Многие уральцы до сих пор думают, что «дворовые» шиномонтажки и сервисы у дома по качеству работ ничем не отличаются от официальных СТО, ведь руки у «пацанов с района» такие же золотые, как и в топовых сервисах, а цена ниже, ведь «нет переплаты за бренд и мишуру».
В реальности же оказывается, что в «серых» СТО после некачественной диагностики все беды с автомобилем чаще просто списываются на расхожие мифы. С какими проблемами на самом деле часто сталкиваются автолюбители и как распознать неверный «диагноз», поставленный вашему авто? В этом мы разбирались вместе с экспертами ведущих компаний по техническому обслуживанию автомобилей в Екатеринбурге.
- С какими проблемами обращаются на СТО уральские автовладельцы?
- Как часто официальным сервисам приходится восстанавливать автомобиль после ремонта в «дворовых» СТО?
- Почему «серые» СТО ошибаются с «диагнозом»?
- Какие проблемы на самом деле выявляет специалист профессиональной СТО?
- Как обстоят дела с качеством топлива на российских заправках? Топливо может стать причиной поломки?
- Как понять, что проблема диагностирована неверно?
- Что должен делать мастер, чтобы поставить тот или иной «диагноз»?
С какими проблемами обращаются на СТО уральские автовладельцы?
Отвечает директор сервис-маркета «Римэкс» по адресу проспект Космонавтов, 66 Александр Масляк
— К нам чаще всего приезжают по трём причинам: ходовая часть, рулевая и плановые работы. Есть и те, кто просит посмотреть машину, так как не знает, что с ней. Тут самое главное — сделать верную диагностику. Это как в больнице — один неверный диагноз и всё. Поэтому мы осматриваем ходовую часть, кстати, бесплатно, проверяем уровень всех жидкостей и в конце манипуляций выдаём заключение — чем «болеет» автомобиль. Вместе с заключением мы даём перечень рекомендаций и услуг, а также цены работ и примерную стоимость запчастей, если нужно что-то менять. В этом случае у человека есть возможность промониторить рынок, сравнить цены с нашими и принять осознанное решение, что делать дальше.
Причины же поломок обычно до смешного просты, чаще всего дело в наших дорогах. Нынешним летом было тепло, поэтому многие ездили за город. В результате по той же подвеске к нам стали обращаться чаще, чем обычно.
Отвечает директор по постпродажному обслуживанию автоцентров «Восточный Ветер» Иван Супрядкин
— Наиболее частые поломки — это рулевые наконечники, карданные соединения рулевого вала, шкворень, втулки и стойки стабилизаторов, втулки рессор, подвесные подшипники и крестовины карданных валов. Все это ломается в основном из-за наших дорог и стиля вождения автолюбителя. Топливная аппаратура, как правило, испытывает проблемы из-за времени и грязи. Шестерни газораспределительного механизма, нарушение герметичности головки блока цилиндров, нарушение герметичности камеры сгорания — это все свидетельства выработки установленного ресурса двигателя либо нарушения правил его эксплуатации. Часто обращаются с разрушением диска сцепления, шестерен и подшипников КПП. Это происходит из-за перегруза и опять же из-за нарушения правил эксплуатации автомобиля. Очень редко причиной является заводской брак.
Как часто официальным сервисам приходится восстанавливать автомобиль после ремонта в «дворовых» СТО?
Отвечает руководитель СТО Fit Service по адресу проспект Космонавтов, 98а Данил Хазиев
— Практически каждый день к нам обращаются люди после «дворовых» шиномонтажек. Причина простая: отдали деньги, а проблема не решена, а то и вовсе стало еще хуже. Чаще всего приезжают с диагнозом «некачественное топливо» или «грязный бак», и в обоих случаях «дворовые» СТО рекомендуют заменить топливный насос и сменить топливо. Но когда начинаешь действительно разбираться в проблеме, то оказывается, что проблемы либо с электроникой, либо форсунки давно не чистились, либо инжектор никогда толком не промывали. И так в подавляющем большинстве случаев. Порой для «дворовой» СТО выгоднее назвать неверный диагноз просто потому, что так по стоимости работы, усилиям и потраченному времени он обойдется дешевле для самой станции. Разница в цене работы и запчастей очевидна.
Отвечает директор по постпродажному обслуживанию автоцентров «Восточный Ветер» Иван Супрядкин
— Из-за неправильных «диагнозов» «серых» СТО к нам приезжают 2–3 раза в месяц, то есть довольно часто. Вариаций псевдозаключений множество: от плохого качества кем-то когда-то проведенных работ до бракованных запчастей, некондиционных расходников, некачественного топлива, а заодно и нарушения правил эксплуатации автомобиля. У таких «диагнозов» есть одно несомненное достоинство: они всегда совпадают с ожиданиями и опасениями владельцев авто. Только вот к реальности такие заключения обычно не имеют никакого отношения.
Почему «серые» СТО ошибаются с «диагнозом»?
Отвечает директор сервис-маркета «Римэкс» по адресу проспект Космонавтов, 66 Александр Масляк
— Таким СТО, конечно, не хватает опыта работы и оборудования. Но чаще всего в «дворовых» СТО ставят самые простые и быстрые «диагнозы» просто потому, что на них легче заработать, быстрее. Проще же заменить какой-то один элемент за условные 1000 рублей. Но, меняя его, клиент не получает того, что реально необходимо, поэтому потом он едет к нам. Приведу пример. Посмотрели автомобиль, спросили у хозяина, на что тот жалуется. Услышали, что человек жалуется на расход топлива, и тут же выдали, что либо топливо плохое, либо свечи надо менять. Но по факту причина неполадки оказывается глубже — мы сталкивались с тем, что первопричиной были неполадки в проводке.
