22 октября четверг
СЕЙЧАС +1°С
Пробки /10

«Десятая станция» екатеринбургского метро: репортаж из мест, куда не возят пассажиров

Изучаем, как устроена городская подземка уральской столицы

Поделиться

За работоспособностью всего метро стоит одна станция — электродепо «Калиновское»

За работоспособностью всего метро стоит одна станция — электродепо «Калиновское»

Смотришь в метро на стремительные ярко-синие поезда — и возникает ощущение, что они никогда не ломаются. Состав приехал, пассажиры вышли, зашли новые, состав уехал. От одной конечной станции до другой без малого 13 километров, время пути — около 20 минут. За этой простотой стоит системная работа коллектива электродепо «Калиновское» Екатеринбургского метрополитена. Продолжая нашу серию фоторепортажей о транспорте уральской столицы, мы побывали в ремонтных цехах депо и посмотрели, как работает городская подземка.

Наш проводник — Александр Тимин. Он готов увлеченно рассказывать о каждом процессе и отделе электродепо метрополитена. Он работает здесь уже 7 лет, но складывается ощущение, что всю жизнь. Начинал Александр Викторович с ученика слесаря на железной дороге и проработал в депо по ремонту пассажирских поездов 23 года.

Александр Тимин — заместитель начальника службы подвижного состава по ремонту электродепо «Калиновское»

Александр Тимин — заместитель начальника службы подвижного состава по ремонту электродепо «Калиновское»

Через весь ремонтный цех размером с половину «Меги» мы попадаем в кабинет с высокими потолками и множеством окон.

— Здесь у нас главный человек в смене! Дежурный по депо, — рассказывает Александр Тимин. — Он организует весь рабочий процесс — отправку поездов на линию и плановые ремонтные работы. А если случаются какие-то сбои и нужно, например, заменить состав, то дежурный отвечает и за это. Плюс он ответственный и за ночные работы: мойка и дезинфекция составов, а также техническое обслуживание.

Возвращаемся в ремонтный цех. Он состоит из 2 частей. В одной из них больше всего ярко-синих поездов метро. Это отстойно-ремонтный цех. У многих из вас при слове «отстойный» может возникнуть легкая улыбка.

— Дело в том, что потоки пассажиров у нас разные, — объясняет Александр Тимин. — В будние дни требуется 11 составов, 5 из которых работают с раннего утра и до позднего вечера. Оставшиеся поезда выжидают здесь до часа пик, плюс тут еще располагаются вагоны, требующие ремонта.

Так выглядит отстойно-ремонтный цех 

Так выглядит отстойно-ремонтный цех 

На одном из путей находится состав на ремонте. Слесарь осматривает тяговые двигатели и другое электрическое оборудование.

— За каждым слесарем закреплен свой вагон, — пояснил Тимин, — что позволяет выпустить составы на линию в кратчайшие сроки.

После техобслуживания и дезинфекции вечером того же дня электричка будет возить пассажиров.

Под вагоном. Слесарь осматривает электрооборудование состава метро

Под вагоном. Слесарь осматривает электрооборудование состава метро

На соседнем пути стоит всего один вагон, а чуть поодаль — пригорок железной стружки. Здесь обтачивают колеса. Оказывается, со временем на диске появляются ямки из-за соприкосновения с рельсом. Из-за этого колеса могут деформироваться, а потом может произойти авария. Такой процесс в депо называют «выкрошивание» — от слова «крошить». Для этого колёсные пары ставят на специальный станок, расположенный прямо в рельсах, и стачивают часть диска.

Стружка образовалась от шлифования стальных колёс 

Стружка образовалась от шлифования стальных колёс 

Таким станком снимают часть металла, чтобы поверхность колеса стала гладкой

Таким станком снимают часть металла, чтобы поверхность колеса стала гладкой

Еще в цехе, как в футбольной команде, есть своя скамейка запасных. Так, в депо есть поезд на случай нештатных ситуаций. В этом случае неисправный состав уходит в депо, а «горячий резерв» в течение 5–10 минут его заменяет. Чтобы быть все время наготове, поезд стоит под высоким напряжением, о чем предупреждают габаритные красные огни и специальный щит.

Включенные красные огни и щит говорит о том, что это резервный состав, готовый в любую минуту выйти на линию

Включенные красные огни и щит говорит о том, что это резервный состав, готовый в любую минуту выйти на линию

Направляемся во второе крупное помещение, в цех подъёмочного ремонта. Здесь — станки и механизмы, на которых разбирают и ремонтируют детали электропоездов. Останавливаемся у ряда колесных пар. Мастер нанизывает на каждую ось специальный индукционный нагреватель. От дисков начинает идти дым. Таким способом снимают внутренние кольца подшипников, чтобы затем проверить их с помощью ультразвука. Это своеобразный техосмотр колес.

