20 октября вторник
СЕЙЧАС +4°С

«Я своих детей на учебу не повел»: уральский врач — о том, что происходит в школах

По мнению эксперта, существующих противоэпидемических мер явно недостаточно

Поделиться

Эксперт объяснил, почему в Екатеринбурге закрываются школы

В Екатеринбурге две школы закрыты полностью, еще в нескольких на дистант ушли ученики отдельных классов

В Екатеринбурге две школы закрыты полностью, еще в нескольких на дистант ушли ученики отдельных классов

Эксперт объяснил, почему в Екатеринбурге закрываются школы

Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев сегодня рассказал в своем Instagram еще о двух случаях в екатеринбургских школах, когда отдельные классы пришлось перевести на дистанционное обучение из-за случаев COVID-19. Екатеринбург стал первым городом на карте России, где школы начали закрывать, едва открыв. Между тем в некоторых регионах России учителей массово тестировали перед началом учебного года, в Свердловской области этого делать не стали.

Мы поговорили с врачом, специалистом по лабораторной диагностике Александром Соловьевым о том, имело ли смысл тестировать учителей и что будет дальше, если школы начнут закрывать одну за другой.

— Если бы учителей протестировали вовремя, это помогло бы избежать закрытия школ и отдельных классов?

— Ну смотрите, у нас есть два источника проникновения вируса. Это преподавательский состав и дети. И с той, и с другой стороны может быть занос в школу и симптомных, и бессимптомных пациентов. По поводу симптомных пациентов все меры уже предприняты максимально. Это и измерение температуры на входе, и сознательность людей, родителей в первую очередь, ну и персонала. То есть никто не должен приходить в школу даже с минимальными симптомами ОРЗ. Но, на мой взгляд, не была сделана одна вещь.

«Нужно было ограничить доступ в школу детей и сотрудников, которые недавно вернулись из других регионов России»

Александр Соловьев

Не только из-за границы, но и из других регионов, так как в других регионах эпидпроцесс идет достаточно активно. Особенно это касается массового отдыха. Это юг России: Краснодарский край, Ставропольский край, Крым. На мой взгляд, эти меры не требовали финансовых воздействий. Нужно было сразу же провести опрос родителей через родительские комитеты или другим способом. Дать информацию, что если вы вернулись и у вас не прошел четырнадцатидневный срок, то надо, чтобы ребенок находился дома еще некоторое время на дистанционном формате обучения, и это бы обезопасило от прихода детей с бессимптомными вариантами инфекции в школу.

В школах поставили оборудование для термометрии и дезинфекции, но этих мер недостаточно

В школах поставили оборудование для термометрии и дезинфекции, но этих мер недостаточно

— А как насчет массового тестирования учителей?

— Тестирование всех нереально и не имеет смысла. Скорее, нужно было выдержать двухнедельный карантинный интервал наблюдения за состоянием сотрудников школы до начала обучения. Опять же с учетом факторов их выезда куда-то. Если за это время не проявлено никаких инфекционных симптомов, то можно выходить в школу работать. А вот если этот период не был соблюден, то такому контингенту нужно было бы провести тестирование перед выпуском на работу. Целый ряд организаций сейчас проводит тестирование перед выходом на работу.

— Стоит ли родителям тестировать своих детей на коронавирус или это просто не имеет смысла?

— Я думаю, нет смысла тестировать всех подряд. Дети находятся дома, мы за ними наблюдаем, мы знаем, с кем они контактируют, понимаем весь процесс и риски инфицирования в других местах. Например, была свадьба накануне, родственники съехались из разных городов и бурно отметили семейное мероприятие. Понятно, что это уже зона риска. И после этого нужно выдержать карантинный период, чтобы понаблюдать за состоянием здоровья своих детей и себя лично. Я съездил куда-то с детьми отдохнуть. Сама поездка является фактором повышенного риска инфицирования. При возвращении домой мне тоже необходимо соблюсти карантинный режим наблюдения за собой и за своими детьми.

