24 ноября вторник
СЕЙЧАС -10°С

Аналогов в России просто нет: как будет выглядеть проект «Малая Голландия» в Екатеринбурге

Архитекторы придумали, как воссоздать старинный пруд и прогулочные набережные на месте болота

Поделиться

Жилой квартал на острове появится недалеко от ЦПКиО

Жилой квартал на острове появится недалеко от ЦПКиО

Поделиться

Во всем мире набирают обороты проекты реновации так называемых депрессивных земель: силами девелоперов и муниципалитета на месте пустырей и заброшенных участков в больших городах формируются новые, комфортные пространства для жизни, создаётся умная городская среда. В Екатеринбурге таких территорий тоже немало, одна из них находится за радиозаводом и примыкает к ЦПКиО. Этот заболоченный участок ждёт глобальная перестройка. Именно здесь в ближайшие несколько лет будет реализован проект, который профессиональное сообщество уже называет «Новой Голландией» (остров в Санкт-Петербурге. — Прим. автора).

В рамках «Форума 100+» урбанисты, архитекторы, эксперты по недвижимости и девелоперы Екатеринбурга обсудили, как будет выглядеть территория после редевелопмента и что вообще такой проект даст Екатеринбургу.

1

Восстановление исторического пруда

На месте, отмеченном красным, авторы планируют воссоздать водоем и историческую набережную, а также построить искусственный остров 

На месте, отмеченном красным, авторы планируют воссоздать водоем и историческую набережную, а также построить искусственный остров 

«Малая Голландия» — авангардный проект. Подобного нет не только в Екатеринбурге, но и в стране. Проектом занимаются архитекторы голландского бюро SVESMI Александр Свердлов и Анастасия Смирнова, которые последние десять лет успешно адаптируют голландский опыт к российскому контексту. Ранее бюро SVESMI разработало проект реконструкции ЦПКиО, «Малая Голландия» станет его логичным продолжением и будет концептуально связана с парком, хотя находится за его границами.

— На территории между заводом радиоаппаратуры и забором парка Маяковского в течение многих лет то появлялся, то исчезал пруд. Старшее поколение еще застало его и помнит прогулки вдоль живописного водоема. Сейчас на его месте лишь заросшее болото, — рассказывает Александр Свердлов. — С конца 60-х гг. пруд постепенно мелел и высыхал, и в 90-х власти его осушили официально, так как город не мог содержать этот водоем. Сейчас он как бы спит под слоем ила, и мы хотим его разбудить.

Проект неслучайно называется «Малая Голландия»: авторы планируют воссоздать водоем и историческую набережную, а также построить искусственный остров по голландским рецептам. Вода здесь играет ключевую роль: она будет и проточной (река Исеть), и отделенной дамбами (очищенный пруд). Если отгородиться от Исети системой шлюзов и использовать широко применяемые в Голландии техники очистки воды естественным способом, получится 4,4 га чистой воды. Возникнет возможность организовать компактную, но очень интересную пляжную зону прямо в черте Екатеринбурга.

2

Создание искусственного острова

Можно будет покататься на лодке вокруг комплекса 

Можно будет покататься на лодке вокруг комплекса 

Искусственный остров с кварталами невысоких (3–8 этажей) домов и уютными общественными пространствами — изюминка проекта и модель городского района нового типа. Остров может стать новой достопримечательностью уральской столицы, и при этом за счет нового квартала девелопер осуществляет строительство набережных и восстановление паркового водоема.

— Ил, который сейчас находится на всей территории бывшего пруда, нужно вывозить или рекультивировать. Объем колоссальный — порядка 750 000 куб. м. За бюджетные средства сделать это нереально. У нас родилась идея совместить восстановление общественных пространств и возведение коммерческой недвижимости, — отметил глава Acons Group (девелопер «Малой Голландии») Иван Кузнецов. — Мы восстанавливаем пруд и даем городу набережную, зарабатывая деньги на строительстве жилья на новом острове. Гораздо выгоднее нам было бы купить обычную землю и построить типовые дома — так все обычно и поступают. Но мы решили попробовать новую схему — win-win для нас и для города.

