поиск:    

 
переход:  

Общение
Общение
Екатеринбург Онлайн
Сервисы:  Знакомства,   Личные сообщения  |  Форумы:  Карта,   Знакомства,   Общение любителей животных,   В добрые руки: кошки,   В добрые руки: собаки,   Поможем, чем сможем,   Общение соседей,   Рыбалка

  Форумы  > Культура, личность и общество  

"Героическая баллада" от Дмитрия Быкова...


Список Тем  |   Поиск  |   Правила  |   Статистика  |
1 | 2 | 3 | 4 | следующая страницапоследняя страница
"Героическая баллада" от Дмитрия Быкова....   #2427000  наверх
Автор: Светлaна2000 
Дата:    8 июля 2016 14:18

25.06.2016

В России с ее феодальным строем и крахом сложных систем быть можно героем, только героем, больше уже никем. Все остальное кисло, словно в плохом кино, выгоды или смысла начисто лишено, поскольку к каждому придут в какой-то миг нежданный и отведут в Басманный суд, в Басманный суд, в Басманный.

Вот ты — не склонный к самопокопанию успешный экс-либерал, ты выражения и компанию тщательно выбирал; не заблуждаясь, не любя, как нанятый жених, — смирял себя, предавал себя, казался одним из них. Сначала ты, попав в колесо, еще берег лицо, — но ощущал, как это все берет тебя в кольцо. И ровно в день отделения Англии — «Ноу» в ответ на «ЕС» — к тебе подходят черные ангелы с чем-то наперевес. И вся компания возле-властная, типа столпы морали, визжит, хихикая и злорадствуя: взяточника поймали! И наблюдая все эти почести, спросишь себя: дебил! Зачем ты делал то, что не хочется, с тем, кого не любил?

Вот ты, неглупый (а впрочем, много ли вас?) опять же экс-либерал. Ты стал лоялен и врал, захлебываясь, при этом все понимал. Ты говорил, что все зашибись, эпоха из самых лучших, — героев делая из убийц, при этом из недоучек; и как бы ни подпрыгивал, крича «Ура!» и «Слава!» — при этом все же подмигивал налево, тварь, и направо, но эти трюки не спасут, и в миг какой-то адский тебя свезут в Басманный суд, а может быть, в Гаагский. Придут оттуда серые ангелы, немного повыше рангами, — такие злые, такие наглые, как это свойственно ангелам, — и как ты ни был хитер и бдителен, коллеги твои в финале взвизгнут, примазавшись к победителям: путинского поймали! Тогда ты спросишь себя из ада, тщетно цепи грызя: зачем я делал то, что не надо, с тем, с кем было нельзя?

Вот ты — приличный мещанин, порода твоя такая, ты жил, средь этих мешанин к отрядам не примыкая, ничьей программы — бодрой, упадочной, — не выбрал, любя покой; ты был нормальный, ты был порядочный, ты, в общем, был никакой; на фоне множества калек, подмахивавших немо, — ты был нормальный человек, но это тоже «недо». Всю жизнь терпело, всю жизнь подсчитывал, как зону не топтать, а все, что думал и испытывал, делил на двадцать пять, — но по законам небесной алгебры, что выше земного гения, к тебе слетают рыжие ангелы, ангелы истребления, они летят, они поют над лесом и над пашней, и волокут на Страшный суд, на Страшный суд, на Страшный! Здесь все, ей-Богу, по этой схеме. Все страхи не так страшны, если знать, что придут за всеми; и видишь — они пришли.

Воззри на лес, на июньский пруд, — попробуй так и ты, брат: смотри, ничто не боится тут! Растет, цветет и гибнет! Пройдись закатною порой, покуда день не дожит: смотри, тут каждый лист герой — он делает все, что может! Какой-то злобный водокрут за всеми смотрит с лупой и тащит всех на вечный суд, на тщетный суд, на глупый... Покуда зреет смута, покуда правит ложь — забудь про водокрута и делай все, что хошь. Мы зря боимся, терпим, ноем — в России наших лет быть можно героем, только героем, другим тут места нет. Поскольку мир лежит во зле, напрасен всякий труд: конечно, это так везде, но откровенней — тут.
0/9 |    |  Поделиться:  
Re: "Героическая баллада" от Дмитрия Бык...   #2427003  наверх
Автор: РэбЭфраим   (О пользователе)
Дата:    8 июля 2016 14:28

