
Поделиться
Пустые прилавки в алкогольных отделах магазинов крупных федеральных сетей, никаких винных карт и коктейлей в ресторанах в центре города и бесконечные объявления на дверях «В связи с вступлением в силу постановления администрации 2720, алкогольная продукция не реализуется с 15 января».
Нижний Тагил стал первым городом в Свердловской области, где местные законы по продаже алкоголя привели в соответствие с федеральными постановлениями. С 15 января в Тагиле все сурово, жёстко и по-настоящему.
Правила теперь простые: торговля выпивкой запрещена в радиусе 54 метров от детских организаций, 85 метров от образовательных учреждений и 77 метров от медицинских, спортивных учреждений, вокзалов и рынков. И это минимальные значения.
Не сразу понимаешь, как всё это работает, пока не взглянешь на карту Нижнего Тагила, на которой 140 детских организаций, 137 медицинских учреждений, 52 спортивных заведения и 218 образовательных. Причем в список запретных, как ни странно, попадают и зубные кабинеты, и даже автошколы. Предприниматели схватились за головы — бизнесу пришел конец. В мэрии разводят руками — ничего сами не придумывали, это федеральное законодательство. Журналисты E1.RU побывали в городе «полусухого закона».

Поделиться

Поделиться
«Рынок алкоголя станет чёрным»
Крупнейшая региональная сеть «Красное&Белое», которая специализируется на торговле алкоголем, — один из основных пострадавших от нового постановления. В Нижнем Тагиле у компании 11 магазинов. Практически все торговые точки находятся на первых этажах жилых домов, где всегда рядом или школа, или детский сад, или больница. Один магазин уже пришлось закрыть.

Поделиться

Поделиться
Магазин на Пархоменко, 110 — один из алкомаркетов этой крупной сети в Нижнем Тагиле, двери которого пока открыты.
— Закрытие магазина связано исключительно с вступлением в силу нового документа, — рассказал E1.RU директор по развитию сети «Красное&Белое» Сергей Шумаков. — Мы не знали, что вот в таком ключе всё на деле будет. Нас никто не извещал и с нами, как с участниками рынка, никто не консультировался. Там очень много неясностей и деталей. Нам в любом случае придётся работать по закону, но нам сейчас нужно вступить в диалог и разобраться во всём. Ни о каком противостоянии и речи быть не может. Власть — это общество. Мы не можем противостоять обществу. Обсуждать эту историю с точки зрения того, кто и сколько на этом потеряет, смысла нет. Важно другое. Сейчас под запретительные меры попал весь рынок в городе. И если всё будет так продолжаться, то рынок вмиг станет чёрным.

Поделиться
Шумаков также добавил, что когда белый рынок алкогольной продукции зажимается и притесняется, он мгновенно взаимозаменяется черным. При этом, по словам Шумакова, в таком случае уже не работают никакие правила и законы, и это можно сравнивать с Америкой 20-х годов в период «сухого закона». Понять негодование представителей компании можно. По словам чиновников мэрии, магазины открылись в Тагиле совсем недавно и, естественно, что в запуск 11 торговых точек были инвестированы значительные средства.

Поделиться
«Защищать магазины с водкой могут только конченые алкаши»
Конечно, кроме яркого, а потому очень заметного «Красного&Белого» в Нижнем Тагиле огромное количество больших и маленьких магазинов, в которых продают жидкости с градусом. Здесь и крупные федеральные сети, и маленькие дворовые магазинчики. Но запрет на продажу все переживают по-разному. Кто-то успевает до первой проверки надзорных органов отбить потери и продолжает торговать, а кто-то позаботился о репутации и принял запретительные меры с 15 января.
Например, одна из самых быстрорастущих отечественных сетей «Магнит» очистила прилавки от алкогольных напитков уже утром 15 января. А вот знакомый многим екатеринбуржцам «Мегамарт», входящий в группу «Дикси», продавать алкоголь не перестал. За 19 дней полиция и прокуратура уже успели напугать нескольких нарушителей. Хозяевам одного из продуктовых магазинов правоохранители выписали штраф в 100 тысяч рублей и арестовали алкогольной продукции на 3,5 миллиона рублей.
Известный в Екатеринбурге по работе в фонде «Город без наркотиков» Егор Бычков теперь возглавляет тагильское информационное агентство «Между строк». Новые жёсткие запретительные меры он поддерживает. Правда, отмечает, что правоохранители пока закрывают глаза на крупные торговые сети и рестораны.

