
Родители хотят, чтобы детей вернули в школы
Фото: Артем Устюжанин / E1.RU
Поделиться
Родители школьников по-разному относятся к дистанционному образованию. Кто-то возмущается, что ради ОГЭ рискуют жизнями детей и заставляют ходить в школу, а кто-то, напротив, считает, из-за дистанта падает уровень знаний и это хуже. Сейчас на дистанте учатся ребята с шестого по восьмой класс, а также десятиклассники. Остальные ходят в школу. Мама семиклассницы из Североуральска Олеся Патрина рассказала о своем отношении к дистанционному обучению.
Весенний эксперимент с дистанционным образованием недавно закончился, и мы выдохнули с облегчением. Но наступила осень и наши дети снова ушли на дистант.
Ученики нашего города, с шестого по восьмой и десятые классы, были выведены на дистанционное обучение. Хотя с первого по пятый, девятые и одиннадцатые классы продолжили обучение в школе. В головах многих родителей возник вопрос, почему параллели семи классов из одиннадцати школу посещают, а четыре оставшиеся (в их числе и мой ребенок) выведены на дистант. В то же время в музыкальную школу мой ребенок продолжает ходить — там нет ограничений по возрасту. И в художественную школу ходят дети всех возрастов.
Причем родители всех детей без исключения ходят на работу. В городе работают все предприятия, магазины. Также работают детские сады, школы дополнительного образования, кафе и кинотеатры, куда детям всех возрастов ходить не запрещено. Но при этом в общеобразовательную школу ходить им нельзя.
Я разговаривала с другими родителями, они тоже не могут найти объяснения происходящему. Говорят, обращались в директорат, там ссылаются на Указ губернатора
Дистанционное обучение — это новая система для всех. Я считаю, необходимо было в начале обучения как минимум собрать родителей и рассказать о ней всё, представить документы, которые подтверждают безопасность, эффективность этой системы. Объяснить, как это работает, кто за что отвечает и на какие результаты мы можем рассчитывать. Но никто из администрации образования нас, родителей, не собирал. Родители между собой общаются и задают вопросы друг другу: кто за что в этом процессе несет ответственность и с кого, если что, в итоге можно будет спросить.
На дистанционке нужна самоорганизация и мотивация к учебе, а у них ее просто нет пока еще — в силу возраста. Дети есть дети, и многие восприняли обучение дома как что-то несерьезное. К тому же они смотрят на взрослых, например, как те выстраивают процесс обучения. Практически же всё создается на ходу. Например, онлайн-конференции бывают с техническими сбоями, домашние задания выкладываются с нечеткой формулировкой, могут переноситься видеоуроки без предупреждения. Качество обучения сильно страдает. Мой ребенок говорит: «Бывает, пропадет видео или звук, и не понимаешь, то ли учитель просто замолчал, то ли нет соединения». Так как компьютеры у всех свои, не школьные — учителя не вправе требовать включать видеокамеры. У кого-то камер нет, а другие дети просто не подключают, чтобы быть на одинаковых условиях со всеми. Учителя никого не видят, поэтому нет обратной связи. При живом общении у учителя есть возможность установить контакт с ребенком, невербально увидеть настрой класса, вовремя переключить их внимание. При дистанционном такой возможности нет. Что при таком формате, да еще и с техническими накладками, может объяснить учитель всего за 20 минут урока?
Учителям дистанционка тоже составила огромную проблему.
Нам учителя сами говорят, что есть темы, которые можно рассказать удаленно, а есть, которые можно объяснить только лично! Раньше ребенок мог задать вопрос учителю, подойдя на переменке или переспросить на уроке, если что-то непонятно. Теперь дети пишут вопрос учителю, а получают ответ с отсрочкой, порой, когда это уже и не актуально.