Обожаю Быкова в роли популяризатора литературы и поэзии .
Испытываю наслаждение от его неожиданных ракурсов и оценок общеизвестных произведений .
Как поэт , он никто , поздравление с юбилеем главбуху вершина творчества .
Как писатель , с моей точки зрения , он недалеко ушёл от Быкова-поэта .
Ну , а если уж он начнёт рассуждать о политике и геополитике , то тут всех святых выноси .
Несёт такую галиматью , что иногда начинаешь сомневаться в его психической адекватности.
4/8 |    |  Поделиться:  
Re: "Героическая баллада" от Дмитрия Бык...   #2427004  наверх
Автор: Грешник 
Дата:    8 июля 2016 14:34

Чего людям не хватает? Особенно творческим. Тому же Быкову. На кого направлен его сарказм?
4/2 |    |  Поделиться:  
Re: "Героическая баллада" от Дмитрия Бык...   #2427005  наверх
Автор: Светлaна2000 
Дата:    8 июля 2016 14:35


Цитата:
От пользователя: Рэб_ Эфраим



начал - за здравие , кончил - за упокой
0/4 |    |  Поделиться:  
Re: "Героическая баллада" от Дмитрия Бык...   #2427006  наверх
Автор: ecenev   (О пользователе)
Дата:    8 июля 2016 14:36


Цитата:
От пользователя: Рэб_ Эфраим

Ну , а если уж он начнёт рассуждать о политике и геополитике , то тут всех святых выноси .

точняк
1/3 |    |  Поделиться:  

 Сейчас читают 
 
Срочно! Кошка скорее всего летунья. 109
Анеки Независимые (9 - 15 июня) 15607
Супер-пупер мотобур. О заборах и не только 316
Помогите понять, что со шпицем 115
По принципу академической гребли 150
Re: "Героическая баллада" от Дмитрия Бык...   #2427008  наверх
Автор: Безрюмки-Встужева 
Дата:    8 июля 2016 14:39


Цитата:
От пользователя: Грешник

Чего людям не хватает? Особенно творческим

не однокорытник видимо
0/4 |    |  Поделиться:  
Re: "Героическая баллада" от Дмитрия Бык...   #2427009  наверх
Автор: РэбЭфраим   (О пользователе)
Дата:    8 июля 2016 14:40


Цитата:
От пользователя: Грешник

Чего людям не хватает? Особенно творческим. Тому же Быкову. На кого направлен его сарказм?


Сто с лишним лет тому назад Некрасов ответил на ваш вопрос.
" Поэтом можешь ты не быть , но гражданином быть обязан ".
Вы иногда удивляете меня поверхностью своих суждений и мелкотой мыслей .
6/3 |    |  Поделиться:  
Re: "Героическая баллада" от Дмитрия Бык...   #2427010  наверх
Автор: Безрюмки-Встужева 
Дата:    8 июля 2016 14:55

да профессора нам как-будто подменили на кого-то мелкотравчатого

а что интересно означает "особенно творческим"...
художник должен быть голодным?
их, творческих, и так хорошо кормят?
служенье муз не терпит суеты?
3/3 |    |  Поделиться:  
Re: "Героическая баллада" от Дмитрия Бык...   #2427012  наверх
Автор: РэбЭфраим   (О пользователе)
Дата:    8 июля 2016 15:12


Цитата:
От пользователя: Безрюмки-Встужева

да профессора нам как-будто подменили на кого-то мелкотравчатого


"Общественное бытие определяет общественное сознание ."
Я бы интерполировал эту тезу и на индивида .
Значит что-то изменилось в бытии профессора , что заставляет его славословить в адрес нынешнего режима .
Я его понимаю .
Негоже кусать " руку дающего ".
2/3 |    |  Поделиться:  
Re: "Героическая баллада" от Дмитрия Бык...   #2427013  наверх
Автор: Тpиша   (О пользователе)
Дата:    8 июля 2016 15:17

Ну про бадминтон на комбайнах смешно было. Именно на тот момент.
Реально же слушали и ржали.
А так согласна, лекции по литературе лучше всего прочего.
0/1 |    |  Поделиться:  
Re: "Героическая баллада" от Дмитрия Бык...   #2427014  наверх
Автор: aksakoff - райкин
Дата:    8 июля 2016 15:18


Цитата:
От пользователя: Светлaна2000

25.06.2016

И чо? Такими же абзацами Быков в оригинале накатал или были строфы, все-таки?
А то, что в первом посте ... лишь Светкина инициатива?
0/1 |    |  Поделиться:  
Re: "Героическая баллада" от Дмитрия Бык...   #2427015  наверх
Автор: РэбЭфраим   (О пользователе)
Дата:    8 июля 2016 15:23


Цитата:
От пользователя: Тpиша

ржали


2/2 |    |  Поделиться:  
Re: "Героическая баллада" от Дмитрия Бык...   #2427016  наверх
Автор: Тpиша   (О пользователе)
Дата:    8 июля 2016 15:25

Видео - лень смотреть.
А стать автором однодневного, но по-настоящему популярного в народе стиха, тоже не каждому удается
0/2 |    |  Поделиться:  
Re: "Героическая баллада" от Дмитрия Бык...   #2427017  наверх
Автор: Грешник 
Дата:    8 июля 2016 15:28


Цитата:
От пользователя: Рэб_ Эфраим

Негоже кусать " руку дающего ".

