21 октября среда
СЕЙЧАС -1°С

Главный по образованию в Екатеринбурге: «Досрочные каникулы мы полностью не исключаем»

Интервью с Константином Шевченко, который на прошлой неделе возглавил департамент образования

Поделиться

Константин Шевченко занимает пост руководителя департамента образования чуть больше недели, но у него есть свое видение, что можно изменить

Константин Шевченко занимает пост руководителя департамента образования чуть больше недели, но у него есть свое видение, что можно изменить

Константин Шевченко пообещал, что екатеринбургские школы не закроют

В октябре в Екатеринбурге сменился чиновник, отвечающий за систему образования. Теперь профильный департамент мэрии возглавляет Константин Шевченко, ранее руководивший Дворцом молодежи. Мы поговорили с Константином Валерьевичем о том, с каким опытом он пришел в систему общего образования, что хотел бы изменить и что будет происходить с нашими школами и садиками.

— Как вообще вы пришли в систему образования?

— Вообще я родился в семье педагогов и так получилось, что не выходил из этой среды. Сначала окончил педагогический вуз, ныне это Российский государственный профессионально-педагогический университет. Он готовил кадры для системы профессионального образования. По окончании немного поработал в министерстве строительства, где сопровождал программы по подготовке кадров, и в 26 лет стал руководителем Уральского колледжа строительства, архитектуры и предпринимательства.

Константин Шевченко родился в семье педагогов

Константин Шевченко родился в семье педагогов

— Очень престижный колледж.

— Это одно из немногих учреждений, которое на уровне среднего профессионального образования готовит архитекторов. У колледжа всегда были хорошие связи с нашим Архитектурным университетом, со строительным факультетом УГТУ-УПИ, сейчас это строительный институт УрФУ. Наши студенты приходили туда и очень быстро включались в университетское образование. Я поработал в колледже почти семь лет, и меня позвали во Дворец молодежи, который когда-то я, как обыватель, представлял, прежде всего, как концертную площадку.

— И бассейн!

— И бассейн, правильно. Когда я попал в эту атмосферу, я понял, что это далеко не так. Сегодня я могу сказать, что концертная площадка и бассейн — это, конечно, важно, но это примерно 10% от того, чем занимается Дворец молодежи. Вообще это региональный центр дополнительного образования детей. Сегодня он объединяет все направления дополнительного образования, которые существуют.

Это и техническое творчество, и спорт, и художественное творчество, и туризм, и краеведение, и многое другое. Десять лет назад мы с командой пришли во Дворец и начали с развития детского технического творчества, посмотрели, каким образом это выглядело в советское время, и сравнили картинку. Меня поразила статистика, в 80-е годы у нас было порядка 160 станций юных техников.

Дворец молодежи многим известен как концертная площадка и бассейн, но это крупнейший центр дополнительного образования в регионе

Дворец молодежи многим известен как концертная площадка и бассейн, но это крупнейший центр дополнительного образования в регионе

— В каждом Доме пионеров?

— В каждом Доме пионеров, да, в каждом городе, а на момент распада Советского Союза их осталось шесть. Мы понимали, что Свердловская область — это промышленный регион. Экономика, предприятия региона диктуют, какие направления надо открывать. Мы договорились с правительством области, покупали оборудование, находили площадки в муниципалитетах, обучали и сопровождали педагогов. Поставили план ежегодно открывать по 10 таких площадок, сейчас их 85, в том числе в Екатеринбурге — три.

Сейчас, чтобы перечислить все проекты, нужно напрячь память. За 10 лет много всего сделано, какие-то проекты плотно были связаны с системой общего образования. Например, Всероссийская олимпиада школьников, мы отвечали за проведение регионального этапа, несколько лет подряд проводили в Екатеринбурге заключительные этапы олимпиад по математике, экологии, информатике, физике.

— Вообще система олимпиад школьных со стороны кажется довольно запутанной…

— Да, есть масса олимпиад, их проводят различные вузы, ведомства и так далее, а есть Всероссийская олимпиада школьников — государственная система, самая легитимная, инструмент отбора одаренных детей. Она проходит по 24 предметам и имеет этапность — в школе проводят олимпиаду, потом муниципальный этап, потом начитаются региональные этапы. И потом заключительный этап. Дети, которые становятся победителями, могут поступать в вузы по профилю в преимущественном порядке, мы провели на территории Екатеринбурга четыре заключительных этапа Всероссийской олимпиады школьников. Это колоссальный труд!