«Во всех остальных смыслах тестировать ребенка перед тем, как пойти в школу, бессмысленно»

Александр Соловьев

— Двадцатого числа прогнозируют новый всплеск заболеваемости. Как вы думаете, насколько это соответствует реальности?

— Мне немного смешно. Откуда возникла какая-то конкретная дата — что это двадцатое число и после него должен начаться всплеск? Это какая-то каббалистика. Откуда это число возникло? Это число (20, 21) циркулирует чуть ли не с середины июля. Москва полнится слухами, что Собянин введет какие-то ограничения и мы все опять сядем на карантин, все опять уйдут на дистант.

«Ни один человек в мире не может назвать точную дату , когда начнется резкий рост заболеваемости»

Александр Соловьев

Понятно, что мы будем наблюдать подъем выявленных случаев. Это мы обсуждали с конца июля, начнется осенне-зимний сезон, люди начнут возвращаться из отпусков. Начнется период очного обучения в школах, вузах и техникумах. Логично, что в этот момент начнется подъем заболеваемости. Сейчас мы это будем наблюдать. Но то, что это начнется двадцатого числа, — это маловероятно. Это какая-то мистическая дата.

— Какие у вас прогнозы по заболеваемости?

— Не знаю, насколько вас удовлетворит точность прогноза, но мы будем расти. А то, как мы будем расти, зависит от факторов населения. В первую очередь от того, насколько мы внимательны к самим себе в самых простых вещах.

«Если у меня есть симптомы ОРВИ, то я не должен идти на работу или вести ребенка в школу. Это первое простое правило, которое срабатывает всегда»

Александр Соловьев

И это необязательно, когда у меня уже кашель появился и температура за 37. Симптомы коронавируса могут быть очень смазанными. Общее кишечное расстройство, ломота в теле, общее недомогание — любое такое состояние должно насторожить. Лучше день или два понаблюдать за собой, чем идти и заражать коллектив на работе или в школе.

По мнению эксперта, рост заболеваемости неизбежен

По мнению эксперта, рост заболеваемости неизбежен

Работодатели и преподаватели должны с пониманием к этому относиться, так как мы все находимся в одной ситуации. А дальше идут остальные меры: маска, обработка рук, режим допуска в школу и на работу. От этого зависит динамика числа больных. В разных странах это происходит по-разному. Израиль, например, бьет рекорды: три тысячи случаев за вчерашний день. Там каждый день новый рекорд. Испания вышла на такие цифры в середине апреля — начале мая. Выходили они на эти цифры в течение полутора месяцев. С конца июля начался рост заболеваемости. Франция тоже начала демонстрировать рекорды. До семи тысяч заболевших в сутки с начала сентября.

«У Германии более плавный разгон, у них 1300–1500 случаев. А весной до 6000 случаев доходило. Во всех странах идет процесс неодинаково сейчас»

Александр Соловьев

И во многом это зависит от работы с населением, от понимания населением мер, соблюдения их и от каких-то точечных локальных воздействий. Со стороны здравоохранения идет наращивание тестирования. В целом сейчас идет рост тестирования населения при возвращении из поездок и в критических группах. От этих факторов зависит общий прогноз. В общем, мы сейчас будем наблюдать начинающийся рост.

— Какие меры нужно предпринять в школах, чтобы рост был незначительным?

— У нас очень непростая ситуация со школами в том плане, что у нас климат сказывается на режиме проветривания школ. Все меры можно разделить на несколько основных групп. Те меры, которые сейчас реализованы, можно считать исчерпывающими для нашего региона. Нужно, чтобы воздух попадал в помещения, где учатся дети.