Я работаю в частной фирме. За 26 лет существования мы ни разу не заимствовали у государства. Это, во первых.

Цитата:
От пользователя: Безрюмки-Встужева

не однокорытник видимо

Это не понятно. Однокорытник, предполагаю, что есть двухкорытники и даже три. Это, во-вторых.

Цитата:
От пользователя: Рэб_ Эфраим

Поэтом можешь ты не быть , но гражданином быть обязан ".
Вы иногда удивляете меня поверхностью своих суждений и мелкотой мыслей .

У меня не было абсолютно никаких мыслей. Я просто задал вопрос.

Забавные вы.. :hi:
3/0 |    |  Поделиться:  
Re: "Героическая баллада" от Дмитрия Бык...   #2427018  наверх
Автор: РэбЭфраим   (О пользователе)
Дата:    8 июля 2016 15:29


Цитата:
От пользователя: Тpиша

Видео - лень смотреть


Я понимаю , ржать , как кобыла тебе не лень.
(голосом министра иностранных дел Лаврова ) " дебилы , блядь ".
2/2 |    |  Поделиться:  
Re: "Героическая баллада" от Дмитрия Бык...   #2427019  наверх
Автор: Светлaна2000 
Дата:    8 июля 2016 15:29


Цитата:
От пользователя: Рэб_ Эфраим



фильм хороший? стоит посмотреть?
0/1 |    |  Поделиться:  
Re: "Героическая баллада" от Дмитрия Бык...   #2427020  наверх
Автор: Грешник 
Дата:    8 июля 2016 15:33


Цитата:
От пользователя: Рэб_ Эфраим




:hi:
2/1 |    |  Поделиться:  
Re: "Героическая баллада" от Дмитрия Бык...   #2427021  наверх
Автор: РэбЭфраим   (О пользователе)
Дата:    8 июля 2016 15:35


Цитата:
От пользователя: Грешник

Я работаю в частной фирме. За 26 лет существования мы ни разу не заимствовали у государства


Сферические кони в вакууме .
Вы продолжаете меня удивлять.
С государством вы не связаны ни юридическими ни финансовыми отношениями .



Цитата:
От пользователя: Грешник

У меня не было абсолютно никаких мыслей. Я просто задал вопрос.


Не знаю , может быть у профессоров как-то не так , но у меня сначала формируется мысль, а потом вопрос.
( задумался ) Что значит вопрос без мысли .
Может быть " пить будешь ?"
0/3 |    |  Поделиться:  
Re: "Героическая баллада" от Дмитрия Бык...   #2427022  наверх
Автор: Безрюмки-Встужева 
Дата:    8 июля 2016 15:42


Цитата:
От пользователя: aksakoff - райкин

И чо? Такими же абзацами Быков в оригинале накатал или были строфы, все-таки?

его стихи так и печатают обычно в Новой газете, без строф

Цитата:
От пользователя: Тpиша

А так согласна, лекции по литературе лучше всего прочего.

и статьи с литературной критикой были очень хороши
причем чего угодно

"Цыган
Факультет прекрасных вещей Юрия Домбровского
Дмитрий Быков


12 мая исполнится сто лет со дня рождения Юрия Домбровского — не знаю, будет ли этот юбилей широко отмечен, но почти наверняка в его отмечании скажется некая двусмысленность, половинчатость, странность положения этого автора в русской литературе. Домбровский — один из самых сильных прозаиков ХХ века, что по нашим, что по западным меркам; он написал достаточно — и на достаточном уровне, — чтобы числить его в первых рядах. «Факультет ненужных вещей» печатался во время перестройки одновременно с «Жизнью и судьбой», «Доктором Живаго», «Колымскими рассказами» — и не только не терялся на этом фоне, но во многих отношениях выигрывал. Стихи Домбровского, немногочисленные — общим числом до полусотни — и крайне редко издаваемые, заставляют говорить о нем как об оригинальнейшем поэте, сочетающем балладный нарратив с отважным метафорическим мышлением (обычно уж одно из двух: либо человек умеет рассказывать истории, либо у него все в порядке с образностью). Публицистика его, филологические изыскания и рецензии написаны увлекательно и уважительно, что опять-таки в нашей традиции почти несочетаемо. При этом он был силач, женолюб и алкоголик, человек большой доброжелательности и внутренней свободы. В общем, у него как-то все очень хорошо. Я назвал бы его — наряду с еще двумя-тремя авторами — своим идеалом писателя и человека.