Какие проблемы на самом деле выявляет специалист профессиональной СТО?
Отвечает руководитель цеха основного ремонта «Тойота Центр Екатеринбург Восток» Константин Мышкин
— Как пример, Toyota Camry в 40-м кузове. На «дворовой» СТО тут же диагностируют дефект рулевой рейки — просто потому, что есть стереотип — «рулевая рейка стучит на всех Camry». Поэтому предлагают заменить дорогостоящую деталь. Но на самом деле это просто особенность модели: при дефектовке на заглушенном двигателе ощущается люфт и дребезжание в рейке. Но стоит завести машину и заработать гидроусилителю руля, как стук пропадает. То есть по факту менять дорогостоящую рейку не требуется.
Также очень часто «дворовые» СТО предлагают ремонт двигателя, когда клиент обращается с якобы повышенным расходом масла. При этом в действительности замена или доливание масла может быть вполне в рамках допусков, установленных автопроизводителем на расход масла от замены до замены, а значит, и ремонт двигателя в этих условиях не требуется. Есть и совсем абсурдные ситуации: часто на Toyota RAV4, например, делают ремонт подвески. Хотя источник стука — замок задней двери и нужно его всего лишь отрегулировать. Казалось бы, смешно. Но это все реальные случаи, с которыми люди сталкиваются при посещении «дворовых» СТО и рукастых «пацанов с района».
Отвечает директор сервис-маркета «Римэкс» по адресу проспект Космонавтов, 66 Александр Масляк
— Как правило, специалисты видят проблемы в комплексе, поэтому после «серой» СТО количество диагностированных «болячек» может как уменьшаться, так и увеличиваться. Например, были случаи, когда автолюбители после диагностики на «серой» СТО приходили к нам с катушкой зажигания — одной из основных частей системы зажигания — и просили ее поменять. После проверки оказывалось, что нужно было всего-то заменить пару свечей зажигания. Но катушку-то люди уже купили и потом эту деталь никуда не деть — только положить в гараже.
Бывает и наоборот — из всего комплекса проблем диагностируют что-то одно, например, рекомендуют заменить амортизатор. Когда же авто попадает к нашим механикам, то выясняется, что нужно менять еще и пыльник, и отбойник, да и опора в плачевном состоянии.
Как обстоят дела с качеством топлива на российских заправках? Топливо может стать причиной поломки?
Отвечает директор сервис-маркета «Римэкс» по адресу проспект Космонавтов, 66 Александр Масляк
— Топливо в городе и области у нас нормальное. Если бы с этим действительно были проблемы, у нас была бы лавина таких клиентов, но этого мы не наблюдаем. Как правило, диагноз «плохое топливо» любят ставить, если не хотят заморачиваться с поиском реальных причин неисправности либо когда ищут повод отказать в гарантийном обслуживании — такое тоже бывает. Если подходить к вопросу по уму, то при подозрении в низком качестве топлива его нужно проверять в специализированной лаборатории. Но с этим по понятным причинам недобросовестные СТО связываться не любят — исследование стоит денег, да и причина неполадок может оказаться вовсе не в топливе как таковом. Реальные же причины проблем в таких ситуациях, как правило, кроются либо в отсутствии нормального ухода за машиной, либо в экспериментах с кустарными присадками, либо в пробеге и возрасте машины. Другого просто не дано. Бывает, что люди обращаются с просьбами проверить машину, так как ее поведение несколько изменилось. Чаще всего это заканчивается прочисткой топливной системы впервые за многие годы — за машиной, в конце концов, тоже надо ухаживать.
Я бы советовал обратить внимание на паспорт качества того топлива, которым человек заправляется. Этот документ есть на АЗС любой крупной сети, причем именно на ту партию, которая реализуется в данный конкретный момент. Ознакомиться с ним может любой желающий. В паспорте качества обязательно указываются производитель или поставщик топлива, октановое число, содержание серы и многое другое. Среди прочего в документе фиксируется дата его выдачи: если между ней и датой вашего визита на АЗС больше недели — стоит задуматься.
Как понять, что проблема диагностирована неверно?
Отвечает руководитель СТО Fit Service по адресу проспект Космонавтов, 98а Данил Хазиев
— Если «диагноз» вашему автомобилю поставили неверно, то в лучшем случае после проведения рекомендованных работ машина никак не поменяется. В худшем случае — увеличивается расход топлива, приходится чаще менять масло, появляются посторонние звуки, пропадает динамика. Автомобиль просто может начать глохнуть или даже не завестись. Смотря в чем была реальная проблема. Беда в том, что, учитывая сложность современных машин, самостоятельно определить причину неполадки практически нереально.
Что должен делать мастер, чтобы поставить тот или иной «диагноз»?
Отвечает директор по постпродажному обслуживанию автоцентров «Восточный Ветер» Иван Супрядкин
— Например, если двигатель работает неустойчиво, то можно послушать и вынести «диагноз» о необходимости капремонта двигателя. А можно проверить наличие ошибок и параметры работы двигателя в электронном блоке управления, давление в топливной рампе, работоспособность форсунок, свечей, высоковольтные провода, совпадение меток газораспределительного механизма, компрессию и на основании этого выяснить причину поломки. Хуже всего ищутся плавающие дефекты, особенно связанные с неисправностью электронных компонентов. А вообще это от случая к случаю. Смотря на что жалобы.