10 апреля суббота
СЕЙЧАС +15°С
Фото пользователя

Пётр Шкуматов

Лидер «Синих ведёрок»
Фото пользователя

Пётр Шкуматов

Лидер «Синих ведёрок»

«Для многих это способ заработать на хлеб»: почему агрегаторам не стоит массово блокировать таксистов

Публикуем колонку координатора движения «Общество Синих Ведерок»

Поделиться

Чем больше доверия между водителями и агрегаторами, тем лучше для пассажиров

Чем больше доверия между водителями и агрегаторами, тем лучше для пассажиров

Поделиться

Почему агрегаторам не стоит массово блокировать таксистов

В этой колонке координатор движения «Общество Синих Ведерок» Петр Шкуматов рассуждает о том, насколько справедливы блокировки водителей в сервисах различных агрегаторов такси. В последнее время эта проблема обострилась, потому что агрегаторы стали завинчивать гайки таксистам, пытаясь повысить качество перевозок.

Водители, в свою очередь, часто изобретают способы, позволяющие обойти различные ограничения и правила, которые их не устраивают. Яркий пример — недавняя история с нежеланием екатеринбургских таксистов возить пассажиров из удаленных районов или смежных городов. Это противостояние агрегаторов и водителей не сулит для сферы перевозок ничего хорошего. Лучше — договариваться. Но как? Публикуем мнение автора с его разрешения.

Ребят, вопрос к вам. Я все чаще вижу новости про блокировки водителей такси.

На днях в Екатеринбурге произошла история, когда «Яндекс» блокировал таксистов за то, что они отказывались от определенных заказов, которые им казались невыгодными. Апеллировать не к кому, единственный вариант — идти жаловаться в «Яндекс» на «Яндекс», что равносильно жалобам в «Спортлото-82».

Недавно в Петербурге произошла другая история — целый парк массово отключили от «Ситимобила» за то, что один из их водителей смотрел порно во время поездки. Справедливо ли поступил «Ситимобил», наказав весь парк, в котором работал водитель, и если нет, то какие могут быть инструменты для амнистии.

Это не типично российская проблема и не проблема конкретных «Яндекса» или «Ситимобила». Во всем мире каждый месяц агрегаторы такси блокируют тысячи водителей, которые по каким-то причинам нарушили правила сервисов. То есть проблема носит общий характер и является багом или фичей архитектуры сервисов такси.

Так, в чем мой вопрос. Могут ли заблокированные водители претендовать на то, что их разблокируют в том случае, если эта блокировка была не совсем справедливой? Да, но далеко не везде — в международной практике есть совсем немного примеров того, как предоставить таким водителям возможность сказать свое слово и получить шанс на разблокировку. В частности, речь идет о практике Uber и Lyft в нескольких штатах США.

В США был создан механизм, который помогает заблокированным водителям подать апелляцию и доказать необоснованность ограничения доступа. Водитель, который не согласен с блокировкой, может направить заявку на пересмотр либо через специальную форму на сайте Uber, либо через Независимую гильдию водителей (IDG). При этом люди, рассматривающие каждый конкретный случай и дающие окончательную рекомендацию, — это не сотрудники Uber, а такие же водители такси (!), которые, как никто другой, понимают значимость доступа к сервису.

В России такого нет. Совсем нет. Почему, с моей точки зрения, важно предоставить водителям возможность сказать свое слово? Безусловно, большинство случаев блокировки — это действительно грубые нарушения. Водителей блокируют за серьезные и повторяющиеся много раз нарушения ПДД (обычно агрегаторы делают несколько предупреждений, прежде чем ограничить доступ, для примера, мне за все время работы в такси не поступило ни одного замечания). Кого-то блокируют за мелкие кражи, избиение пассажиров, за агрессивное и хамское поведение. Как правило, эти случаи подтверждаются доказательствами и обжаловать их весьма сложно.

Вместе с тем среди заблокированных водителей есть немалая доля тех, кому ограничили доступ несправедливо или без достаточного количества оснований. Кого-то могли просто оклеветать, а кто-то, возможно, был в плохом настроении и действительно общался не очень вежливо. Да, это нарушение правил сервиса. Но лишать человека права на работу — не слишком ли строгая мера в таких случаях? Ведь для многих в России такси — это основная работа, единственный способ заработать на хлеб. В итоге люди оказываются без работы и теряют все шансы на независимый, честный и справедливый разбор своей ситуации.

Пока опыт, когда водители могут обжаловать блокировку и при этом слушания будут проводить такие же коллеги-таксисты, есть только за рубежом. В России возможности для подачи апелляции нет. Не стоит ли нам попробовать сделать что-то подобное в России? В принципе, это возможно даже без каких-либо серьезных затрат, разбираем ситуацию в онлайне, по зуму, в чате, смотрим доказательства, а потом делаем для себя вывод, помогать конкретному водителю или оно того не стоит. Помочь всем заблокированным водителям мы не сможем, но наиболее вопиющие случаи осилим вполне. Что думаете?


В компании «Ситимобил» прокомментировали историю, о котором рассказывает Петр Шкуматов:

— Безопасность поездок — одна из приоритетных задач Ситимобил. Мы внимательно следим за появлением жалоб и нарушениями водителей партнеров. В каждом случае мы разбираемся отдельно и стараемся выслушать обе стороны для принятия справедливого решения: связываемся и с пассажиром, и с водителем.

Благодаря механизму обжалования в Ситимобил водитель может оспорить свою блокировку. Если первопричина блокировки устранена, то водитель может быть разблокирован. Это не касается серьёзных нарушений, за которые водитель получает блок без права на восстановление (например, нарушение законодательства или правил сервиса).

Случай с блокировкой таксопарка в Санкт-Петербурге, который упомянут в материале, является примером серьезного нарушения законодательства. Автопарк не выполнял своих обязательств и давал возможность выходить на линию водителям под другими аккаунтами, что и послужило причиной прекращения нашего сотрудничества.

Ранее в пресс-службе «Яндекс.Такси» подробно прокомментировали новую систему блокировок водителей и незаконную систему их обхода.

— Для того чтобы заказы выполняли именно те водители, которые зарегистрированы в системе, в прошлом году мы запустили дополнительный инструмент идентификации водителей по селфи. Перед началом смены или в середине, но не на заказе, водителю приходит предложение сделать селфи в приложении «Яндекс.Про». Специальный алгоритм определяет индивидуальные черты лица по фотографии и сверяет с фото, которое хранится в учетной записи водителя в «Яндекс.Про», — пояснили в «Яндексе».

Кроме того, в агрегаторе отметили, что большинство водителей всё-таки берут все заказы, не пытаясь обмануть систему и отказаться от поездки. В «Яндексе» уверены, что смысла и пользы от подобных махинаций для водителей нет: таксист, принявший внешне невыгодный вызов, может получить в конечной точке очень выгодный заказ, например, в аэропорт. Так система выравнивает баланс между временем подачи и заработком водителей.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Автором колонки может стать любой. У вас есть свое мнение и вы готовы им поделиться? Почитайте рекомендации и напишите нам!

оцените материал

  • ЛАЙК4
  • СМЕХ1
  • УДИВЛЕНИЕ2
  • ГНЕВ4
  • ПЕЧАЛЬ1

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Екатеринбурге? Подпишись на нашу почтовую рассылку

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Loading...
Loading...