И в совокупности все это привело как раз к традиционному местному результату: отсутствие главной составляющей отечественного успеха, а именно потаенной или явной ущербности, привело к странному, полулегальному существованию, к полупризнанию, к пылкой любви немногих и почтительному равнодушию большинства. Никого не хочу побивать Домбровским, он бы этого не одобрил, но: Гроссмана знают не в пример лучше и уважают больше, говорят о нем с придыханием, хотя сыпучая, по-аннински говоря, проза «Жизни и судьбы» с демонстративной толстовской претензией не идет ни в какое сравнение с горячей и густой живописью «Факультета» или «Хранителя древностей», с их очаровательной иронией и действительно внезапными, в отличие от гроссмановских, эссеистическими обобщениями.

Человеконенавистническая и безбожная, беспощадная к читателю проза Шаламова вызывает исключительно сильные чувства, но и самый ярый поклонник Шаламова готов усомниться в их душеполезности, тогда как Домбровский к читателю милосерден, он умудрился о следствии и тюрьме тридцать седьмого написать смешно, а на ужаснейшем не стал сосредоточиваться, хотя ничего не забыл («И с многим, и очень со многим, о чем и писать не хочу»); иногда мне кажется даже, что эмоции, вызываемые рассказами и романами Домбровского, — умиление, восторг, гордость за человечество, — более высокого порядка, чем шаламовская ледяная антропофобная ненависть. Статьи и рассказы Домбровского о Шекспире — в особенности блестящая аналитическая работа, адресованная итальянским читателям, — должны бы померкнуть на фоне пастернаковских штудий, но не меркнут, ибо особенности шекспировской стилистики с ее коренным британским сочетанием грубости и тонкости, неотесанности и барочности, избыточности и прицельности отслежены у него даже нагляднее и не уступают пастернаковскому открытию о шекспировском ритме. Но все эти авторы о Домбровском либо не знали, как Пастернак, либо уважали его несколько вчуже, как Шаламов: иногда начинает казаться, что нехарактерное признание из гениальных стихов 1957 года — «И думаю: как мне не повезло!» — не временная слабость, а вполне объективный диагноз. То есть даже если он так думал в немногочисленные и худшие свои минуты, то у него были все основания, и применимо это не только к его человеческой судьбе (две отсидки, травматическая эпилепсия, в конце концов его, семидесятилетнего, убили в подстроенной драке), но и к литературной, посмертной. Ведь как увлекательно читать Домбровского, какая интересная книга тот же «Факультет» с его подробным и веселым прослеживанием кафкианской логики процессов, с его ослепительными красавицами и философствующими стариканами, с алма-атинским солнцем, щедро и жарко освещающим все на этом огромном полотне, — но многие ли его толком читают? Поистине, в русском читателе есть скрытый мазохизм: он не доверяет тому, что интересно, ему непреодолимые препятствия подавай. Много ли в русской прозе таких рассказов, как «Леди Макбет» или «Ручка, ножка, огуречик»? Много ли в русской поэзии таких стихов, как апокриф «Амнистия», которую почти невозможно не запомнить наизусть с первого прочтения? А теперь вспомните, часто ли вы слышали и читали о Домбровском в последнее время, много ли знаете о его судьбе и видели ли хоть одну биографическую книжку, посвященную ему.

