27 ноября пятница
СЕЙЧАС -11°С

История шляпной лавки: как екатеринбургский модельер уже полвека мастерит головные уборы из фетра

Наша модель примерила три десятка авторских головных уборов (и ей всё подошло)

Поделиться

Волшебная лавка — мастерская «Астра» — находится на улице Мира

Волшебная лавка — мастерская «Астра» — находится на улице Мира

Поделиться

В студии у Любови Полковниковой, шляпных дел мастерицы, тепло и уютно, не хочется уходить. Особенно когда на улице переменчиво-промозглый октябрь, а внутри волшебной лавки сотни занятных вещиц, которые превращают фетр в классические головные уборы.

Десятки прекрасных шляп примерила екатеринбургская танцовщица Юлия Бочарова, и ей все подошли

Десятки прекрасных шляп примерила екатеринбургская танцовщица Юлия Бочарова, и ей все подошли

Поделиться

Эпоха шляп, без которых было неловко выходить на улицу приличному человеку, кажется, в прошлом, но поклонники и поклонницы у них остались. Любовь Петровна делает шляпы из фетра много десятилетий, с тех пор как пришла работать в свердловский «Рубин».

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

За чашкой ягодного компота мы поговорили с ней о том, кто сейчас заказывает шляпы и почему эти вещицы, которые веками украшали головы и защищали от дождя и ветра, стали так редко встречаться на улицах города. А заодно попросили девушку-модель примерить разные варианты, которые меняют образ до неузнаваемости.

Так выглядит мастерская снаружи — кажется, что она создана для осени

Так выглядит мастерская снаружи — кажется, что она создана для осени

Поделиться

— Я восемь классов окончила и пришла в ГПТУ № 18, швейных училищ у нас тогда было два. Одно фабричное, а наше специализировалось на индивидуальном пошиве. Со шляпами так судьба сложилась, я по образованию «верхник», то есть мастер по пошиву верхней одежды, но не было специалистов, и меня приставили учеником в мастерскую шляп в «Рубине».

А в «Рубине» было на кого смотреть, там работали асы. Они очень рано все пришли в профессию, в 12–13 лет, многих учили московские мастера. «Рубин» — огромный комбинат был, часть мастеров пришли из военторга, многих учили специалисты из Шанхая, которые после войны к нам приехали.

Оборудование для изготовления шляп

Оборудование для изготовления шляп

Поделиться

Обычная швейная машинка — без нее тоже никуда

Обычная швейная машинка — без нее тоже никуда

Поделиться

— С того времени технологии сильно изменились?

— Технологии не изменились совсем, поменялись материалы, их просто больше стало. Раньше что было? Фетр, мех, соломка. Сейчас больше синтетики, волокно пальм появилось, химия другая используется. Я работаю только с фетром. Нетканый материал свойлачивается, это принцип валенка, принцип сукна. Сначала формируется полуфабрикат, из него формуется шляпа.

— А вот эти деревянные болванки?

— Это вообще самое главное, без них ничего не сделаешь. Их заказываю специальным мастерам, которых очень мало осталось. Был раньше мастер из «Рубина» — Алексей Николаевич Тихомиров, он в Москве учился, это был такой мастер, очень много вот этих форм — его.

Деревянные формы — главный секрет шляп, их изготавливает по заказу модельера специальный мастер

Деревянные формы — главный секрет шляп, их изготавливает по заказу модельера специальный мастер

Поделиться

— Их надолго хватает?

— На всю жизнь, можно сказать. Всё это годами копится, собирается, мне даже сложно сказать, сколько их у меня сейчас, десятки, может, и сотни. Отдельная чурочка деревянная — на каждый размер, на каждую шапочку. А сейчас это его сын делает, сыну всё передал. Вот я ему объясняю, какую надо форму, что-то рисуем, обсуждаем, что называется, на пальцах, разговариваем.

— Ну вот есть классические шляпы, наверное, они особо не менялись лет сто… Но всё остальное в одежде даже сравнивать сложно. Как вообще шляпы вписываются в эту современную картину?

— Конечно, мода меняется. И условия жизни меняются.

Классика — это, например, мужская шляпа, унисекс, и женщины носят, и мужчины, и подростки. Простая форма, прямое поле. Раньше была очень заметна разница у наших женщин и европейских, другой климат, другие экономические условия. Они даже носили шляпы по-другому, линия присада другая. Европейскую женщину и по фигуре было видно, у них спинки узкие и длинные, а у нас покороче и пошире.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен
Сейчас шляпы носят почти на бровях, это называется «низкая линия присада»

Сейчас шляпы носят почти на бровях, это называется «низкая линия присада»

Поделиться

— Линия присада — это что такое?

— Как шляпу надевают. Сейчас, например, очень низко носят, прямо на бровях. А было время, когда повыше, помните, были челки, кудри, глаза ярко накрашенные. Всё поменялось в моде. Раньше было всего три стиля: классический, романтический, спортивный. Всё.

И в цветах, если шапка и шарф не сочетаются, в таком нельзя было выйти, заклевали бы.

Сейчас всё эклектично и в стиле, и в цвете. И одежда перестала быть показателем экономического положения семьи, кроме, может быть, каких-то специфических мероприятий с дресс-кодом. Если раньше нужно было следовать моде, скажем, появилось макси в конце 70-х, и нужно было носить, на это обращали внимание. Сейчас всем всё равно, кто в какой одежде, одежда демократичная, мы все ходим в капюшонах и вязаных шапочках.

Одна шляпа способна изменить и образ, и настроение

Одна шляпа способна изменить и образ, и настроение

Поделиться

— Так это хорошо или плохо?