Систему общего образования Константин Шевченко принял у Екатерины Сибирцевой, которая стала вице-мэром по социальной политике

Систему общего образования Константин Шевченко принял у Екатерины Сибирцевой, которая стала вице-мэром по социальной политике

— Кажется, самый известный в последние годы проект Дворца молодежи — это «Кванториумы» и «IT-куб».

— Да, в рамках национального образовательного проекта «Образование» мы запустили площадки «Кванториум» в Ельцин центре в Екатеринбурге, в Первоуральске и вот-вот откроется «Кванториум» в Верхней Пышме, два центра цифрового образования детей «IT-куб» — один в Орджоникидзевском районе, второй в микрорайоне «Солнечный». Дворец Молодежи выступает региональным оператором «Кванториумов» и «IT-кубов». Это уникальная система образования, мощное содержание и, самое главное — дети туда приходят с огромным удовольствием и не хотят уходить. Ребята, которые работают преподавателями — это молодая заряженная команда, все построено на партнерских отношениях с детьми. И как результат — мощная мотивация и развитие познавательного интереса у детей.

— Это всё бесплатно для детей? Бюджет проекта — федеральный?

— Федеральные деньги были предоставлены для создания условий, а обучение происходит за счет региональных средств.

— Расскажите про станцию юннатов, пожалуйста: говорят, она переехала из здания на Ясной, и сейчас оно стоит закрытым.

— Один из проектов Дворца молодежи — создание центра по работе с одаренными детьми, это работа с фондом «Золотое сечение», который в ближайшее время переедет в это здание. Я помню, как мы открывали станцию юннатов на Ясной, многие местные жители были недовольны, что она займет часть парка. Сейчас экостанция вписана в ландшафт, ее территория ухожена и радует глаз.

Среди программ, которые будут реализовываться в этом здании, есть и те, которые связаны с биологией и экологией, но уже для детей более высокого уровня, прошедших отбор. Экологическое отделение Дворца молодежи мы пока разместили в здании на улице Опалихинской, сейчас подбираем площадку для детей, которые увлечены этим направлением.

— А на Ясной когда откроется центр? Часть парка будет доступна для жителей?

— К декабрю планируют закончить ремонтные работы. И территория будет открыта для жителей района.

Константин Шевченко пообещал, что здание станции юннатов на Ясной в новом статусе откроется в конце нынешнего года

Константин Шевченко пообещал, что здание станции юннатов на Ясной в новом статусе откроется в конце нынешнего года

— Давайте перейдем к вашей работе в департаменте образования. С какими задачами вы пришли?

— Система образования города Екатеринбурга — серьезная и мощная структура, обладающая огромным потенциалом развития. Я проработал чуть больше недели и пока знакомлюсь с этой системой: 165 школ, у каждой — своя специфика, 17 учреждений дополнительного образования, сеть дошкольных учреждений. Моя задача — дальнейшее развитие этой системы.

Система образования в Екатеринбурге имеет огромный потенциал 

Система образования в Екатеринбурге имеет огромный потенциал 

— Какие проблемы намерены решить в первую очередь?


— Есть зоны ближайшего развития и стратегические задачи. Если говорить о ближайших задачах, то начну с того, что мне близко и знакомо, а именно с открытия «Кванториумов» в школах. Буквально на прошлой неделе Минпросвещения объявило, что теперь «Кванториумы» надо открывать в школах. Это тренд, дополнительное образование должно быть связано с общим образованием, работать на него.

Я не думаю, что мы в каждой школе сделаем «Кванториум», но, если сделаем хотя бы в части школ — это уже будет хорошо. Что касается стратегических задач, то пока рано делать какие-либо заявления, мне нужно время, чтобы лучше понять потенциал, которым обладает система образования города на сегодняшний день. Мне близки экосистемные принципы развития, поэтому революций точно не будет

— Именно «Кванториумы» или что-то еще?

— В трех школах мы уже анонсировали «Кванториумы». Есть еще Центры цифрового и гуманитарного образования «Точки роста» в сельских школах. В Екатеринбурге школы с таким статусом тоже есть. Задача таких центров: повысить уровень преподавания трех предметов — информатики, ОБЖ и технологии. Кроме того, «Точки роста» — это еще и центр повышения квалификации педагогов.