Я думаю, тут дело вот в чем. Путь Домбровского в русской литературе очень уж отделен, нетипичен, эволюция его пошла по непредусмотренному сценарию, он из другой парадигмы, что ли, — не варяг, не хазар и не коренное население, если возвращаться к собственной терминологии, — и отсюда становится понятна одна его навязчивая идея, к которой он возвращался в старости. Правда, в его случае и о старости можно говорить с натяжкой — как многие лагерники, он словно законсервировался: зубов лишился уже к сорока, а волосы оставались черные как вороново крыло и не редели, выпить мог больше любого молодого собеседника и дрался безжалостно. Так вот, в замечательной статье Марлена Кораллова «Четыре национальности Юрия Домбровского» утверждается, что в конце пятидесятых, после возвращения, Домбровский называл себя русским (прежде — то иудеем, то поляком). А в семидесятые развивал экзотическую версию о своем цыганстве, сочинив для нее вдобавок метафизическое обоснование в статье «Цыгане шумною толпой» (он подрабатывал популяризаторскими текстами для АПН). Там цыганство заявлено как позиция, замечает Кораллов, — позиция принципиально третья: цыгане — не коренные и не пришлые, и не участвуют в их вечном споре. Цыгане — везде. Они вольные певцы, да вдобавок «робки и добры душою», что не мешает им понемногу конокрадствовать. В «цыганы» Домбровский справедливо зачислял Пушкина, отчасти Толстого и Лескова.
Вероятно, его убежденное «русачество» пятидесятых имело примерно ту же природу, что окуджавское намерение вступить в партию в 1956 году: обоим показалось, что Россия наконец выходит на ровную и светлую дорогу, прошлое прошло, можно будет жить и т. д. Для нормального, не-подпольного человека соблазн «труда со всеми сообща и заодно с правопорядком» всегда актуален. И Окуджава, и Домбровский очень быстро все поняли. Окуджава радовался, когда первичная (писательская) организация в 1972 году его исключила из КПСС, и огорчался, когда горком испугался и писательского решения не утвердил. Домбровский в семидесятые снова перестал называть себя русским и придумал легенду о далеких цыганских корнях. Я думаю, здесь корень проблемы, то есть в самом деле некий третий путь. Приняв национальность, вещь невыбираемую и, в общем, вторичную, в качестве этической метафоры, мы обозначим неповторимую особенность Домбровского: его эволюция, его реакция на нечеловеческий и за-человеческий опыт идет не по традиционным местным сценариям, которые представлены в наиболее наглядном варианте Солженицыным и Шаламовым. Путь Солженицына — вывод о благотворности страдания и, в конечном итоге, о необходимости сильной государственности; добро должно быть сильно, чтобы не повторилось чудовищное советское зло; альтернатива Ленину — Столыпин; альтернатива варварской модернизации — добрая консервативная архаика (у нее свои риски, но Солженицын предпочитал их не замечать). Путь Шаламова — уверенность в том, что лагерный опыт не может быть благотворен ни в каком отношении; любая государственность есть насилие и мучительство; человечество — проект неудавшийся. В конце концов, страдание редко меняет человека: обычно он выходит из испытаний (если вообще выходит), лишь укрепив свои априорные представления. В этом смысле наиболее точен Шоу, сказавший, что Уайльд вышел из тюрьмы не изменившимся. Солженицын и до ареста был государственником, Шаламов и до Колымы был радикальным революционером-атеистом, Домбровский и до двух своих лагерных сроков, и даже до ранней (1933) высылки в Алма-Ату был вольным певцом, бродягой-одиночкой, с начисто отсутствующим инстинктом самосохранения.

Ни для кого не секрет, что условно-варяжской ментальности ближе Солженицын, а условно-хазарской (которая к еврейству далеко не сводится) — Шаламов, русейший из русских, со священническими корнями. Да ведь и большинство русских радикальных революционеров были беспримесно местными, и опирались в своем радикализме не на Троцкого, а на Циолковского с Федоровым да Бакунина с Кропоткиным, на странную смесь анархизма и космизма, которую при внимательном изучении можно проследить и у Шаламова. Домбровский — путь совершенно иной, и немудрено, что он поддерживал вполне дружелюбные отношения с непримиримо не любившими друг друга Шаламовым и Солженицыным (с первым попросту дружил, второго уважал на расстоянии, но, уверен, если бы Солженицын вообще был склонен к неформальному общению, Юрий Осипович и с ним нашел бы общий язык). В чем состоит эта цыганщина? Попробуем проследить ее составляющие, это тем более важно, что случай Домбровского, в общем, единичен. Цыгане и так-то количественно немногочисленны по сравнению с русскими и евреями, и, может быть, именно потому тема цыганского геноцида почти не отражена в литературе, а ведь Гитлер истреблял цыган так же поголовно, как евреев (об этом, в сущности, написана одна приличная книга, и то косвенно — «A Brief Lunacy» Синтии Тэйер). Домбровский мог бы повторить самоопределение Хлебникова: «А таких, как я, вообще нет». Ученики — отсутствуют, из современников, кажется, ближе всего был ему упомянутый Окуджава, из последователей — не знаю даже, кого и назвать. С чьих страниц еще бьют такие снопы света, так хлещет радость, так смеется мир? И все это написано так, что опыт автора читателем чувствуется и учитывается, Домбровский умел как-то это в проговорках протащить, так что солнце еще ярче по контрасту; у него и прототипа нет в русской литературе — вырос ниоткуда, торчит одиночкой, генезис неясен. Стихи его мало похожи на творчество других тогдашних замечательных аутсайдеров — Липкина, Тарковского, Штейнберга, хотя формальные сходства прослеживаются; у Домбровского нет их классичности, холодности, некоторого ассирийского герметизма, которого набрались они в своих восточных переводах; он гораздо менее пафосен и более открыт. Нет и блоковской самоцельной музыкальности — все очень по делу; сам он часто — формально и содержательно — отсылается к Лермонтову, и роднит их, пожалуй, сознание силы, — но Домбровский начисто лишен лемонтовского демонизма. Пожалуй, поставить рядом с ним действительно некого — разве что в Пушкине что-то такое было, но в Пушкине ведь есть все. Домбровский уникален, как уникальны в мировой культуре цыгане — следы очень древнего и очень странного народа; были, наверное, и другие такие, но поголовно вымерли. А эти как-то ушли.