«Должна быть установлена нормальная система вентиляции с фильтрами очистки, которые постоянно меняются и обслуживаются. У нас таких систем нет»

Александр Соловьев

Это одна из мер, которая была бы желательна. В странах с теплым климатом рекомендуется проветривать классы регулярно. Обсуждаются разные сроки, но суть в том, чтобы была постоянная вентиляция. У нас одна из новостей на той неделе была о том, что на уроке музыки из окна выпал школьник. Нужно думать о том, насколько это безопасно будет для школьников. Не должны быть распахнуты окна. Обеспечение вентиляции — это фактор, который сложно реализовать. Все остальные меры применены.

Дети перед школой все равно стоят толпой, да и родители тоже

Дети перед школой все равно стоят толпой, да и родители тоже

«Остается только один организационный момент. Это недопущение в школу сотрудников, которые выходят в первый раз»

Александр Соловьев

Нужно знать, где они были, с кем контактировали и не было ли возможных эпизодов, которые были рисковыми по части возможного инфицирования. Это поездки на отдых, выезд из своего региона, семейные торжества, участие в праздничных мероприятиях.

— Что нужно делать родителям, чтобы избежать заражения своих детей?

— Я сам каждый раз задумываюсь об этом как родитель.

«Я принял решение, что первую неделю мои дети в школу не пойдут. Потому что я увидел много неопределенности с организацией этого процесса»

Александр Соловьев

И меня смутил тот факт, что все дети выходят 1 сентября скопом, без выделения тех, кто вернулся в регион. Меня это смутило. Я понимаю, что в следующую неделю будут введены дополнительные меры. Должно быть взаимодействие между учителем и родителями. Должно быть общее понимание. Нельзя скрывать эту информацию. От скорости реагирования будет зависеть, передастся ли вирус в другой класс, в соседнюю параллель. Здесь нужен более тесный информационный и доверительный обмен между педагогами, детьми и родителями.

Трудно говорить о социальной дистанции, когда в реальности все происходит вот так

Трудно говорить о социальной дистанции, когда в реальности все происходит вот так

— А как должно быть все организовано в случае, если есть подозрения на коронавирус?

— В этом случае нужны соответствующие меры реагирования. Вывести этот класс на карантин, наблюдать за состоянием детей более пристально. Возможно тестирование более быстрое в случае, если у кого-то из детей появились признаки ОРВИ. Нужно разъяснять детям правила поведения. Не нужно бросаться на друзей с объятиями, нужно стараться соблюдать социальное дистанцирование внутри школ. Нужно мыть руки, так как гигиена рук тоже очень важна. Гигиена чихания и кашля тоже. Нужно ограничить громкие беседы, смех, пение. Понятно, что в условиях детской среды это очень сложно контролировать. Они же дети и у них очень эмоциональное общение. Тем не менее проговаривать это нужно. Как это будет сказываться, мы будем наблюдать в течение ближайших месяцев.

— Думаете, школы и дальше будут закрываться?

— Конечно, чудес ведь не бывает. Мы же видим по другим странам, как это происходит. В Израиле школы открылись и пошел резкий подъем заболеваемости в течение двух недель. Сейчас они вернулись к образовательному процессу и у них опять рост заболеваемости. Германия в августе вышла в школы. Берлин в первые две недели ввел карантинные меры в 40 школах. Они распространялись либо на конкретный класс, либо на всю школу. В других городах Германии так же.

«Этот процесс неизбежен, понятно, что и у нас будут закрываться какие-то классы. У нас будет так же, как и во всем мире»

Александр Соловьев

Ранее мы рассказывали о том, что Александр Соловьев проанализировал данные 25 стран и сделал прогноз по количеству новых случаев в регионе. Также эксперт рассказал, когда инфекция реально могла попасть в Россию.

Прочитайте о том, по каким правилам и по какому расписанию теперь живут школы. Дети и родители рассказали, как на практике соблюдается этот противоэпидемический режим.

оцените материал

  • ЛАЙК12
  • СМЕХ2
  • УДИВЛЕНИЕ3
  • ГНЕВ21
  • ПЕЧАЛЬ12

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!