В ближайшее воскресенье ГИБДД исполнится 80 лет. За несколько дней до этого главный свердловский гаишник Юрий Дёмин впервые пришёл в студию E1.RU и в прямом эфире ответил на вопросы наших читателей. А их было очень много – к концу эфира мы получили около 300 обращений к начальнику ГИБДД. Среди них – и поздравления с грядущим юбилеем, и довольно злые вопросы, и жалобы на действия сотрудников.
Мы не предупреждали Юрия Алексеевича, о чём будем спрашивать. И начали сразу с острого вопроса.
Про скандалы в ГИБДД
– Первый вопрос – о новости последних дней. В Асбесте была история, когда якобы начальник ГИБДД ударил женщину…
– Эта история абсолютно переворачивается с ног на голову – начальник ГИБДД никакого отношения к ней не имеет. Там произошла ситуация, когда остановили пьяного водителя. Его супруга, которая сидела рядом, устроила скандал. Возник конфликт. Но никто из сотрудников Госавтоинспекции к этому отношения не имел.
– Но на месте начальник ГИБДД Асбеста был?
– Были вынуждены вызвать его, а также дополнительные наряды, чтобы локализовать проблему.
– В принципе за последнее время начальники городских ГИБДД области несколько раз попадали в неприятные истории. Например, в Верхней Пышме, в Верхней Салде.
– По ситуации в Верхней Пышме есть приговор и закон восторжествовал. По Верхней Салде… Знаете, я в этой ситуации исхожу из того, что каждый человек для себя решает, должен ли исполнять закон. Решение же вынесет суд.
– Но всё-таки начальник городской ГИБДД – большая должность. И при этом они позволяют себе такие действия.
– Поймите, что нет какой-то фабрики, где производят начальников городских ГИБДД. Они точно такие же люди. При назначении все хорошие, добрые, пушистые, а потом происходят такие истории. Но так было и раньше. Совершил – заслужил – получи приговор. Большинству же начальников ГИБДД я могу только сказать "спасибо" за их работу.
– Иногда вы становитесь участником резонансных историй. Последняя – ДТП с вашими родственниками. Там был виноват второй участник. У нас с коллегой возник спор: вы приехали на место ДТП в качестве гражданина Дёмина или полковника Дёмина?
– У полковника Дёмина есть все человеческие чувства: как у отца, у деда. И я бы хотел видеть полковника, у которого родственники попали в ДТП, и он скажет, что он полковник и на место аварии не поедет. В каком статусе я был? Пусть каждый решает сам. Я поехал туда, чтобы посмотреть на ситуацию. И дальше я не хочу обсуждать эту тему. А эти лежебоки, которые комментируют… Дай бог каждому крепкого здоровья, и чтобы их родственники не попадали в такие ситуации.
– Ещё одна история. Сергей Мартьянов спрашивает: "Как вы себя как офицер чувствуете после того, как оштрафовали водителя скорой помощи, который находился на выезде?". Это та самая история, когда скорая припарковалась на тротуаре в ожидании бригады.
– Есть элементарные требования правил дорожного движения, которые должны распространяться на всех. И мы должны в цивилизованном поле жить. Проверки все были проведены, ответы даны. Я чувствую себя нормально и рекомендую соблюдать ПДД. По этой теме проводились различные проверки, которые подтвердили мою правоту.
Про массовые перекрытия улиц в центре Екатеринбурга
– С начала июня в центре города перекрыт один из ключевых перекрёстков Ленина – Московская. В связи с этим было несколько изменений, в частности, запретили парковаться на платной парковке на Сакко и Ванцетти. Читатель Евгений Кобзев интересуется: правда ли, что это сделали по вашему личному указанию, когда вы проехали по этой улице?
– Абсолютно верно. Мы в очень тесном взаимодействии со строительной компанией, которая работает на этом перекрёстке. Мы за два месяца до закрытия прорабатывали схему. Я лично начал ездить различными путями. Как всё было: едем по Сакко и Ванцетти от Ленина в два ряда, подъезжаем к Малышева, но там только полтора ряда.
В итоге скорость потока замедляется и возникает пробка. Всё из-за того, что парковка ёлочкой. Убрали её – и поток в два ряда пошёл. Такая же история была от Радищева. Убрали там и поток пошёл в два ряда. Я проехал, посмотрел, увидел слабые места, дал поручения, а затем контролирую.
Раз сейчас в этой части заторов нет и движение идёт в рабочем ритме, то значит мы всё правильно сделали. Точно так же мы работаем по другим направлениям. В этом и наше назначение, чтобы реагировать и вносить изменения.
– Платная парковка на Сакко и Ванцетти сохранится после завершения работ?
– Оговорюсь, что сейчас там действует временная схема движения. Это раз. Во-вторых, платные парковки – это не моя функция. На наш взгляд, парковка там не должна быть поперёк. Самый идеальный вариант, чтобы машины парковались вдоль дороги.
Про блокирование "Комсомолла" и автосалона на ЖБИ
– Было долгое противостояние ГИБДД с "Комсомоллом". Не так давно ГИБДД перекрыла выезд от автосалона на ЖБИ. Есть ощущение, что ГИБДД стала активнее действовать в подобных историях.
