3 марта среда
СЕЙЧАС -11°С
Фото пользователя

Иван Зайченко

бизнесмен
Фото пользователя

Иван Зайченко

бизнесмен

«Заставьте себя нанимать сильных»: владелец сети «Сушкоф» и «ЖизньМарта» — о больном кадровом вопросе

Иван Зайченко объясняет, каких ошибок стоит избегать при найме новых сотрудников

Поделиться

Иван Зайченко объясняет, почему надо нанимать сотрудников, которые сильнее тебя 

Иван Зайченко объясняет, почему надо нанимать сотрудников, которые сильнее тебя 

Поделиться

Владелец сети «Сушкоф» объяснил, почему нужно нанимать сотрудников сильнее тебя

Иван Зайченко, основатель ресторанов «Сушкоф» и «Дель Песто» и сети магазинов «ЖизньМарт», 12 лет занимается бизнесом (об этом он рассказывает в своем телеграм-канале). Специально для E1.RU он напишет серию колонок о том, как стать хорошим сотрудником и добиться успехов на работе. Уверены, что они будут полезны как рядовым сотрудникам, так и топ-менеджерам.

Сейчас модно рассказывать, как открыть свой бизнес. «Экспертов» полно: инфоцыгане, инфобизнесмены, инфотренеры.

Они убеждают:

  • вести бизнес может каждый: это легко;
  • прикладываешь немного усилий — получаешь кучу денег;
  • обязательно нужно пойти к ним на курсы.

Понятно, для чего это нужно таким авторам: они продают свои услуги и сдабривают их сказками. Было бы странно, говори они правду — ту, которую за 12 лет управления бизнесом вывел для себя я.

Бизнес — это тяжело

Это дано не каждому, и вы не всегда будете получать ожидаемый доход — просто потому, что слишком многие пытаются делать то же. Конкуренция — это как если трое станут есть кашу из одной тарелки: голод утолит не каждый. Наедается тот, у кого ложка больше: он лучше подготовлен, и это часто даже не зависит от человека. Окружение, индустрия, регион — «ложка» не всегда появляется как результат ваших усилий. У кого-то она вообще может быть с рождения, и из той самой тарелки он всегда будет черпать больше.

В моем кругу много предпринимателей. Я знаю, что бизнес не для каждого, для этого нужны особые качества. Бизнес не всегда большие деньги. Это много ответственности, труда, решений в условиях неопределенности, но вознаграждением часто становится стресс, минимум денег и свободного времени. Поэтому я считаю, что более предсказуемый путь к внушительному доходу и личной свободе — нормальное трудоустройство и работа.

Не каждая должность и не в каждой компании приведет вас туда, но все же успех на наемной работе зависит от куда меньшего числа факторов, чем в бизнесе. Об этих факторах я и расскажу: что должен делать сотрудник и как себя вести, чтобы добиться успеха в деле и получить желанную финансовую свободу. Это не академические знания, а мой двенадцатилетний опыт в бизнесе.

Поделиться

Я вижу, кто в компаниях обычно добивается успехов, результатов, сверхдоходов. Так что, даже если вы уже оставили за плечами ряд бизнеспроб и ошибок и теперь работаете по найму, уверен, следуя моим советам, вы сможете достичь желаемого. Доход, любимое дело, карьерный рост, персональная свобода — всё это возможно и здесь.

Каждая статья будет посвящена одному важному принципу. Начну с руководителей.


Нанимай сильных сотрудников, а лучше — тех, кто сильнее тебя

Это контринтуитивно. Начинающие руководители думают: «Я много работал, старался, боролся и получил заветную должность, к которой долго шел. Я добился этой должности и хочу ее. Это дополнительный доход». Он осматривается: «Все, кто меня окружает, завидуют мне и хотят получить эту должность». Скорее всего, так и есть, и начинающий руководитель постепенно избавляется от сильных людей. Он боится: коллеги проявят себя настолько хорошо, что руководство сочтет их лучшей заменой ему самому.

Я буду приводить примеры из родной мне сферы — ресторанного бизнеса, но то же самое с поправкой на специфику, уверен, происходит и в отделах продаж, на сталелитейных производствах, в банках.

Новый руководитель пришел извне либо вырос внутри отдела. Сколько-то подчиненных у него есть, но отдел нужно доформировать. Представим шеф-повара: он управляет кухней ресторана и видит, что не хватает поваров. Шеф начинает наем, проводит собеседования. На встречу приходит зрелый повар с бо́льшим опытом, чем у самого шефа. Кандидат вовсю старается произвести впечатление, ведь он хочет получить работу. Он проводил инвентаризации, отвечал за списания, разрабатывал меню. Управлял не только сменой, но и замещал шеф-повара в другом ресторане и теперь готов работать старшим поваром здесь.

Что думает при этом наш шеф: «Блин, он, наверное, круче меня. Мой начальник такого увидит, и быстренько сделает его шефом. Не буду его брать, посмотрю менее опытных». Отказывает кандидату и нанимает зеленых выпускников кулинарных училищ или поваров с небольшим опытом то тут, то там. «Пусть они слабенькие, — думает он, —но мы их подтянем. Зато такие не будут претендовать на мою позицию».