Конечно же для учителей это добавило колоссальную нагрузку в их и без того нелегкой работе. Теперь после трудового дня они в свое свободное время должны отвечать на сообщения школьников, проверять их работы, объясняя каждому ученику его ошибки, а если этого не делать, говорят они, то это будет не учеба, а лишь имитация. У некоторых детей не получается прикреплять файлы на платформе Дневник.ру, учителя разрешают им скидывать в мессенджеры, потом затруднительно эти работы отыскать, сопоставить. Качество снимков отправленных работ часто оставляет желать лучшего. «Раньше, — говорят они, — просто с почерком не разберешься, а теперь тот же почерк, да еще и на размытом фото». На это уходит огромный ресурс их сил и свободного времени.
Многие стали ругаться и ссориться, хотя раньше такое случалось крайне редко. Дети в этих условиях нервничают — задание не понял, учитель не ответил, а ведь стоят сроки сдачи. Родители беспокоятся, что их дети стали нервозными, вспыльчивыми. Да и у самих-то родителей порой тоже сдают нервы, теперь после прихода с работы у родителей начинается учеба — объяснить новый материал, помочь разобраться с электронными заданиями и т.п.
Когда нас перевели на дистанционку, школа задала единственный вопрос — есть ли интернет? Ни о моделях домашних компьютеров, ни об оснащении рабочего места, хотя это тоже должно быть в соответствии с нормами СанПиН, — никто этого не спросил. Некоторые дети смотрят уроки даже по смартфону. А ведь есть дети с нарушением зрения и с рекомендациями врача по ограничению времени перед компьютером. Далеко не у всех детей первая группа здоровья.
Электронное обучение сказалось также на таких способностях детей как интеллект, память, речь, внимание и др. Для запоминания, например, нужно использовать разные виды памяти, а дистанционное обучение этого не дает. Незакрепленная информация очень быстро выветривается. Образуются пробелы в знаниях.
Физическое здоровье у детей на дистанционке также снизилось. Гиподинамия ведет к ухудшению осанки, у некоторых уже есть сколиоз. Наши дети безвылазно сидят дома, еще и за компьютером.
Дистанционное образование разрывает социальные связи, лишает детей общения со сверстниками и с окружающим миром, у них происходит деградация. Живое общение заменилось суррогатным — переписками в чатах. Раньше учитель, рассказывая урок, мог увлечь предметом, вызвать интерес к познанию, а сейчас учителя дают ссылки на YouTube с «сухими» видео с пересказом учебного материала. Попадая в YouTube, дети ищут что-то эмоциональное, к тому же никто не может помешать им смотреть видео с запрещенным контентом, ограничить который на данной платформе невозможно. Как скажется на их психике просмотр в открытом доступе видео, подобных стримеру Reeflay, какие выводы они сделают из этого? Из-за лишения живого общения они пропадают в соцсетях, а родители даже не догадываются, кто в этот момент может вступить с ребенком в переписку, достаточно вспомнить нашумевшую историю с группами самоубийц во «ВКонтакте» «Синий кит».
Также я заметила, школа нам присылает ссылки для выполнения заданий на различные электронные ресурсы, и наши несовершеннолетние дети, выполняя задания, самостоятельно подписывают соглашения, которые даже не читают. Кто потом за это будет нести ответственность?
Для начала выяснили, что всего форм образования пять (ст. 17
Но в школе, где учатся наши дети, имеют другое мнение на этот счет. Нам сказали, что наше обучение сейчас «очное, но с применением дистанционных технологий». Мы, родители, сначала это поняли так, что дети будут ходить в школу и там могут выполнять электронные задания или дистанционно общаться с учителем. Но, пообщавшись с администрацией, мы увидели: нам подменяют понятия и настаивают, что дома — это и есть очно, потому что учитель видит ученика дистанционно. К тому же мне было заявлено, что на применение дистанционных технологий к нашим детям школе не нужно нашего родительского согласия. Но это не так! ЦОС (цифровая образовательная среда) внедряется как эксперимент (п 1.4 Приказ
Мы, родители, считаем, что идет подмена понятий очного обучения и ущемляются наши права.
Считаем, что дистанционное обучение не подходит в качестве основной системы образования или системы на длительный срок. Оно наносит вред ребенку и может быть опасным. Наши дети достойны лучшего образования, и мы, родители, будем защищать их права.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции