критическое количество, принимается решение о перекрытии. Всё это будет обсуждаться. Мы бы очень хотели открыть город для пешеходов, но это ведь пятница. Многие едут с работы или на работу, есть люди, которые не хотят идти на «Ночь музыки». Будем ждать, что скажет полиция, потому что здесь мы не принимаем никаких решений и слушаем только профессионалов.

Но в этом году всё не так страшно, в принципе не будет улицы Малышева. Мы специально унесли эту площадку с «Тёрки» к ЦПКиО — это суперподготовленная площадка, там не возникнет никаких сложностей.

— Слушай, но ЦПКиО же далеко от центра.

— Любители рэп-музыки доедут. На самом деле 10 минут на трамвае от центра. А они до 23:00 ходят.

— Давай немножко поговорим про «Светает». Суть акции в том, что люди ловят в зеркала первые лучи солнца под песню «Ночь пройдёт, наступит утро ясное» в исполнении главного хедлайнера (в 2020 году это певица Ёлка.Прим. ред.). В сентябре светает позже двух ночи. Что будем ловить?


— По секрету: несколько раз на фестивале не было рассвета, но мы искусственно подсвечивали прожектором, что солнце всходит. Наши технические специалисты — волшебники, они сделают в этом году так, что солнце взойдёт вручную. Это одна из «фишек».

Эта «Ночь музыки» станет уже шестой в истории фестиваля

Эта «Ночь музыки» станет уже шестой в истории фестиваля

Поделиться

У нас вообще на этот год было очень много планов и идей, которые мы хотели реализовать и которые для нас казались просто бомбическими. Это был бы скачок на следующий уровень: фестиваль Ural Music Night хорошо известен в России, но не очень хорошо за границей. С этими идеями всё могло измениться, но случилось то, что случилось.

— То есть идеи эти ещё будут реализованы?

— Они остались, но я так намекну: в том числе этому способствовала бы площадка центрального стадиона, это было бы очень масштабно. Когда всё произошло с коронавирусом, мы поняли, что не в этом году. Значит, сейчас просто не время.

Но зато мы запустили одну «фишку», которую придумали ещё тысячу лет назад, когда это не было мейнстримом. С коллегам из Doubletappe мы сделали CRM-систему — первую в мире, которая прям для нас. Раньше такие системы были для продажников, банков, но не для фестивалей.

К этой «Ночи музыки» у оргкомитета появилась система, которая сама распределяет музыкантов по площадкам

К этой «Ночи музыки» у оргкомитета появилась система, которая сама распределяет музыкантов по площадкам

Поделиться

Например, вот есть у меня 100 площадок, на каждой есть условно 8 музыкальных коллективов, а ещё в самих группах часто случается такое, что какой-нибудь барабанщик Василий один и тот же. И нужно в голове представить все 100 сцен и просчитать, где играет Василий, чтобы саундчеки и выступления не пересеклись, чтобы он успел от одной сцены до другой.

Это такой организаторский ад, именно от этой работы бесконечной со сверками по большей части и появлялись круги под глазами у оргкомитета. А сейчас компьютер сам сопоставляет всех музыкантов, понимает, что барабанщик в трех коллективах один и тот же, и просто не дает поставить их в одно время, закладывая плюсом время на переезд и саундчек.

Поделиться

А вторая история — это помощь молодым музыкантам, которых у нас обычно около полутора тысяч из двух. Не секрет, что люди, которые подают заявки на фестиваль, выступают бесплатно и не получают гонорар. А зачастую им приходится приезжать из других городов со всей России. Потому тут ты не перед 30 своими друзьями выступаешь, а перед аудиторией на 1000 человек.

Здесь о них узнают, у них появляются новые слушатели, знакомые музыканты из других городов, которые подскажут, где там можно выступить, например. Это всё опыт.

В 2020 году мы придумали для таких музыкантов систему пожертвований: идём по городу, видим, что на сцене выступает клевая группа, заходим в приложение, там написано, что это за ребята, и мы можем отправить им денежку — от 49 до 100 000 рублей, и эти деньги сразу же попадут на карту музыканту. Так можно помочь артистам отбить часть расходов на дорогу или даже позволить заработать на фестивале. Это очень добрая идея, и тут всё суперлегально и законно.

Всю историю Ural Music Night мы рассказывали в шести картинках. А новости о фестивале собираем в специальном разделе.

оцените материал

  • ЛАЙК3
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ1
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!