3 декабря четверг
СЕЙЧАС -11°С

Запустили секонд-хенд за 10 тысяч рублей: как екатеринбуржцы сделали бизнес на одежде из 90-х

Винтажный бутик назвали «Шувакиш» в память о легендарной барахолке

Поделиться

Никита Литвиненко — сооснователь магазина винтажной одежды «Шувакиш»

Никита Литвиненко — сооснователь магазина винтажной одежды «Шувакиш»

Поделиться

Пандемия для комиссионок стала неожиданно прибыльным временем. Екатеринбуржцы на каникулах не теряли времени зря и спешили освободить шкафы от старой ненужной одежды. Вещи из прошлого нашли новое место — вешалки винтажных магазинов. Один из них работает на втором этаже Ельцин Центра. В шоуруме «Шувакиш» собирают варёнки, олимпийки и кожаные куртки из 80-х и 90-х годов.

Как в Екатеринбурге возродили легендарную барахолку

Призрак барахолки времен СССР витает среди магазинов с уральскими сувенирами и кожаными рюкзаками. На прошлое указывает вывеска, сделанная в стиле дорожного знака.

— В 2016-м я жил в Питере, туда приехали с гастролями друзья из Екатеринбурга, группа LOVANDA — Паша и Лала, — рассказывает сооснователь барахолки Никита Литвиненко. — Нас объединяла любовь к винтажной одежде, мы зашли в музей кроссовок (его хозяин всю жизнь коллекционирует старую обувь) и решили, почему бы не сделать винтажный магазин в Екатеринбурге? Когда искали для него название, вспомнили о Шувакише.

В 80-е годы около поселка Шувакиш под Свердловском открылся вещевой рынок. На нем можно было достать то, что официально в СССР не продавалось: джинсы Levi's и Montana, спортивные костюмы Adidas, импортную косметику, сапоги и кроссовки, сигареты и жвачку, зарубежные виниловые пластинки (хотя ими чаще менялись).

Рынок работал по воскресеньям. На барахолку приезжали из Москвы, Питера, других городов. В электричку, следующую из Свердловска до станции Шувакиш, набивались толпы молодых людей. Из-за большого скопления народа рынок еще называли Тучей.

Вывеска сделана в стиле дорожного знака

Вывеска сделана в стиле дорожного знака

Поделиться

Интерьер помогает с головой окунуться в атмосферу прошлого

Интерьер помогает с головой окунуться в атмосферу прошлого

Поделиться

Наверняка у вас или у ваших друзей была такая кепка

Наверняка у вас или у ваших друзей была такая кепка

Поделиться

Помните журналы «COOL» с обязательным постером в середине и комиксами про отношения на последних страницах?

Помните журналы «COOL» с обязательным постером в середине и комиксами про отношения на последних страницах?

Поделиться

Сейчас друзья Никиты, а заодно партнеры по бизнесу, живут в Москве и занимаются музыкой, но тогда вместе с ним они вложили немало сил в «Шувакиш». Впервые он появился во дворе Центра современного искусства на Добролюбова в рамках «Ночи музеев» как арт-объект. Собрать коллекцию одежды помогли знакомые.

— Мы начали целенаправленно собирать вещи, чтобы их выставить, — вспоминает Никита. — Тогда еще можно было что-то найти в секонд-хенде, не было такого, чтобы всё сметали.

Небольшая капсула вещей из прошлого принесла ребятам широкую известность: о возрождении Шувакиша загудели все городские СМИ.

— Мы прям видели, как растет интерес к теме. Но оказалось, что сам Шувакиш (как барахолка. — Прим. ред.) известен не всем, только тем, кому уже за 50. А молодежь даже не слышала об этом.

— Такой полузаконный черный рынок в СССР. Мы поэтому решили рассказать эту историю, она того стоит, — говорит Никита.

Открыли собственный магазин за 10 тысяч рублей

Первое время Никита, Паша и Лала тесно сотрудничали с ГЦСИ, речь о собственном магазине зашла уже в 2017 году, он открылся в рамках уральской биеннале в здании Приборостроительного завода. Ребятам бесплатно предоставили помещение и благодарную публику. Вещи достались тоже практически даром: их собирали в секонд-хенде и с помощью сарафанного радио.

Эту куртку сшили на свердловской фабрике

Эту куртку сшили на свердловской фабрике

Поделиться

Сейчас в коллекции десятки вещей из разных эпох и стран

Сейчас в коллекции десятки вещей из разных эпох и стран

Поделиться

Коллекционировать значки было модно в <nobr class="_">80-х</nobr>

Коллекционировать значки было модно в 80-х

Поделиться

Такие сувениры времен СССР активно раскупали футбольные болельщики в 2018 году, когда в Екатеринбурге проходили матчи чемпионата мира

Такие сувениры времен СССР активно раскупали футбольные болельщики в 2018 году, когда в Екатеринбурге проходили матчи чемпионата мира

Поделиться

Головных уборов набралась целая коллекция

Головных уборов набралась целая коллекция

Поделиться

Надели бы такую кепку?

