29 ноября понедельник
СЕЙЧАС -4°С

"Теперь выплачивать будут быстрее": ТОП-5 важных изменений рынка автострахования Екатеринбурга

Специалисты разъяснили нововведения по "автогражданке" и поделились инсайдом о случаях мошенничества.

Поделиться

Недавно в сфере российского автострахования произошло изменение закона об ОСАГО. Нововведения коснулись напрямую автовладельцев, у которых теперь будет больше прав и оснований на получение более крупных выплат в более короткие сроки при наступлении определённых видов страховых случаев.

Самое главное – новые поправки подразумевают увеличение лимита выплат со 120 тысяч до 400 тысяч рублей за материальный ущерб, а с 1 апреля 2015 года увеличатся лимиты по выплатам за вред жизни и здоровью – со 160 тысяч до 500 тысяч рублей. Кроме того, меняются некоторые нюансы по сбору документов и скорости выплат – это процесс будет упрощён.

Кроме того, Центробанк повысит тарифы по обязательному страхованию – осенью стоимость полисов может вырасти примерно на четверть, второе повышение запланировано на апрель 2015 года.

На вопросы о самых важных изменениях на рынке автострахования Екатеринбурга, о том, что ждёт в будущем автовладельцев, почему не выгодно страховать русский автопром, как "Росгосстрах" тормозит выплаты и почему юристы убивают рынок – ответили E1.RU директор "Ингосстрах-Урал" Наталья Вагина, агенты автострахования Павел Кабанов и Александра Штуркина, а также автомобильный правозащитник Кирилл Форманчук.

1. ОСАГО и КАСКО к осени подорожает

– К чему в основном приведут изменения в законодательстве по ОСАГО? Что самое главное изменится?

Кирилл Форманчук: – По статистике, средняя выплата по ОСАГО сейчас составляет 28 тысяч рублей. 120 тысяч – максимальная сумма выплат по старым правилам – выплачивают лишь в 7% случаев. Однако увеличение лимита до 400 тысяч ничего особо не даст, вряд ли кто-то будет платить больше. Зато теперь есть основание для выплаты. Скорее всего, стоимость ОСАГО в сентябре повысится точно.

Наталья Вагина: – Сейчас упрощены процедуры получения справок. Что касается угона, то последним документом должен быть отказ о возбуждении уголовного дела – только тогда вы сможете получить выплаты. Если выплаты будут произведены без достаточных оснований, то налоговая с нас возьмёт 13%. К тому же увеличенный лимит по выплатам – это хорошая новость для тех, у кого есть дорогие автомобили. 120 тысяч лимита было катастрофически мало. Что касается КАСКО, то существует тенденция к постоянному росту тарифов. Чтобы ценник был ниже, страховые компании сейчас, к примеру, не включают в страховку шины. Стало популярным разбивать продукты. Правда, некоторые недобросовестные страховщики умалчивают о том, что на самом деле входит в перечень застрахованных автодеталей. Как говорится, читайте то, что написано мелким шрифтом.

– Как вообще изменился рынок автострахования за последние годы?

Н.В.: – Если в начале 2000-х тарифы были 5-7%, то теперь ситуация изменилась. По ОСАГО всё регламентирует классификатор, то цены по КАСКО может выбрать сама страховая компания. Они ориентируются по статистике, сколько раз человек обращался за ремонтом. Кроме того, возросла стоимость работ, которые делают автосервисы по ремонту авто. Угоны и ДТП несильно сейчас влияют на цену КАСКО: их количество, на самом деле, не увеличивается.

– А какова позиция государственных регуляторов и судов?

Н.В.: – Все решения Верховного суда направлены в сторону автомобилиста. Иногда они противоречат логике. К примеру, у человека машине 2-3 года. Ему поменяли у дилера детали, дали гарантии, а он требует по суду потерю товарной стоимости. Ему присуждают ещё 50% стоимости ремонта, хотя машина и так вышла более новая.

