Утром в областной ГИБДД перед экзаменационным классом столпились иностранцы – человек пятнадцать. Им предстояло снова сесть за парты.
- Мой водительский стаж 28 лет. Все это время я ездил без аварий. В России живу четыре года. Вожу автобусы разных маршрутов. Вот у меня права, там все категории, когда учился, сдавал, - рассказывает нам водитель Норов Нормакмад. – Все документы у меня в порядке. Дороги одинаковые и в России, и в Таджикистане, знаки одинаковые, у меня стаж огромный... Не понимаю, почему нам снова пришлось учиться?! Но раз сказали надо – значит надо.
Норов Нормакмад накануне справил юбилей – 50 лет, а сегодня пришел сдавать экзамен. Он всю жизнь за баранкой. Правда, в Таджикистане на экзамене ему пришлось отвечать на 10 вопросов, а сейчас их 20. К интенсивному движению в огромном городе привык, так как до этого зарабатывал на жизнь в Москве. В своих знаниях Норов уверен, но с собой на экзамен все же захватил книжку с правилами, которую штудировал все утро.
Напомним, иностранным шоферам после введения нового закона придется заново сдавать экзамены на знание правил дорожного движения и умение управлять автомобилем.
Через полгода, с 9 мая 2014 года, ездить на территории России без российских прав больше не разрешат. В новом законе подчеркивается, что контроль за исполнением лежит на работодателях. Для них вводится административный штраф в размере 50 000 рублей.
В среду знания дорожного движения проверили уже у третьей по счету группы. Пришли новички и те, кто не сдал ранее. Кто-то сдает уже в третий раз. По словам сотрудников ГИБДД, с первого раза справляются единицы. Сказывается волнение и плохое знание русского языка. Многие просто не понимают вопросы, а 20 минут, выделенные на ответы, истекают быстро.
- Пока высчитать процент сдавших сложно, - говорит заместитель начальника УГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области Алексей Габдорахманов. - В первой группе из пятнадцати водителей сдали три человека, из второй – четыре. Одно предприятие пыталось готовить водителей через автошколу. И даже в этом случае процент сдавших был низким. Слабые теоретические знания. Пока мы принимаем экзамен в ожидании постановления правительства, которое вступит в силу с мая.
Первым откликнулось "Муниципальное автобусное предприятие". Именно их сотрудники и сдают сейчас экзамены.
Первым откликнулось "Муниципальное автобусное предприятие". Именно их сотрудники и сдают сейчас экзамены.
Особого ажиотажа нет, отмечают автоинспекторы. Частники проверять знания своих водителей не спешат. Работодатели не торопятся, ведь обучение в автошколе платное.
- У нас на предприятии около 130 человек водителей-иностранцев, - говорит ведущий инженер по безопасности движения МОАП Александр Крылов. - Основная часть уже сдала экзамен. Остальные проходят сейчас обучение в автошколе. Оно платное. Приезжих около 30% от всех водителей. Когда экзамен – у водителя выходной. На предприятии составлен график, чтобы они смогли подготовиться. Водители, узнав, что им придется учиться, адекватно отреагировали. Все заинтересованы в работе. Кто не захотел учиться – уже уволился. Не всем учеба дается легко.
По словам Александра Крылова, восточный менталитет на стиль вождения мигрантов не влияет.
- Количество аварий и манера езды не зависит от национальности, - уверяет он. - Все водители у нас работают в одинаковых условиях. Нет разницы, кто ты по национальности, у них и зарплата одинаковая, одинаковые тарифные ставки.
Один из водителей (своего имени попросил не называть) признался нам, что платить за обучение приходится некоторым из своего кармана:
- Кто мало проработал - год-два, у того из зарплаты вычитают за обучение 20 тысяч рублей. А кто 4-5 лет отработал и ездил аккуратно, без аварий, тому предприятие оплачивает 10 тысяч и 10 тысяч идет из зарплаты. Учились мы в школе на Химмаше.
В списках сегодня значились 22 человека, но пришли меньше.
- Сегодня сдавали 9 человек – это те, кто пришли уже повторно. Из них сдали только 4. И еще 10 человек – это те, кто первый раз сдавали. Из них сдали 7, - рассказали в пресс-службе областной ГИБДД.
Через 20 минут появляются первые сдавшие. На лице довольная улыбка.
- Все. Сдал, - выдыхает водитель, который представился Жорой, - Волновался, конечно. Но был уверен в своих знаниях. Не ответил всего на один вопрос про тоннели. А остальное – все правильно.
ЦИФРЫ
За 10 месяцев по вине водителей автобусов на территории Свердловской области совершено 117 ДТП, в которых погиб 1 человек, и еще 171 получили травмы различной степени тяжести.
Фото: Е1.RU