Одна из доминант мировоззрения Домбровского — врожденное отсутствие страха; даже в последнем рассказе «Ручка, ножка, огуречик», где он предсказал собственную судьбу, повествователь боится не того, что нападут гэбэшные урки, а того, что не сумеет как следует отбиться. Метафизика страха в русской литературе — тема отдельная, мы тут ее коснемся бегло, — но вообще русская литература очень много боится, и есть чего. И это не легкий, развлекательный в сущности страх готических историй, и даже не тяжелый, но смиренный, покорный страх Кафки, — а трепет бунтаря, обреченного на вечное преодоление себя. Он иначе не может, уважать себя не будет и, как следствие, лишится творческой способности, а значит, приходится вставать и делать шаг, ничего не попишешь. Но он слишком знает, что будет, и понимает даже, что никто не оценит, — а тысяча не сделавших никакого шага еще и возненавидит, — а потому никаких утешений, кроме сознания своей правоты, у него нет. Да и с сознанием правоты — проблемы. Кому-то этот страх необходим для игры и самоподзавода, как Синявскому (вот кто отчасти близок Домбровскому, тот же авантюризм, вызов, примат эстетического); у кого-то, как у Бориса Ямпольского, он становится главным содержанием жизни. Даже у Солженицына много этой оглядчивости. У Домбровского ее нет начисто — когда надо драться, он дерется, причем, как цыган, без правил.
Меня убить хотели эти суки,
Но я принес с рабочего двора
Два новых навостренных топора.
По всем законам лагерной науки
Пришел, врубил и сел на дровосек;
Сижу, гляжу на них веселым волком:
«Ну что, прошу! Хоть прямо, хоть проселком...»
— Домбровский, — говорят, — ты ж умный человек,
Ты здесь один, а нас тут... Посмотри же!
— Не слышу, — говорю, — пожалуйста, поближе!
Не принимают, сволочи, игры.
Стоят поодаль, финками сверкая,
И знают: это смерть сидит в дверях сарая,
Высокая, безмолвная, худая,
Сидит и молча держит топоры!
Как вдруг отходит от толпы Чеграш,
Идет и колыхается от злобы:
— Так не отдашь топор мне?
— Не отдашь!
— Ну, сам возьму!
— Возьми!
— Возьму!
— Попробуй!
Он в ноги мне кидается, и тут,
Мгновенно перескакивая через,
Я топором валю скуластый череп,
И — поминайте, как его зовут!
Его столкнул, на дровосек сел снова:
«Один дошел, теперь прошу второго!»
Сравните в «Ручке, ножке, огуречике»: «Он подошел к столу, открыл ящик, порылся в бумагах и вынул финку. С год назад с ней на лестнице на него прыгнул кто-то черный. Это было на девятом этаже часов в одиннадцать вечера, и лампочки были вывернуты. Он выломал черному руку, и финка вывалилась. На прощание он еще огрел его два раза по белесой сизо-красной физиономии и мирно сказал: „Уходи, дура“. Что-что, а драться его там научили основательно. Финка была самодельная, красивая, с инкрустациями, и он очень ею дорожил. Он сжал ее в кулаке, взмахнул и полюбовался на свою боевую руку. Она, верно, выглядела здорово. Финка была блестящая и кроваво-коралловая». Посмотрел сейчас и я на эту «боевую руку» — и понял: ближайший к нему — все-таки Лимонов, конечно. Та же нежность, умение ценить прелесть мира и его краски, то же бродяжничество, элегантность, веселье — и совершенная безбашенность в экстремальной ситуации. И та же равная одаренность в стихах и прозе.
Другая составляющая этой литературной — и этической — цыганщины задана уже в ранних текстах Домбровского: это эстетизм, конечно. Не эстетство, а именно эстетизм, который в идеале сводится, по-моему, в прицельной способности замечать в мире главным образом прекрасное, в сосредоточенности на нем. Вот ведь что еще очень важно в позиции Домбровского: для Солженицына лагерь — горнило, кузница, точка преображения. Для Шаламова — модель мира, невыносимо сгущенная, более откровенная, но в целом он и в мире видит только это: насилие, ужас, все под прикрытием лицемерия. Для Домбровского же лагерь — досадное препятствие на пути вольного странника; это есть, и мир в значительной степени из этого состоит, но фиксироваться на этом нельзя, не нужно. Это как в гениальной реплике Юрия Живаго: «Смерть — это не по нашей части». Она есть в мире, она играет в нем немалую роль, но это — не сущностное, не наше; может быть, это мировоззрение наиболее целостно описано у Грина в «Отшельнике Виноградного пика», и не зря Домбровский любил Грина (и не зря столько же пил: чтобы поддерживать себя в этом бесстрашном, жизнелюбивом, любующемся состоянии — нужно пить много, и вообще скольких гадостей и подлостей не было бы совершено, если бы все мы были слегка подшофе, слегка, не слишком!). И третья составляющая этого мировоззрения, неразрывно связанная с предыдущей, — женолюбие, культ женской прелести; один из лучших его рассказов о любви — «Хризантемы на подзеркальнике», но у Домбровского ведь и в романах нет ни одного непривлекательного женского образа. Не считая, конечно, самой «Леди Макбет» в замечательном рассказе, — и то этим абсолютным злом он отчасти любуется: очень уж законченный, совершенный в своем роде случай: «У меня — на что я спокойная! — все сердце вскипело, на него глядя. Ходит, дохляк, книжечки читает, зудит себе под нос невесть что! Я за свое самолюбство убью! И на каторгу пойду! А он что? Ни стыда, ни совести, наплюй ему в глаза, все будет божья роса! Вон видишь, какие у меня зубы? Живьем слопаю, как только узнаю! Так ты и помни!».