2. Снизится количество задержек с выплатами по ОСАГО и КАСКО

– Сейчас можно выбрать "правильную" страховую, которая чаще или больше выплачивает при наступлении страхового случая?

Павел Кабанов: – Существует даже специальный рейтинг: А++ или АА. Есть 10 страховых, которые точно заплатят. Остальные – не факт. У "Цюриха" – А+. Раньше лучше всех платил "Сургутнефтегаз". Но и они тоже иногда "кружили". Если им надо было получить безубыточность в конкретном месяце, то некоторые специалисты специально доводили дело до суда, чтобы выплатить клиентам позже. Зато в отчётном периоде – всё прекрасно.

– А как они вообще могут не выплатить? Схема же одна для всех.

К.Ф.: – Ну, к примеру, послать на документы ставить печать ГИБДД, а она на самом деле не нужна. Время тянется.

– У меня был случай, когда страховая долго не выплачивала деньги за водителя, который в меня въехал пьяный. Причём было изначально понятно, что сначала должна будет выплатить страховая, а потом делать регресс пьяному. Зачем они тянули? Судебный процесс, проверки. Такое ощущение, что деньги лежат на долгосрочных вкладах, и страховой выгодно тянуть время.

Н.В.: – Всё-таки компании стараются выплачивать в срок. Изменилось законодательство – выплатить надо в течение 30 дней с момента обращения клиента. А раньше было – с момента подачи последнего документа. В вашем случае – это справка о признании алкогольного опьянения, поэтому всё так и тянулось. Всегда было на выплаты месяц или два. Сейчас всё делается более-менее в срок. Тему вы правильную затронули.

– Любую машину можно застраховать по КАСКО?

П.К.: – Гипотетически. В случае страхования российской машины зарплата мне не полагается, только процент. Мы стараемся "наше" авто вообще не страховать.

– Почему?

П.К.: – Не выгодно никому. В следующий раз можем от страховой вообще полис не получить – зачем им убытки? Мы просто говорим, что русские машины – это не наш целевой сегмент и всё. С русскими машинами связывается только "Росгосстрах", но там условия выплат отвратительные.

– Не платят?

П.К.: – Не в этом дело. Просто, даже если вы не виноваты, а вам нужно получить выплату, сначала нужно поехать в Каменск-Уральский в головной офис. Даже если ты не виноват, и твоя машина сломана. А то и не раз туда съездить. Не все захотят.

– Мотоциклисты и автомобилисты жалуются, что не могут застраховать транспорт: им отказывают. В связи с чем?

Н.В.: – Да, трудно купить полис. Причина банальна – убыточность растёт. У нас средняя убыточность сейчас по ОСАГО – 90-100%, но нам никто не верит. Не выгодно продавать продукт с нулевой прибылью. Скоро введут электронное ОСАГО, и человек сам сможет страховать себя. Народ, честно скажу, готов платить больше за ОСАГО, лишь бы получить качественную услугу. Но правительство не готово пока идти на встречу.

3. Количество франшизных КАСКО вырастет

– Кстати, о покупке полиса КАСКО. Мне тут предложили его купить не в салоне при покупке автомобиля, а через агента, в два раза дешевле и в рассрочку. У меня тоже был психологический барьер при покупке дорогого КАСКО.

Н.В.: – А вы посчитайте стоимость страховки на день, и барьер будет пройден. Кроме того, просчитайте стоимость ремонта хотя бы одной детали? Замена того же лобового стекла – это не меньше 10-15 тысяч рублей. Что касается дешёвых полисов, то это, скорее всего, та страховая, с которой могут быть проблемы с выплатами.

– Стандартная ситуация: машина попала в яму на дороге или на неё упала ветка или сосулька во дворе. Нужно ли использовать КАСКО или можно сразу подавать в суд на коммунальные или дорожные службы?

