В 2003 году у фотографа Янна Артюса-Бертрана в Мали сломался вертолет. Совершив незапланированную посадку, фотограф разговорился с одним из жителей деревни: ?Он рассказывал мне о своей жизни, о надеждах и страхах. Все, о чем он мечтал, было накормить детей. Внезапно я ощутил,
что погрузился в самые простые человеческие заботы. Он смотрел мне прямо в глаза, не жаловался, ничего не просил, не возмущался, не злился?.
Так Янн Артюс-Бертран осознал, как мало мы знаем о своих соседях по планете, и начал проект ?Шесть миллиардов других?, задуманный как
?видеопортрет человечества?: 6000 интервью на более чем 45 языках, которые в течение шести лет снимали в 83 странах мира.
Все респонденты, от бразильского рыбака до китайского лавочника, от немецкого уличного артиста до афганского фермера, отвечали на одни и те же вопросы о страхах,
мечтах, невзгодах, надеждах: Чему вы научились у ваших родителей? Что бы вы хотели оставить вашим детям? Какие трудности вам пришлось пережить? Какое значение имеет для вас любовь? Всего около 40 вопросов, призванные ?показать, какими разными бывают люди, и одновременно позволить людям почувствовать
универсальную природу всего человеческого?.
В XXI веке пропагандисты мультикультурализма, терпимости и других не менее важных идей средствами искусства без конца толкуют нам, что все люди разные, и что это нормально, и что нужно тем не менее стремиться к взаимопониманию, и что это
взаимопонимание возможно.
Настойчивость, с которой нам объясняют эту давно очевидную вроде бы вещь, иногда наводит на подозрение, что на самом деле люди все одинаковы. Или что, поскольку нас уже шесть миллиардов, общественная мысль больше не может себе позволить внимание к
индивидуальности и оперирует сразу статистически значимыми толпами.
Сергей Довлатов писал, что стараться быть как все ? это и есть гордыня, потому что ?мы и есть как все. Самое удивительное, что Толстой был как все?. Мне же кажется довольно аррогантной предпосылка, что французский
оператор может найти общий язык с бедной крестьянкой с Мадагаскара, потому что и это непременно будет его, то есть европейский язык.
...Все портреты можно увидеть на сайте проекта... Это зрелище производит сильное впечатление ? и, надо с сожалением сказать, очень предсказуемое.
Вот пожилая жительница Мадагаскара сидит перед своей хибарой. Ей задают вопрос: счастлива ли она и если да, то почему? И женщина, улыбаясь во весь рот, отвечает: да, мол, я счастлива, потому что у меня есть вода. Вода ? основа жизни!
В этот момент европейский зритель должен
неизбежно устыдиться: все его проблемы в этом контексте кажутся незначительными. Выражения типа ?депрессии?, ?стресса?, ?кризиса среднего возраста?, ?предменструального синдрома? и прочей такой чепухи должны переводиться на малагасийский как ?европейцы с жиру бесятся?. У людей вон счастье, когда
воды хватает и есть чем детей накормить, а нам, видите ли, без айфона нового поколения жизнь не мила.
Умом зритель понимает, что все относительно. Но отделаться от стыда он не может, потому что европеец рождается на свет Божий с чувством вины перед странами третьего мира и вообще
обездоленными...
...Как бы вы, скажем, ответили на вопрос: что значит для вас любовь? То-то же. Простой человек смеется, смущается, но потом выдает трогательную сентенцию: ?Любить жену ? значит не быть с ней жестоким?, ?Любить ? значит не только брать, но и отдавать?, ?Я думала, что без
любви жить нельзя. Оказалось ? можно?, и все в таком роде. Человек образованный в ответ иронизирует, нудно рассказывает о своих неврозах или о том, что его родителям давно стоило развестись.
Показать таким методом универсальную природу всего человеческого действительно можно ? если
считать верной гипотезу, что интеллект толпы равен интеллекту ее тупейшего представителя. Когда мы оперируем статистически значимыми толпами, интеллигент, как правило, выглядит несимпатичным, потому что сопротивляется идеалистической схематизации.
А поскольку делает-то социально
значимое искусство европейская интеллигенция, все снова более или менее сводится к трюизму: ?У черных есть чувство ритма, у белых есть чувство вины?. Разве что социальное расслоение стало важнее цвета кожи.
(с) Сноб
если дочитаете до конца и вступите со мной в полемику -
следующей темой развлеку интиресными картинками :-)
АРРОГАНТНЫЙ - (франц. arrogant). Притязательный, надменный, напыщенный
новое слово на букву... спасибо:-)
а по теме, сытый голодного не разумеет, поэтому трудно представить себе диалог французского оператора и мадагаскарской крестьянки
А поскольку делает-то социально значимое искусство европейская интеллигенция, все снова более или менее сводится к трюизму: ?У черных есть чувство ритма, у белых
есть чувство вины?.
и тут согласна
и это нечестно, кстате.
ответственность перед собой и окружающими, взрощенная на чувстве вины за собственное превосходство, дает в результате достигать чего-то сверх имеющегося. не в материальном плане, а по раскрепощенности разума
а с другой стороны, вон они, не чуйствующие вины за освенцим, щас громят кварталы в
лондоне и орут, что порежут всех и вся несогласных
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)