И еще кое-что есть в нем, и это, пожалуй, наиболее привлекательно, если не брать в расчет художественный талант, золотой запас, которым все это обеспечено. Ведь без таланта, без певчего голоса, не может быть никакого цыгана; не будь Домбровский прежде всего превосходным писателем, экономным, точным, пластичным, с замечательным умением дать героя тремя фразами, с безупречным поэтическим слухом, — он, может, и не сохранил бы себя в такой беспримесной чистоте. Но помимо таланта, который дается от Бога и собственно авторской заслугой может считаться лишь в той степени, в какой автор смог не скурвиться и себя сберечь, — в людях этого редкого типа особенно привлекательно милосердие, сострадание, ненависть к бессмысленному мучительству. И «Амнистия», один из самых сострадательных, самых религиозных русских стихов, когда-либо написанных: «Как открыты им двери хрустальные в трансцендентные небеса... Как, крича, напирая и гикая, до волос в планетарной пыли, исчезает в них скорбью великая, умудренная сволочь земли»: вот этой умудренной великой сволочи он готов сострадать, а мелких шавок крушит, не особенно замечая. Домбровский жалеет всех, — убитого в пьяной драке соседа, пьяницу, кутенка; самого его, чуя защитника, обожали звери, и даже не поддающийся дрессировке дикий кот жил у него дома, как домашний. Тоже цыганская черта — ладить со всяким зверьем, договариваться с ним на его языке.
— Полноте! — вскричит читатель. — А как же его фанатичная преданность закону, культ римского права, юридическая дотошность — на фоне цыганского правогого нигилизма?! Как же «Записки мелкого хулигана» и вся юридическая, процессуальная часть «Факультета», который, собственно, как раз о ненужных в эпоху террора, но важнейших вещах: о законе!
А я отвечу: но ведь и цыгане чтут закон, и жизнь их регламентирована строжайшими, тончайшими установлениями, о которых посторонние понятия не имеют. Просто главная цель этих законов — не унижение и не мучительство, не подчинение или шантаж, но упорядочение жизни. Законы табора — законы свободных людей, и свобода у них не исключает порядка, поскольку порядок этот органичен. Так всегда в вольных сообществах. Отсюда законопослушность Домбровского, его нравственная щепетильность — и неизбежные в условиях насильственного, угнетающего государства столкновения с его так называемым законом на каждом шагу: он уже и в семидесятые умудрился загреметь на 15 суток, и написал подробную официальную жалобу — как раз те самые «Записки мелкого хулигана», и вообще в последние годы писал очень много жалоб и кляуз — не только по собственному поводу, — добиваясь справедливости. В отдельных частных случаях — добивался. Другого способа заставить работать отечественную юридическую систему, в которой все прописано правильно, да вот практика подкачала, он не видел, и его, может быть, нет. Не считать же единственным способом такой борьбы смену милицейского начальства, которой мы только что были потрясенными свидетелями; но означает ли это, что в милиции станет больше законности? Законность бывает там, где люди собрались для жизни, а не для взаимного угнетения; вот Домбровский понимал, что это такое.