Н.В.: – Суд для обычного автолюбителя – это долго, особенно с коммунальщиками. Страховая имеет больше ресурсов, чтобы судиться. Проще обратиться в страховую, получить выплаты. Если сумма не превышает определённую, то повышающего коэффициента не будет.

Александра Штуркина: – На самом деле франшиза, то есть покупка КАСКО в кредит – это хорошо для страховой. Клиент не будет обращаться по всяким мелочам и маленьким коцкам. Количество франшизных КАСКО растёт и будет увеличиваться. Человеку удобнее заплатить сейчас немного и при удачном стечении обстоятельств больше в этом году не платить

4. Количество страховых компаний на рынке сократится

– Кто следит за тем, чтобы страховые вовремя выплачивали деньги своим клиентам?

Н.В.: – Центробанк сейчас следит за тем, чтобы у страховых были резервы, и они всегда могли выплатить по страховке, а не тянуть. Даже если мы сегодня закроемся, у нас хватит резервов, чтобы провести все выплаты. Если бы у нас, к примеру, не было денег, а мы должны выплатить, то с этой суммы мы должны будем заплатить налог на прибыль. 

– Все компании в таких условиях смогут существовать?

Н.В.: – Не все. Ожидается, что после нововведений по ОСАГО многие компании уйдут с рынка. И останутся около десяти самых крепких.

– Что делать автолюбителям, чья страховая обанкротилась. Всё, деньги потеряны?

П.К.: – Пока договор и полис действует, страховая компания обязана рассчитаться по старым обязательствам и не имеет права брать новых клиентов. Всё контролирует Российский союз автостраховщиков.

– Раньше, буквально несколько лет назад, страховые выдавали деньги после наступления страхового случая на руки. И человек сам мог выбирать себе сервис. Теперь выплат нет, а клиенту предлагается только одна опция – ремонт в определённом автосервисе.

П.К.: – Это натуральный распил между сервисом и страховой. Мы тут выяснили, что одна компания, которая занимается заменой стёкол, "откатывает" в одну из всем известных страховых до 6 миллионов рублей в месяц. Стекло стоит в магазине 10 тысяч рублей, в этой фирме – 15 тысяч. По факту стекло стоит ещё дешевле. И вот эту разницу между собой пилят страховщик и эта фирма. А человеку без разницы – ему поменяли же стекло.

– А если я доверяю определённому сервису, я могу туда поехать чиниться?

К.Ф.: – Можешь. Нужно взять все чеки по выполненным работам и предоставить в страховую. Если не выплатят часть – взыскать сумму через суд. Казалось бы, водителю должно быть всё равно на это мошенничество, он же получает свой ремонт. Но в итоге потом человек за следующую страховку платит втридорога. Не 30 тысяч, а 100 тысяч.

– Кто в итоге страдает в этой ситуации?

К.Ф.: – Сам застрахованный и владелец страховой компании: один будет больше платить потом, другой лишается денег из-за того, что за счёт компании покупаются детали. Всё, что в автосервисе не поменяли, потом продаётся на сторону и делится между участниками схемы. Автовладелец думает, что ему поменяли запчасти, а владелец – что потратил на ремонт машины клиента меньше, чем должен. Оба заблуждаются.

– А разве все поступления, продажи не проходят через кассу? Все детали же должны находиться на балансе сервиса автосалона.

П.К.: – Именно поэтому автосалоны раз в полтора года меняют юридические лица, чтобы у налоговой не было вопросов. "Автолэнд" в своё время, пока не закрылся, вёл торговлю чуть ли не с шести разных ИП. Чтобы доказать что-то в реалии, нужно устраиваться на работу в автосалон как минимум на полгода.

– А клиенты до сих пор пытаются обмануть страховые компании?

А.Ш.: – Постоянно пытаются. Схем много, особенно много мошенников из Челябинской области. Страховые компании нам постоянно звонят и говорят: того-то человека не страхуйте, он пытается застраховать машину с перебитыми номерами двигателя. Или ещё вариант – попал в аварию человек в пьяном состоянии, а на следующий день пытается подстроить ДТП уже будучи трезвым, чтобы претендовать на выплаты.