Надели бы такую кепку?

Поделиться

Когда биеннале закончилась, ребята нашли новое помещение — в «Колизее». После бутика на выставке оно казалось огромным: там можно было не только продавать вещи, но и устраивать перформансы.

— У нас было 10 тысяч рублей — весь наш бюджет. Мы их отправили в Питер, парню из музея кроссовок, и он нам выслал мешок такой ерунды, что мы даже вывешивать не стали. Так что всё вышло за рамки бизнес-плана.

За аренду помещения в центре города платить практически ничего не пришлось — ребята договорились с «Колизеем» о сотрудничестве. Они не просто открыли магазин, но и стали проводить там кинопоказы, вечеринки, творческие встречи и даже модные шоу.

— На открытие мы потратили еще около шести тысяч рублей. Но почти ничего не покупали, разве что огромный электрокамин во всю стену за 500 рублей с мини-баром и зеркальными полочками. Он грел и светил, — вспоминает Никита. — Стены покрасили с друзьями, краску тоже они дали.

Посмотреть на модные показы в духе <nobr class="_">90-х</nobr> приходили сотни зрителей&nbsp;

Посмотреть на модные показы в духе 90-х приходили сотни зрителей 

Поделиться

Пиджаки с широкими плечами снова вернулись в моду

Пиджаки с широкими плечами снова вернулись в моду

Поделиться

Спустя полтора года после открытия магазина друзья поняли, что это не просто хобби, но и бизнес.

— Мы поняли, что это может быть бизнесом, когда заработали на командировку, — рассказывает Никита. — В 2018 году мы поехали в Прибалтику, в европейскую сеть секонд-хендов, их магазины есть в Милане, в Барселоне, но появилась сеть в Литве. Мы специально выбирали день, когда все супердешево. У нас было 200 или 300 евро, на них мы купили порядка 100 килограммов одежды.

Костюм Puma ждет нового хозяина

Костюм Puma ждет нового хозяина

Поделиться

По этикетке можно понять, подлинная ли вещь

По этикетке можно понять, подлинная ли вещь

Поделиться

Из Европы в первый раз ребята привезли порядка 100 килограммов одежды

Из Европы в первый раз ребята привезли порядка 100 килограммов одежды

Поделиться

Атмосферные вязаные вещи Никита тоже выкупает, важно, чтобы изготовлены они были <nobr class="_">30–40</nobr> лет назад

Атмосферные вязаные вещи Никита тоже выкупает, важно, чтобы изготовлены они были 30–40 лет назад

Поделиться

Всё, что ребята зарабатывали в «Шувакише» в первое время, они вкладывали в новую одежду.

«Основа нашего бизнеса — это джинсы»

Сейчас в «Шувакише» можно найти как вещи, привезенные из Европы, так и те, которые екатеринбуржцы нашли на бабушкиных антресолях.

— Основа нашего бизнеса — это джинсы, как и в 80-е на Шувакише, — объясняет Никита. — Это наше главное преимущество перед всеми современными магазинами. Джинсы больше не выпускают, их перестали делать в 90-е. То, что сейчас в магазинах, это какая-то тряпка хлопчатобумажная, которая теряет вид после стирки.

Джинсы разлетаются как горячие пирожки

Джинсы разлетаются как горячие пирожки

Поделиться

Подлинные брюки из 90-х можно отличить с закрытыми глазами — на ощупь

Подлинные брюки из 90-х можно отличить с закрытыми глазами — на ощупь

Поделиться

Олимпийки — на втором месте по популярности

Олимпийки — на втором месте по популярности

Поделиться

Олимпийки — тоже на пике спроса. Причем покупают как оригинальные фирменные, так и китайские подделки. Главное, чтобы произведены они были в прошлом. Часть клиентов просит куртки в прокат — на тематическую вечеринку в стиле 90-х, а потом так проникается ностальгией, что выкупает насовсем.

В пандемию ассортимент бутика серьезно пополнился — екатеринбуржцы несли Никите старую одежду пакетами.

— Люди сидели дома и начали прибираться в шкафах, находить старые ненужные, но хорошие вещи, начали писать в Instagram. Каждый может найти у себя на даче какие-то кофты, старые джинсы, которые никто и никогда уже не будет носить, а здесь эта вещь найдет нового хозяина, — объясняет Никита.

Никита платит за винтажные вещи, но внимательно оценивает каждую. Важна оригинальность бренда, состояние и цена, по которой одежду могут купить.

— Если очень крутые новые джинсы с этикеткой, я могу их купить вообще задорого. Даже не заработать на этом.

— Дорого — это сколько? Тысяч пять?