— Хорошо, наверное, но заказов меньше стало. Клиентки мои — дамы за 50, кто смолоду ходил в шляпах. Ну и возраст, знаешь, когда идешь в фетровой шапочке, тебя не продувает, голова не мерзнет. А в трикотажной мерзнет, просто когда тебе 30, этого не замечаешь. Ну и лицо меняется с возрастом, в трикотажной шапочке это заметнее: надела такую и стала еще смешнее. Хотя, конечно, есть и молодые девушки в шляпях, интересные, в поисках своего образа…

Поделиться

— Вот у вас есть такие яркие шляпы, такие оригинальные, явно ведь они не на дам за 50.

— Слушай, тут возраст вообще ни при чем. Есть такие бабушки, что мама дорогая! Это не от возраста, это от образа. Как себя женщина видит, как внутри ощущает. Некоторые такие смелые, другие — наоборот. Приходит заказчица, мы надеваем что-то, я ее вижу, она мне нравится. А она себя не видит, по-другому себя изнутри представляет, а мы смотрим в одно зеркало, но видим всё по-разному.

Или, наоборот, любят себя демонстрировать.

Возраст вообще ни при чем, главное — как женщина ощущает себя изнутри

Возраст вообще ни при чем, главное — как женщина ощущает себя изнутри

Поделиться

— Есть какие-то правила подбора правильной шляпы?

— Мы просто примеряем и видим. Конечно, есть правила, принципы, например, если нос длинный, поля не должны быть в один угол с носом. Много всяких заморочек, но к жизни это мало относится.

Понятно, что если личико маленькое, черты лица мелкие, я их называю птичьи, то большая шляпа не пойдет. Но некоторым как раз хочется, чтобы на голове было что-то огромное, будто они станут больше, если на голове будет большая шляпа. А крупные женщины часто любят маленькие шапочки. Надо, чтобы образ был в целом гармоничным.

— А если хочется что-то такое необычное, с большими полями, яркое?

— Можно. Можно, но надо, чтобы ты и внутри была такая. Если ты не такая, ты не сможешь это вынести.

Необычная яркая шляпа с длинными полями: как вам такой образ?

Необычная яркая шляпа с длинными полями: как вам такой образ?

Поделиться

— Где вы берете фетр для шляп?

— Заказываю. Я работаю с чехами. У нас раньше было три фабрики, все в Москве. И все позакрывались, осталось только Завидово, но они работают на шерсти и не так много выпускают. Были раньше еще фабрики в Прибалтике, на Украине, сейчас мы остались без своего фетра.

У чехов хороший, но дорогой. Фабрика у них старая, с хорошими традициями, с хорошим качеством. Всегда они от наших по качеству отличались, они и велюр делали, наши тоже делали, но такой кондовый. Зато очень ноский, на всю жизнь.

Наш еще хуже красили, с химией у нас всегда проблемы были, красный, синий, черный, а полутонов не было, пастельных тонов не было.

Этим приборам много лет, и они служат верой и правдой

Этим приборам много лет, и они служат верой и правдой

Поделиться

— Как вообще сам процесс изготовления шляпы выглядит?

— Из полуфабриката, который мы называем колпаком, формуется фетр, прямо руками, это горячий процесс на деревянной форме, без этой деревяшки ничего не сделаешь. На одно изделие уходит одна рабочая смена примерно. Если делаешь не на заказ, бывает, что по полгода лежит, вот что-то не идет, а проходит время, она от тебя отдохнет, ты от нее, снова начнешь — и получится.

У каждой шляпы ведь свое назначение, своя история. Но сейчас жизнь другая, мы по улицам не ходим, мы в машину сели, в торговый центр приехали, шапку сняли, в карман спрятали, шляпу так не уберешь, они стали неудобными. Всё стало другим, жизнь — другой. Вот у меня есть фотография, там моей бабушке 53 года, она на 15 лет моложе меня сейчас. А сын увидел ее и спрашивает: «А что она такая страшная?» А ты бы хоть один день прожил ее жизнью. Три войны пережила, революцию, семерых детей родила, неграмотная, даже писать не умела.

Жизнь стала совсем другой, не до шляп, но как же это красиво!

Жизнь стала совсем другой, не до шляп, но как же это красиво!

Поделиться

— Но шляпы носили всё же?

— В деревне крестьяне простые — нет. Скорее, мещане, потом — интеллигенция. Образованная учительница приехала в деревню, и она в шляпе. Вообще, шляпы были признаком интеллигенции, инженерно-технических работников. Преподаватели, врачи носили, таким признаком статуса были шляпки. В деревне шляпы были только на выход, по особым случаям надеть, передавались поколениями.

— Вы не считали, сколько шляп сделали за свою карьеру?

— Ой, нет, много, очень много. Кто-то считал, несколько тысяч насчитал, но, по-моему, больше.

А теперь — еще много-много шляп, которые сделала Любовь Полковникова и примерила Юлия Бочарова. Смотрите и выбирайте себе самый романтичный, драматический или уютный образ для осени.

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

На Урале, кажется, последние деньки золотой осени — уже в конце этой недели похолодает, а листья скоро окончательно опадут. Посмотрите наш фоторепортаж с улиц Екатеринбурга в эту сказочную пору.

А вот это — колонка одной очень стильной екатеринбурженки о том, как одеваться этой осенью.

Если вы еще не успели сделать шикарные осенние фото для Instagram, то вот вам подборочка отличных идей для этого.

оцените материал

  • ЛАЙК57
  • СМЕХ1
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Loading...
Loading...