Теперь он смотрит в свой коллектив: обычно там есть пара инициативных выскочек — умных всезнаек. Они давно работают и готовы брать сложные задачи. Наш руководитель продолжает: «Что-то они мне не нравятся. Сходили к моему начальнику напрямик. Наверное, под меня копают». Шеф начинает с ними затяжной конфликт в расчете однажды расстаться. Так он и борется с сильными, оставляя слабых.

Выходит, что свои прямые обязанности руководитель выполнять не может. Потому что обязанности эти и ответственность у руководителя по умолчанию больше, чем он может делать сам. Для того чтобы с такими задачами справиться, сильная команда и нужна. А у него ребята зеленые, слабые, их нужно сопровождать.

Поделиться

И вот шеф всё время стоит на кухне и контролирует их работу. Тут грязь, там брак, этому замечание, того проверил. Он убеждается: люди безответственные и работать не хотят. Разочаровывается и теряет доверие к команде, сутками дежурит в ресторане. Работает надзирателем, ругается, готовит сам, подбирает с пола, если кто промазал мимо урны. А другие обязанности шефа? Провести инвентаризацию, оформить заявку или списания, найти поставщиков и ввести новый ассортимент. Когда за них взяться, если целый день на кухне контролировать желторотых поваров? Делегировать эти дела слабым сотрудникам нельзя, вот он и зажат в тиски: и кухню не оставить, и работу не поручить.

Пусть наш герой реально мощный. Он фигачит сутками, упирается и раскидывает все задачи. Начальство довольно и дает ему еще — а то что́ ресурсу пропадать? Часто шефы-новички не умеют выстраивать отношения со своим руководством и берут все задачи «под козырек». Шеф работает по принципу «начальство дает — беру в любом случае», и теперь ему физически не хватает времени всё вывезти.

Раз шеф допускает промахи с наймом, то предположим, что с приоритетами у него тоже беда — такое бывает часто, — и он начинает заваливать операционку, реже появляться на кухне, а вместо этого вводит новое меню и ищет поставщиков по задаче от руководства. Показатели падают, работа ухудшается, начальство видит, что шеф не тянет. Ему вводят KPI, обучают, проводят дисциплинарные и мотивационные беседы — чтобы у шефа всё получилось. Но он так боится увольнения и настолько вымотан, что не получается, конечно, ничего. Его увольняют.

Так, защищая свою позицию от сильных сотрудников, шеф ее же и лишается.

Обратная история. Шеф-повар познал горькую истину управления людьми. На новом месте он видит слабых поваров и начинает наем сильных. Чем сильнее — тем лучше. Если у кандидата больше навыков и опыта, чем у руководителя, — это удача.

Здесь начинает работать и принцип «сильные тянутся к сильным, слабые — к слабым». Например, в слабую команду пришел амбициозный сотрудник. Он видит, что товарищ здесь уже год, но работает безответственно, за собой не прибирает, в зал отдает брак. Новичок понимает, что быть таким не хочет, и уходит. А вот ленивый слабак, который хочет не работать, а только получать деньги, здесь себя почувствует в своей среде. Если шеф набирает сильных ребят, то к нему и приходят более честолюбивые и мотивированные — чтобы учиться у сильных и расти в профессии.

Итак, успешный шеф сформировал сильный штат. У него, как помним, есть много дополнительных задач: прием товара, инвентаризация, списания, новые меню, поиск поставщиков. Шеф распределяет задачи между поварами. Да, эти функции они должны выполнять вне смен, но шеф найдет, как их вознаградить. Теперь ему, с одной стороны, не нужно тусоваться целыми днями на кухне: и без него готовят хорошо и следят за порядком.

С другой — административные задачи он тоже делегировал и в них не тонет. Его график свободен, ему остается:

  • продолжать правильно подбирать людей;
  • контролировать своих сотрудников;
  • развивать мотивацию, обучение и повышать эффективность команды;
  • вовремя увольнять, если что-то не так.

У шефа есть время, он не сидит сутками за работой, справляется с управленческой частью. Что потом? Начальство видит, что в команде шефа сильные ребята. Может, там есть звезды, которых можно поставить шефами в других ресторанах? Начальство приходит к нашему герою и просит людей на другие объекты.

Это звездный момент для него: отдаст ценного сотрудника и максимально ответственно подойдет к его подготовке — станет кузницей кадров. Такой человек в компании — курица, несущая золотые яйца. Подготовленные руководители нужны бизнесу как воздух, и компании часто не могут закрыть эту потребность самостоятельно. Если шеф организовал работу так, что у него растут сильные люди, он становится бесценным для работодателя.

Проходит время, его хотят повысить и спрашивают, есть ли у него замена. У того, кто растит сильных сотрудников, замена всегда есть — в отличие от нашего первого примера, когда заменить его будет некем. И вот успешный шеф пошел дальше по карьерной лестнице — формировать новую команду и быть кузницей кадров.

Если для вас важно свободное время, если вы не хотите разговаривать с немотивированными и некомпетентными людьми, переборите страх, что вас подсидят, и заставьте себя нанимать сильных — сильнее, чем вы. Они же усилят и вас — для вашего роста и новых вершин.

Ранее Иван Зайченко объяснял, почему агрегаторы еды убивают бизнес.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Автором колонки может стать любой. У вас есть свое мнение и вы готовы им поделиться? Почитайте рекомендации и напишите нам!

оцените материал

  • ЛАЙК19
  • СМЕХ3
  • УДИВЛЕНИЕ1
  • ГНЕВ8
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Loading...
Loading...