Переходим в цех подъёмочного ремонта

Переходим в цех подъёмочного ремонта

Мастер нанизывает на каждую ось специальный индукционный нагреватель

Мастер нанизывает на каждую ось специальный индукционный нагреватель

Так выглядит колесо вагона метро

Так выглядит колесо вагона метро

Тут ремонтируют колеса и другие детали составов

Тут ремонтируют колеса и другие детали составов

За колесами поездов в метро следят с особой тщательностью. В депо есть даже гигантский колёсотокарный станок.

— Он здесь с советских времен, со знаком качества. В других местах используется импортное оборудование. А здесь, хоть и по старинке, но надёжно, — поясняет Александр Тимин.

Колёсотокарный станок — наследие советских времен. Со знаком качества

Колёсотокарный станок — наследие советских времен. Со знаком качества

В другой части цеха аккуратно разложены электродвигатели. Часть из них новые, только-только с завода. Их проверяют, подключают к напряжению и смотрят, как они работают. Другая часть моторов — те, что требуют мелкого ремонта.

Так выглядит ремонт электродвигателя

Так выглядит ремонт электродвигателя

В специально огороженном помещении проводятся гидравлические испытания воздушных резервуаров, которые нужны для работы тормозов и другого пневматического оборудования вагонов. Это испытательная станция. Человек в защитном кожухе не спеша накачивает водой цилиндрическую емкость.

— Каждый резервуар в определенное время должен проходить гидравлические испытания, после чего наносится краска, ставится штамп и устанавливается обратно на состав, — поясняют в цехе. — А если не прошёл, то на металлолом.

Гидравлические испытания

Гидравлические испытания

Другие пневматические приборы вагонов метро — краны машиниста, регуляторы давления, распределители и многое другое — испытывают на втором стенде. Если установка не прошла испытания, ее разбирают, приводят в порядок и снова проверяют.

Справа испытательный стенд, слева ремонтный: отремонтировал — и сразу испытал 

Справа испытательный стенд, слева ремонтный: отремонтировал — и сразу испытал 

Испытание регулятора давления компрессора, который накачивает воздух в тормозную систему электропоезда

Испытание регулятора давления компрессора, который накачивает воздух в тормозную систему электропоезда

Периодически в электродепо метрополитена проводятся маневровые работы: формируются составы и при необходимости вагоны направляются на ремонт.

Маневровые работы

Маневровые работы

В конце нашей экскурсии мы, находясь в кабине машиниста, поехали на конечную станцию «Ботаническая», чтобы увидеть, как поезд метро разворачивается. Но оказалось, это не совсем то, что мы себе представляем. Он не разворачивается по кольцу, а переходит на противоположенные рельсы и возвращается обратно задом наперед. Для этого на «Ботанической» дежурит специальный машинист, который садится в последний вагон, где, как и в первом, есть кабина управления. Когда поезд доезжает до тупика на конечной, машинист из первого вагона передает управление коллеге в последнем. Тот перегоняет поезд обратно до станции и дожидается, когда его сменят.

В кабине машиниста

В кабине машиниста

Состав движется по тоннелю со скоростью 60 км/ч

Состав движется по тоннелю со скоростью 60 км/ч

Так выглядит переезд на рельсы в противоположенную сторону

Так выглядит переезд на рельсы в противоположенную сторону

Это конец тоннеля екатеринбургской подземки

Это конец тоннеля екатеринбургской подземки

Машинист, который перегоняет поезда на «Ботанической» в обратную сторону

Машинист, который перегоняет поезда на «Ботанической» в обратную сторону

Посмотрите еще фото из Екатеринбургского метрополитена.

В предыдущих репортажах мы рассказывали, как продлевают жизнь старым «Икарусам» и НЕФАЗам, а еще раньше — как работают ремонтируют троллейбусы и трамваи. В июне Александр Высокинский признал неэффективной надбавку, из-за которой подорожал проезд в метро.

Все самые интересные новости о пассажирских перевозках читайте в нашей рубрике «Дороги и транспорт».

оцените материал

  • ЛАЙК61
  • СМЕХ4
  • УДИВЛЕНИЕ2
  • ГНЕВ1
  • ПЕЧАЛЬ3

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!