3

Организация новых входов в парк

Сейчас екатеринбуржцы могут попасть в ЦПКиО со стороны Щорса только через полуразвалившийся мост. Проект подразумевает связь парка с городом через новые входы. С улицы Щорса появится автомобильный мост, переходящий в центр островного района, кроме того, с острова перекинут три новых пешеходных моста в разные части парка. Таким образом получится непрерывный петляющий пешеходный маршрут вдоль воды. Авторы проекта предлагают провести в Екатеринбурге архитектурный конкурс на проектирование этих мостов.

4

Строительство новых набережных

В планах — строительство пешеходной зоны и обустройство велодорожек 

В планах — строительство пешеходной зоны и обустройство велодорожек 

Важнейшая задача архитекторов — восстановить популярный в 1930-е променад, который начинается от моста на улице Щорса и ведёт вдоль границы парка по кромке восстановленного пруда. Что получится в итоге? Набережная длиной 1,3 км с пешеходным тротуаром и велосипедной дорожкой, которые протянутся под естественной тенью сосен. Также здесь появятся детские площадки и небольшие мостки для уединенных прогулок. Подпорная стенка, которая будет удерживать землю парка, послужит многоуровневым сиденьем.

Вторая набережная — островная — будет состоять из двух частей. Та, что шире, станет самой солнечной из всех: она выходит на Исеть и будет оформлена двумя рядами деревьев. Вокруг всего острова также пройдет непрерывный велосипедный маршрут. Более узкая набережная протянется вдоль жилых домов, которые будут огорожены от нее зоной сезонных посадок. Широкая и узкая набережные сойдутся на стрелке острова, а с парковой набережной они будут сообщаться мостами. В совокупности парковая и островная набережные составят 2,6 км уникального променада.

5

Возведение жилых кварталов на острове

Внутри квартала тоже будут красивые и комфортные прогулочные зоны

Внутри квартала тоже будут красивые и комфортные прогулочные зоны

Центральный бульвар острова — это главная улица, сердце района, где сосредоточены все кафе, рестораны, магазины и т. д. Улицы, отходящие от бульвара, будут зелеными, спокойными, с минимальным автомобильным движением. Для частного автотранспорта предусмотрены встроенные двухэтажные парковки, которые спрятаны в центральной части кварталов. В центре острова дома будут не выше восьми этажей, по периметру — трех- и четырехэтажные.

6

Как оценило проект профессиональное сообщество?

Воплощение уникального для Екатеринбурга проекта займет до десяти лет. И впереди, конечно же, много вопросов, которые нужно решить — проект еще будет дорабатываться.

Заместитель главы Екатеринбурга по вопросам капитального строительства и землепользования Алексей Бирюлин предположил, что самая большая сложность — это создание инженерных сооружений. Председатель экспертно-консультативного совета свердловского отделения Союза архитекторов России Михаил Вяткин высказался против объединения пешеходных и велосипедных дорожек и предложил, чтобы в проекте появилась магистральная велосипедная дорога, на которую не выйдут пешеходы. Директор ЦПКиО Екатерина Кейльман сообщила, что придется по-новому решать вопрос обязательного ограждения парка.

Урбаниста Владимира Злоказова заинтересовала доступность общественного транспорта, а экоактивистку Анну Балтину беспокоит проблема иловых отложений и их утилизации, а также очистка всей Исети, а не только одного ее участка. В первую очередь девелоперам придется решить, что делать с грунтом на месте пруда: засыпать, вывезти или рекультивировать. Степень его загрязненности тоже еще предстоит определить. И если говорить об очистке реки в целом, то архитекторы считают, что именно с их амбициозного проекта наконец-то поднимется вопрос о чистоте воды в Екатеринбурге.

Также интересный вопрос задала руководитель отдела развития Музея Бориса Ельцина Людмила Старостова: не возникнут ли риски того, что резиденты острова будут не готовы делиться дорого оплаченными преимуществами? На него ответила архитектор Анастасия Смирнова.

— Остров не будет закрытой для посещения территорией, иначе проект просто не имеет смысла. Сила хорошего дизайна общественных пространств в том и заключается, чтобы создать такую среду, где не возникнет социального напряжения, — высказалась Анастасия.

Материал носит ознакомительный характер, денежные средства не привлекаются.

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Loading...
Loading...