1 марта понедельник
СЕЙЧАС -14°С
СрочноКуйвашев ослабил режим ограничений
Фото пользователя

Ирина Тебенева

психолог, автор книги о поколениях
Фото пользователя

Ирина Тебенева

психолог, автор книги о поколениях

Другие статьи автора

«Для них тиктокер ценнее Иисуса». Как разные поколения относятся к религии

Колонка екатеринбурженки, которая разобралась, чем миллениалы отличаются от бумеров и зумеров

Поделиться

По словам Ирины Тебеневой, для рожденных в 21-м веке блогер или тиктокер ценнее Иисуса

По словам Ирины Тебеневой, для рожденных в 21-м веке блогер или тиктокер ценнее Иисуса

Поделиться

Екатеринбурженка выяснила, как разные поколения относятся к религии

Екатеринбурженка Ирина Тебенева разобралась в отличиях четырех поколений: беби-бумеров (рожденных в 1945–1964 годах), «иксов» (рожденных в 1965–1983 годах), «игреков» (рожденных в 1984–2002 годах) и Z (рожденных в 2003–2021 годах). Этой колонкой она продолжает серию заметок о ценностях поколений. В прошлый раз она рассказывала о том, как разные поколения относятся к гендерным стереотипам. В этот раз Ирина Тебенева порассуждала на тему отношения к религии.

Если брать понимание религии, то к ней мы можем причислять различные учения, соответствующие нескольким признакам:

  • вера в чудодейственные силы;
  • наличие предметов поклонения;
  • некая структура представлений, описывающая первые два пункта.

Кто-то этот свод принимает на веру и следует, а кто-то ищет свой путь, который, возможно, тоже приведет в религию, но через жизненные испытания.

Могли ли беби-бумеры, то, первое «настоящее советское поколение», которое при рождении заставляли верить в Партию и Светлое будущее, быть религиозными? Большевики очень грамотно заменили традиционные верования народов, населяющих СССР, своей — коммунистической [религией]. С настоящим божеством посреди Красной площади, символами в виде серпа и молота, и Раем в виде идеи коммунизма. Их религией и было построение коммунизма. Нет, традиционные церкви или мечети, конечно, были им знакомы, советская власть далеко не все такие здания переделала в бассейны, клубы или библиотеки, но скорее они воспринимались как пережиток прошлого.

В середине войны в 1943 году были существенные послабления церкви, были восстановлены некоторые религиозные организации, но скорее это все-таки отразилось на отношениях государства с более старшим поколением. Ну и, конечно, священнослужители часто были служителями НКВД.

Церковь тоже служила советской власти

Церковь тоже служила советской власти

Поделиться

Для беби-бумеров традиционная религия скорее была признаком «ушедшей отсталой эпохи», в церковь они могли попасть если только случайно и из любопытства. Им труднее всего пришлось, когда коммунистическую религию у них отобрали, они же максимально восприимчивы к ее возврату. Часто верят в старые средства воздействия: «по телевизору же сказали» или «я же в газете прочитал». Все-таки с «молоком матери» впитали. Во взрослом возрасте, после падения СССР, могли обратиться к разным религиям.

«Иксы» тоже впитали коммунистические ценности и побывали в советской религиозной иерархии октябрятами, пионерами, а большая часть «иксов» — даже комсомольцами. При этом они стали самыми внушаемыми по части религии. Они росли тогда, когда призрак коммунизма уже не бродил, начали существовать двойные стандарты: на работе и в школе религия коммунизма еще присутствовала, а дома на кухне — всячески обесценивалась. Постепенно стало модно «верить в Бога», «ходить в церковь». «Иксы»-дети стали больше разбираться в традиционных религиях, чем их родители беби-бумеры. Они же стали массово обращать своих детей «игреков» и «зетов» в религию «по рождению», когда не столько соблюдаются религиозные традиции, сколько важно причислить своего ребенка к той или иной конфессии. Выбрать крестного или крестную, совершить обряд и носить крестик.

«Свободные времена» наводнили мир различными верованиями, учениями, магией. Кашпировские и Чумаки, предсказатели, колдуны, гадалки стали частью обычной жизни.

Сделало ли это российскую нацию глубоко верующей? Вряд ли.

В Европе и России наблюдается резкий спад интереса молодежи к религии. Эта тенденция и среди прихожан, и среди священнослужителей, такую профессию просто перестали выбирать.

Почти половина российской молодежи — 49% — не верит в Бога. К православным себя относят 40%, к мусульманам — 9%. По 1% у иудаизма и «остальных религиозных течений». Что интересно, лишь 4% верующих россиян в возрасте от 16 до 29 лет время от времени (раз в неделю максимум) участвуют в богослужениях.

«Зеты», как и их бабушки и дедушки беби-бумеры, скорее атеисты и в качестве религии выбирают что-то иное. Вместе с легальной религиозностью развивается психотерапия как альтернативный способ очищения души. У современных «зетов» психолог был уже с детского сада, соответственно, обращение к психологу, если у тебя какие-то проблемы, является для него естественным. Он уже не идет в церковь покаяться, ему привычнее решить проблему с психологом или коучем. Во что же верят «зеты»?

Воспитывали их в стиле «детоцентризма», когда интересы ребенка были и являются самыми главными в семье. Они слышат: «ты — самый умный», «самый талантливый», «самый красивый».

Именно социальная сеть TikTok занимает умы подростков. Даже по официальным данным, 43% пользователей этой сети — «зеты» 13–17 лет, на практике же пользователи младше 13 лет просто не попадают в статистику, потому что регистрируются с ненастоящим годом рождения.

Основная аудитория тиктокеров — люди младше <nobr class="_">18 лет</nobr>

Основная аудитория тиктокеров — люди младше 18 лет

Поделиться

На деле «зеты» начиная с младшего школьного возраста «болеют» идеей прославиться, фанатеют от известных тиктокеров и, подобно религиозным ритуалам, вовлекаются в многочисленные челленджи. Они готовы часами разучивать танец, репетировать и выкладывать. Высокая технологичность современной жизни и гаджетомания создали реальную пропасть с традиционными ценностями мировых религий. Тут либо религиям осовремениваться, либо забыть о молодой аудитории. Либо вспомнить историю и ждать тех времен, когда в религии опять станут нуждаться как в жизненной опоре для человечества, но этого дождаться не хотелось бы.

Почитайте также колонки Ирины Тебеневой про то, как разные поколения относятся к недвижимости и жилью, про то, как они относятся к образованию.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Автором колонки может стать любой. У вас есть свое мнение и вы готовы им поделиться? Почитайте рекомендации и напишите нам!

оцените материал

  • ЛАЙК8
  • СМЕХ8
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ15
  • ПЕЧАЛЬ3

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Loading...
Loading...