– Мы этой работой занимались всегда. Может быть, не было таких больших объектов. Но по тому же "Комсомоллу": мы им два года рекомендовали сделать выезд, но они никаких действий не предпринимали. И мы были вынуждены на них воздействовать. Зато теперь у них построен совершенно безопасный выезд и заезд. Значит наши требования были законными.
Тот же автосалон на ЖБИ – просто взяли и поставили светофор на шестиполосную дорогу, пошли пешеходы. Я вам скажу по опыту, что такие точки являются очагами опасности, и происходят тяжкие аварии. Именно поэтому по ГОСТу должен быть подземный или наземный пешеходный переход. Плюс к тому у них по проекту должен быть выезд через "Комсомолл". Они же стали выезжать прямо на дублёр Сибирского тракта. Мы им были вынуждены выдать требование, и только тогда они приступили к строительным работам.
Про камеры видеофиксации нарушений
– Не так давно повесили систему фиксации средней скорости "Автодория" на Россельбане. Почему именно там? По мнению некоторых автомобилистов, там не так и много аварий происходит.
– Но если там случаются аварии, то обычно с тяжкими последствиями. Сегодня эти камеры проходят последние испытания. В ближайшие дни мы подпишем акты ввода в эксплуатацию. Скажу, что в этом году будут запущены 24 рубежа "Автодории", ещё 56 других рубежей будет. За текущий и следующий год появятся 250 рубежей.
– Скажите, а у этих камер есть исключение для синих номеров?
– Камеры фиксируют все нарушения. Исключений нет.
Про приоритет для общественного транспорта
– Владимир Злоказов спрашивает: надо ли, по вашему мнению, обособлять трамвайные пути в центре города, чтобы они могли беспрепятственно по ним ехать?
– Я не сторонник выделения трамвайных путей. Некоторое время назад один из руководителей города мне написал, что их цель – выдавить личный транспорт из города. Но у нас 500 тысяч машин зарегистрировано. Никогда не будет, чтобы все поставили свои автомобили и стали ездить на автобусах и трамваях. Этого никогда не будет.
Всё должно быть гармонично. Мы сталкиваемся с большим количеством заторов. Плюс к тому не хватает парковки. Пройдите и посмотрите, сколько парковочных мест можно сделать за счёт широких тротуаров, газонов. И машины не будут никому мешать. Можно же решить эту проблему.
Или взять перекрёсток Ленина – Московская. Там выделяют отдельные трамвайные пути. Раньше по тем же трамвайным путям проходили 20-30 автомобилей. Это снижало заторы. Что в мэрии сделали сейчас для того, чтобы поток как можно скорее проходил? На это они говорят, что это не их вопросы и личным транспортом заниматься не интересно. И зачем же тогда существует администрация города? Я не сторонник выделения общественного транспорта в ущерб личному.
– На ваш взгляд, сейчас есть перегиб в пользу общественного транспорта?
– Колоссальный перегиб. Надо думать, что делать для пропускной способности дорог. Нужно делать, как в Челябинске, где построили дополнительные правые полосы. Мы ещё лет пять назад в администрацию города отправили список из 50 мест, где предложили сделать правые повороты. К сожалению, нас не услышали. Мы говорим о том, что не нужно заниматься только общественным транспортом в ущерб личному.
– В последнее время на многих улицах появились знаки, запрещающие парковку. Но зачастую кажется, что машины там никому не мешали.
– Тут надо индивидуально смотреть. В этой теме перегибов нет. Мы не ставим перед собой задачу издеваться над водителями легкового транспорта. Например, мы прошли пешком по Розы Люксембург от Малышева до Куйбышева и увидели много мест, где есть возможность обустроить парковку. Но в мэрии нам сказали, что администрация не должна этого делать. Но ведь это жители Екатеринбурга! Почему не должны?
– Мы получаем каждую неделю десяток-полтора видеозаписей с нарушениями маршруток. Можно ли как-то решить эту проблему?
– Ошибка заложена в процедуре выбора перевозчиков. Сразу должны быть прописаны права и обязанности. Например, если вы допускаете нарушения, то должны приниматься жёсткие меры. Если мы видим, что на каком-то маршруте допускаются нарушения, то договор с ним должны разрывать, а на его место должен вставать другой перевозчик. Такого механизма нет.
Мы остаёмся один на один с перевозчиками: вынуждены проводить рейды, давать предписания. Но пока не будет жёсткого закона в отношении тех, кто работает на маршрутках, то ничего не изменится.
Про долгое оформление ДТП
– Ещё одна проблема – оформление ДТП. Как изменить систему, чтобы не проводить в отделении много часов?
– Надо выполнять требования действующего закона и оформлять ДТП по упрощённой схеме: столкнулись, составили схему и уехали в страховую.
– Но там вроде бы только до 50 тысяч рублей.
– Большинство ДТП подпадают под этот критерий. Но люди все равно вызывают ГИБДД. В итоге сидят в очереди и теряют время. Именно поэтому мы начали составлять протоколы на тех, кто ждёт приезда ГИБДД, когда виновник аварии известен и составили схему. По закону же они обязаны освободить проезжую часть.
Вопросы читателей, которые не удалось задать в эфире, мы передали Юрию Дёмину.
Видео: Михаил БИРЮКОВ / События.Ру; Максим БУТУСОВ, Руслан ШАРАФУТДИНОВ / E1.RU