Большое счастье, что он у нас был. Большое несчастье, что он так погиб. Но где вы видели цыгана, умирающего в чистой постели? Погиб, как герой, в драке. После выхода «Факультета» они, давно ему звонившие, подстерегли у входа в ЦДЛ и избили до полусмерти — их было больше. Но он им тоже хорошо навалял, до сих пор при одном его имени трясутся.
Кажется, Светов запомнил один диалог с ним в людном московском шалмане, где, по уверениям Домбровского, подавали совершенно исключительные котлеты (котлеты были как котлеты, недоуменно замечает Светов, не привыкнув еще тогда, видимо, к спасительной манере Домбровского гипертрофировать все прекрасное, да пусть хотя бы только не-ужасное). Домбровский стремительно опустошает бутылку, запивая пиво водкой.
— Юра! Не гони ты так, я все-таки не могу, как ты...
— Да вы все ни х... не можете, что я могу, — сказал он просто.
И невозмутимо продолжил объяснять, почему Шекспир лично играл тень отца Гамлета."
0/2 |    |  Поделиться:  
Re: "Героическая баллада" от Дмитрия Бык...   #2427023  наверх
Автор: Грешник 
Дата:    8 июля 2016 15:44


Цитата:
От пользователя: Рэб_ Эфраим

Не знаю , может быть у профессоров как-то не так , но у меня сначала формируется мысль, а потом вопрос.

Я просто хотел сказать, что поддерживаю государство Израиль в его национальной и территориальной политике. Я бы не просто перешел границу с Ливаном, спасая Гилад Шалита, я бы просто выжег на 10 км от границы их территорию. Чтобы неповадно было. У вас же наверняка есть те, кто готов мириться с палестинцами, несмотря на взрывы, похищения и "кассамы".
Скажи мне, как ты относишься к ним, даже если они имеют ученую степень, писательский опыт и признание в определенной части вашего общества?
На всякий случай сообщаю-это вопрос, это не риторика
:hi:
3/1 |    |  Поделиться:  
Re: "Героическая баллада" от Дмитрия Бык...   #2427024  наверх
Автор: Грешник 
Дата:    8 июля 2016 15:45

Это я к тому, что на двух стульях сидеть нельзя :-)
2/0 |    |  Поделиться:  
Re: "Героическая баллада" от Дмитрия Бык...   #2427025  наверх
Автор: РэбЭфраим   (О пользователе)
Дата:    8 июля 2016 15:46


Цитата:
От пользователя: Безрюмки-Встужева

— Да вы все ни х... не можете, что я могу, — сказал он просто.


Прекрасный девиз .
Пожалуй, я его себе возьму себе , только без стыдливого многоточия.
0/1 |    |  Поделиться:  
Re: "Героическая баллада" от Дмитрия Бык...   #2427027  наверх
Автор: Безрюмки-Встужева 
Дата:    8 июля 2016 15:50



Цитата:
От пользователя: Рэб_ Эфраим

Прекрасный девиз .
Пожалуй, я его себе возьму себе , только без стыдливого многоточия.

такое ощущение, что вы этот девиз уже неоднократно оглашали
1/2 |    |  Поделиться:  
Re: "Героическая баллада" от Дмитрия Бык...   #2427029  наверх
Автор: РэбЭфраим   (О пользователе)
Дата:    8 июля 2016 15:52


Цитата:
От пользователя: Грешник

Я бы не просто перешел
границу с Ливаном, спасая Гилад Шалита


Вот в этой фразе вся ваша "осведомлённость ".
Быков и вы иже с ним берётесь судить , и разруливать ситуацию , даже не представляя географии нашего региона .
Этот трусливый ефрейтор сидел не в Ливане , а в Газе .
0/2 |    |  Поделиться:  
Re: "Героическая баллада" от Дмитрия Бык...   #2427030  наверх
Автор: Ты не знаешькак херово живе 
Дата:    8 июля 2016 15:55


Цитата:
От пользователя: Грешник
. За 26 лет существования мы ни разу не заимствовали у государства. Это, во первых.



:hihiks: и за это время она выросла " в одну из крупнейших российских компаний" по вашим словам.
Пустозвон вы, батенька.
1/2 |    |  Поделиться:  
Список Тем  |   Поиск  |   Правила  |   Статистика  |
1 | 2 | 3 | 4 | следующая страницапоследняя страница

Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь. Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на эту же страницу)


 Мой E1 
 
Вход для зарегистрированных пользователей:
E-mail:
Пароль:
Если Вы не зарегистрированы, то добро пожаловать на страницу регистрации.
Если Вы зарегистрированы, но забыли пароль, Вы можете его запросить.

Развернуть блок
 Погода