Та же технология в разных школах преподается совершенно по-разному: где-то это роботехника, лазерная резка, прототипирование, а где-то — традиционные программы: слесарные работы, кулинария, пошив одежды. Они останутся, но задача — максимально адаптировать их к современной жизни.

Так выглядит «Кванториум» в Ельцин центре, вскоре подобные площадки появятся в нескольких школах

Так выглядит «Кванториум» в Ельцин центре, вскоре подобные площадки появятся в нескольких школах

— А почему именно в сельских школах?

— Чтобы дать импульс развития сельским территориям и образовательным организациям, чтобы не было миграции с окраин в центр города. Например, в школе № 179 в Северке была открыта «Точка роста», и общеобразовательная организация превратилась и в центр притяжения местного населения. Это условия для появления сообществ, заинтересованных в развитии своих территорий.

— Давайте вернемся к текущей ситуации. Как вы оцениваете наши перспективы в пандемию? Сегодня много слухов ходит, предположений...

— Если говорить о количестве заболевших среди учащихся, учителей и воспитателей, то уровень пока невысокий. Но в целом по городу мы видим, конечно, увеличение, определенную динамику. Четкие инструкции и рекомендации дает оперативный штаб. Предположений по закрытию школ нет. Досрочные каникулы мы полностью не исключаем, они могут быть, но это зависит от развития ситуации. Мы же понимаем, что каникулы — это не полный локдаун. Пока речи о досрочных каникулах не ведем.

По графику они как раз закончатся перед неделей, на середину которой приходится праздничный день.

— Мы сейчас пока об этом не говорим, но не исключаем, что вот эти пару дней перед и после праздников можно отвести на ту же проектную деятельность, например.

— Мы разговаривали с медиками еще до начала учебного года, многие специалисты считали разумным ввести какую-то комбинированную систему с дистантом, когда один-два дня в неделю, например, учатся на дистанте, или выводить на очное обучение только часть классов, скажем, начальную школу и выпускные классы. Какие-то подобные варианты есть, рассматриваются?

— Конечно, идеи есть. Обучение с применением дистанционных технологий — это не закрытие школ. Все родители по-разному к этому относятся, и я тоже, как родитель. Мой, например, младший ребенок говорил, что очень скучает по общению с друзьями, и я рад, что это так, значит в школе создана комфортная среда. Сценарии прорабатываются различные, но главное, чтобы все они были удобными и для детей, и для родителей, и для наших педагогов. Если педагоги начнут болеть, это будет большая проблема.

Полного локдауна для школ не будет

Полного локдауна для школ не будет

— Не можем не спросить про строительство новых школ и садиков, тема для города особенная.

— Три новых школы были запущены в этом году, в микрорайонах Солнечный, Академический, и пристрой к 181-й школе в Краснолесье. Кроме этого, есть большие планы по увеличению количества мест в дошкольных организациях. Строятся новые здание на Тенистой, Фрезеровщиков, Славянской, Сухоложской, идет ремонт садика «Родничок» на Агрономической. В этом году будет введено 915 мест, в следующем году планируется увеличение еще на 550 мест за счет строительства новых зданий в районах Академический и Солнечный.

В 2021-м году мы должны сдать школу №80 на улице Калинина, школу в квартале Блюхера-Уральская-Советская, пристрой к 167-й школе на Фрезеровщиков и пристрой к 173-му лицею. Также до конца этого года планируется завершить работы по капитальному ремонту зданий школы №25 на Феофанова, и школы №115 на Фестивальной.

— Какие сейчас самые проблемные точки?

— Не хватает мест в детских садах, прежде всего, в Академическом, район испытывает колоссальную потребность, ежегодно строим там по одному садику, рано или поздно, конечно, эту потребность удовлетворим. Также не хватает мест в детских садах для детей раннего возраста. В школах проблема из-за того, что при приеме в первые классы где-то места заканчиваются за три минуты, примерно в 44 школах Екатеринбурга такая ситуация. И я вижу одной из важных стратегических задач сделать более привлекательными те школы, которые сейчас менее востребованы — за счет их интеграции с дополнительным образованием.

Почитайте репортаж из «Кванториума», где дети учатся мечтать о большем, чем квартира и машина.

Напомним: накануне в департаменте образования сообщили, что в следующем году появятся изменения в правилах приема в первый класс, они продиктованы приказом федерального Минпросвещения.

оцените материал

  • ЛАЙК6
  • СМЕХ1
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ10
  • ПЕЧАЛЬ1

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!