Триумфатор "Дакара" Сергей Карякин накануне вернулся в родной Екатеринбург. Цветы, красная дорожка, торжественные речи министра, автографы для поклонников – обязательная программа для чемпиона. Сразу после встречи в аэропорту Сергей дал интервью E1.RU. И так получилось, что по большей части мы с ним обсуждали не спортивную, а экономическую составляющую "Дакара".
– За 10 дней после победы ощущение от триумфа на "Дакаре" как-то изменилось?
– Оно изменилось, когда я вернулся в Екатеринбург и увидел такой тёплый приём. Сюда приехали и мои друзья, которым я небезразличен, они переживали сильно за меня. Это вдвойне приятно, что твои близкие рядом с тобой, когда ты достиг такого результата.
– Завтра ты проснёшься – и что будет дальше?
– Можно состояться как гонщик, а можно стать успешным предпринимателем. Надеюсь, что и успешным бизнесменом смогу быть. Я иду по этому пути, мне хочется достичь и больших высот.
– А про какой бизнес говоришь?
– Я пробую себя в разных сферах, в частности в IT. Пока рано говорить более подробно про это.
– Спортивная карьера сейчас отходит на второй план?
– На самом деле она на первый план выходила только за два-три месяца до выезда на "Дакар". В остальное же время в приоритете семья и работа.
– Но есть ли планы дальше профессионально заниматься спортом?
– Многое будет зависеть от финансирования. В каких-то местных гонках я, конечно, буду участвовать. Для крупных же типа "Дакара" и чемпионата мира нужны спонсоры.
– Ты нам рассказывал, что квадроцикл тебе обошёлся в 2 миллиона рублей. А в целом участие в "Дакаре" сколько стоит?
– Очень дорого. Речь идёт о сумме в районе 10 миллионов рублей.
– Это целиком спонсорские деньги?
– Да, конечно, у меня таких средств нет.
– А твои конкуренты какие бюджеты имеют?
– Существенно больше – в районе 50–60 миллионов рублей. У них, к примеру, есть несколько техничек – грузовики, легковые машины, а у меня только один фургон.
– Можешь объяснить, зачем спонсорам тратиться на твоё участие в "Дакаре"?
– Смотри, когда я выиграл "Дакар", то по Первому каналу крутили в самый прайм-тайм ролик с названием моего спонсора. Там одна минута стоит 300 тысяч долларов. Получается, что одним показом вложения в "Дакар" уже окупились. Кроме того, я постоянно даю интервью, пресс-конференции. Например, сейчас один рекламный просмотр в интернете стоит 21 рубль. Так что деньги, которые вложил спонсор в меня, окупились уже четыре-пять раз.
Но вообще людям очень сложно объяснять, почему выгодно вкладывать деньги в моё участие в "Дакаре". Они в это не верят и считают, что лучше дадут миллион рублей, их покажут в какое-то непонятное время, но они почему-то считают, что это выгоднее.
– Ты в одном из интервью говорил, что есть мечта принять участие в "Дакаре" на автомобиле. Она по-прежнему есть?
– Конечно. Проблема в том, что даже если у тебя много денег (надо 2–3 миллиона евро), ты можешь купить машину и собрать хорошую команду, но всё равно ты не сможешь победить. Всё дело в том, что достичь успеха можно только на заводской машине. Тебе попросту никогда не продадут такой автомобиль. А ездить для того, чтобы ездить, мне неинтересно, мне нужны только победы.
– Во время торжественной церемонии ты сказал, что тебе много раз областные власти обещали финансовую помощь, но на следующий день попросту не брали трубку.
– Да, и не только на областном, а на российском уровне. Я встречался с министрами, с руководителем нашей мотофедерации. Слова громкие звучали, а реализации их не было. Если мне предложат финансирование на каких-то адекватных условиях, то буду рад ездить за свою страну. Я так хоть пойму, что страна меня заметила и поверила в меня. Мне же пока не могут даже дать звание мастера спорта.
– Говорят, что проблема с какой-то классификацией. Мол, нет чего-то там, чтобы дать тебе мастера.
– Я же прошу мастера спорта не за "Дакар". Помимо этого я же являюсь призёром чемпионата мира, России. За это ведь дают звание.
– Зачем тебе эти корочки?
– Принцип: когда ты что-то делаешь, достигаешь, то это является твоим. Представляете, что вы оплатили машину, а вам её не отдают. Так же и тут – это обыкновенная бюрократическая халатность. И при этом они всем рассказывают, какие они молодцы, что помогали, давали лицензию. А по факту ничего не сделали.
– И всё-таки будешь в следующем "Дакаре" участвовать?
– Посмотрим. В этом году у меня была идея победить любой ценой, я поставил всё на кон, тратил деньги спонсоров, свои. Наверное, я уже так не готов делать, поскольку должен содержать семью.
Видео: Максим БУТУСОВ / E1.RU