— Ну... три. Договоримся?

Половину вещей в бутике никогда никто не носил

Половину вещей в бутике никогда никто не носил

Поделиться

В винтажных магазинах тоже бывают распродажи

В винтажных магазинах тоже бывают распродажи

Поделиться

Обуви в «Шувакише» очень мало

Обуви в «Шувакише» очень мало

Поделиться

Практически все вещи больших размеров

Практически все вещи больших размеров

Поделиться

Яркие цвета очень любила мода 90-х

Яркие цвета очень любила мода 90-х

Поделиться

Джинсы Levi's и олимпийки Adidas в барахолке найти можно часто, но иногда в коллекции появляются настоящие сокровища.

— Однажды мне принесли коллекцию тренчей новых, супермодных. Ими на заводе отцу одного гражданина платили зарплату в 1993 году, и все эти годы они пачками лежали у него в шкафу. Нам принесли около восьми штук, — вспоминает Никита.

Самым дорогим экспонатом барахолки оказалась лыжная куртка.

— Это была теплая лыжная куртка с узором на всю спину. Я купил ее примерно за тысячу рублей, а продал за восемь тысяч. Но это не значит, что я всё в восемь раз умножаю. Некоторые вещи приходится отдавать по себестоимости или даже дешевле, — признается Никита.

Например, брюки Hugo Boss лимонного цвета сейчас купить можно всего лишь за 500 рублей.

Брюки подлинные

Брюки подлинные

Поделиться

Но они никак не найдут нового владельца

Но они никак не найдут нового владельца

Поделиться

В Ельцин Центре бутик работает с тех пор, как «Колизей» закрылся. Никита уверен, что это не случайность:

— Есть такая легенда, что открытие Шувакиша [барахолки в СССР] было одним из первых распоряжений Ельцина на посту главы Свердловской области (секретаря Свердловского обкома КПСС. — Прим. ред.). Якобы с его подачи появилось такое место, так что с Ельциным мы связаны напрямую.

Во время пандемии барахолка понесла потери: все продавщицы из-за простоя уволились. Так что сейчас за вещами присматривают сотрудники других отделов и сам Никита.

Даже декор в бутике винтажный

Даже декор в бутике винтажный

Поделиться

В «Шувакише» есть дутые куртки и легендарные варёнки

В «Шувакише» есть дутые куртки и легендарные варёнки

Поделиться

Чемодан Никите подарили, теперь он украшает магазин

Чемодан Никите подарили, теперь он украшает магазин

Поделиться

Шувакиш. 2.0

Если до недавнего времени в бутике продавали только старинные вещи в идеальном состоянии, то теперь Никита покупает и вещи с изъянами. Им здесь дают вторую жизнь: вместе с дизайнерами он придумывает, как превратить две рваные толстовки в одну целую или как совместить жилет рыбака с теплой курткой.

— Мы открыли новое направление upcycle, здесь мы дорабатываем вещи. Если у нее порван рукав, мы можем пришить на его место штанину. А джинсы с пятном иногда отбеливаем отбеливателем, раньше бы их варили, но теперь смысла в этом нет, есть реагенты.

Новую линейку Никита разрабатывает совместно с художниками и дизайнерами. Например, с основателями бренда Urals (кстати, мы писали, как появился их магазин) и дизайнером Миша Low123.

— Миша — музыкант и дизайнер. Он сам шьет, я приношу ему вещи, и вдвоем смотрим, что с ними можно сделать. Миша несколько лет работал оценщиком в «Мегахенде» (сеть секонд-хенда. — Прим. ред.). Он просто фанат, — делится Никита.

В направлении upcycle старым вещам ищут новое применение

В направлении upcycle старым вещам ищут новое применение

Поделиться

Над вещами работают дизайнеры

Над вещами работают дизайнеры

Поделиться

Кожаная куртка сменила цвет

Кожаная куртка сменила цвет

Поделиться

Комбинезон перешили до неузнаваемости

Комбинезон перешили до неузнаваемости

Поделиться

Но Никита признается, что заработать на этом деле миллионы не получится. Около трети выручки уходит только на аренду. Впрочем, винтажные магазины создают в основном для души.

— Если подходить к этому с точки зрения выгоды и сравнивать деньги и трудозатраты, лучше заниматься чем-то другим. Продавать чехлы для телефонов, например. У меня, помимо «Шувакиша», есть другие места работы, — признается Никита.

Но в магазин он по-прежнему верит. Говорит, мода на 90-е в России только набирает популярность.

Мода 90-х сейчас вызывает у нас не только ностальгию, но и улыбку. Посмотрите, как одевались в лихие годы читатели E1.RU. А если и сами готовы поделиться образами того времени, присылайте снимки на почту irina.shutko.e1@mail.ru.

оцените материал

  • ЛАЙК23
  • СМЕХ14
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ1

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Loading...
Loading...