– Какая самая большая проблема сейчас для страховщиков?

Н.В.: – Это лжеюристы, которые перекупают долги у пострадавших в ДТП. Схема простая: они уговаривают долго не судиться, предлагают, к примеру, 15 тысяч рублей. Человек соглашается, а потом ему приходит "письмо счастья" из налоговой, что он должен заплатить 13 тысяч рублей. Эти юристы отсуживают у страховой по суду штрафы, пени, пошлины на 100 тысяч рублей, а они облагаются подоходным налогом, в отличие от ремонта. Вот и получается: из 15 тысяч приходится отдать 13 в налоговую по решению суда. Эти юристы – это бич какой-то. Слава богу, что по новому закону штрафы налагаются только на ту сумму, которую недоплатил страховщик.

– Это единственная проблема, с которой могут столкнуться и страховщики, и водители при работе с лжеюристами?

Н.В.: – Не только. Они зачастую уговаривают клиентов "отжимать" со страховых даже больше, чем положено по страховке. Сначала человек с нами нормально разговаривал, а потом посоветовался с юристом и вместо 600 тысяч, положенных ему по страховке, стал требовать миллион. Часть идёт юристу. Суды чаще всего встают на сторону клиента. Иногда нас пытаются заставить платить даже тогда, когда человек не был за рулём. Это уже не смешно, компании по одной уходят с рынка. Например, Zurich продаёт свою розничную сеть.

– К чему всё это может привести?

Н.В.: – К ещё большему увеличению тарифов по КАСКО, они станут заградительными. Страховая вынуждена минимизировать свои убытки. При этом водители, видя, что цены на добровольную страховку растут, отказываются её платить: психологически многие не готовы платить такую сумму. Полис спасает от кучи рисков, но не все водители это понимают. ДТП – это лишь небольшая часть.

– А что будет с клиентами, если компания уйдёт с рынка?

Н.В.: – РСА платит за все убытки по ОСАГО. По добровольной страховке – это собственный риск клиента. 

5. Изменится методика расчёта ОСАГО

– В чём сейчас основной недостаток так сильно критикуемого автолюбителями ОСАГО?

Н.В.: – Проблема ОСАГО в том, что нет единой методики расчёта ущерба. Страховая и клиент по-разному оценивают стоимость ремонта. Если будет единая методика, то клиент не сможет сказать, что ему неправильно рассчитали. Эксперты будут только фиксировать повреждение, а данные будут идти в специальную программу, которую, кстати, Минтранспорта уже 10 лет не может разработать.

– И как будет выглядеть схема взаимодействия клиент-страховая?

Н.В.: – Как только её введут, человеку уже без участия страховой или экспертов будет считаться ущерб, и он сможет ремонтироваться где угодно – в любом сервисе, оборудование которого позволит провести работы, а не только у дилера. Поэтому автосалонам, которые из-за падения продаж автомобилей по сути только на сервисе и зарабатывают, придётся пересматривать свои цены.

– Кто отвечает за качество произведённого по страховке ремонта?

Н.В.: – Страховая по закону. Бывает, что клиент к нам приходит и говорит: "Мне кажется, что мне не поменяли деталь". Мы с этим разбираемся, делаем независимые экспертизы. Нарушения допускают все автосалоны: человеческий фактор никто не отменял. Мы всегда пытаемся до суда "разрулить" ситуацию.

– Как сейчас в целом можно оценить страховую отрасль?

Н.В.: – Она в кризисе. Продажи КАСКО резко снижаются: люди думают, что экономят. Но это пройдёт, и клиенты снова будут покупать полисы добровольного страхования. 

Фото: vk.com, Артем УСТЮЖАНИН / E1.RU

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Екатеринбурге? Подпишись на нашу почтовую рассылку