Поделиться

Поделиться
— Предприниматели все сейчас взвыли, потому что под запрет попало огромное количество магазинов и кафе, а алкоголь — это огромная часть их выручки, — делится с E1.RU Бычков. — Хотя всё было всем известно, и еще в ноябре 2013 года на сайте мэрии висел проект постановления. Во всем мире единственным способом реального эффективного ограничения алкоголизации являются запреты. Все разговоры о развитии спорта и духовности — это хорошо, но население начинает меньше пить, только когда устанавливаются барьеры. Любые. Возможно, имело смысл сделать поблажки для кафе и ресторанов, потому что это исторически такие учреждения, где люди могут поесть и выпить. И странно, конечно, что автошколы попали в этот список. А про магазины вообще никто даже не говорит. Я не знаю, кто может защищать магазины с водкой? Только конченые алкоголики.
Автошколы, кстати, — сегодня среди предпринимателей очень обсуждаемые субъекты. Виски-бар «OldBridge» находится в одном здании с небольшой автошколой. И хозяева бара было уже расстроились, но вдруг договорились с владельцами водительских курсов, и вот последние уже переезжают. Проблемы нет. Местные рассказывают, что уже неоднократно слышали о случаях, когда собственники автошкол требуют «выкуп» с заведений. Мол, вы платите, мы съезжаем.
«Лес рубят — щепки летят. Мы щепки»
В сети ресторанов японской кухни «Ем Сам» в Нижнем Тагиле четыре заведения, три из которых попали под действие скандального постановления. В отличие от многих тагильских предпринимателей, управляющий ресторанами Алексей Нургалеев в теме отлично разбирается, оперирует выдержками из законодательства и не отрицает, что за темой следил почти с самого начала. Кроме того, говорит, что если оставить эмоции в стороне, то постановление без сомнения — легитимно и юридически корректно. Но эмоции всё равно прорываются. С 15 января сеть теряет около 30% прибыли каждый рабочий день и до 50% в выходные.

Поделиться
— Поднять народный бунт не получается, не набрана критическая масса, — рассказал E1.RU управляющий сети «Ем Сам» Алексей Нургалеев. — Нормальных кафе и ресторанов, которые попали под запреты, 17. Лес рубят — щепки летят. Вот мы, получается, и есть щепки. Мы теряем в оборотах сейчас просто сумасшедшие цифры, но алкоголь убрали сразу. Мы строим безопасный бизнес, шесть лет мы развивались, а в Нижнем Тагиле были крупнейшим предприятием. До 15 января.

Поделиться
Нургалеев также отметил, что в документе об ограничении торговли алкоголем, по его мнению, множество обидных моментов и недосказанностей. Например, неясность в категориях учреждений, рядом с которыми нельзя продавать спиртное. Автошколы или зубные кабинеты, к примеру. Или, как в случае с «Ем Самом», неработающий филиал московского института, на крылечке которого метровые сугробы. Однако юридически он есть, и торговать алкоголем рядом с ним нельзя.
«Если ясности нет, это постановление — источник для коррупции»
В мэрии Нижнего Тагила нам рассказали, что всех предпринимателей обо всём предупреждали заранее. Документ предлагалось обсуждать ещё с лета, потом он появился на сайте администрации, но представители бизнеса реагировать начали только, когда он вступил в силу. И это при том, что постановление правительства России, регламентирующее метраж и новые запретительные меры было опубликовано еще в начале 2013 года.

Поделиться
— Мы проводили опросы общественного мнения и 70% тагильчан наше решение поддерживают, — уверяет E1.RU мэр Нижнего Тагила Сергей Носов. — Это постановление, в рамках выполнения федерального закона 171 готовилось в течение года. Мы прекрасно понимаем, что этот закон и это постановление правительства Российской Федерации затрагивает интересы многих предпринимателей. Не имеем полномочий вносить изменения и тем более дополнения в трактовку и закона, и постановления. Но вопросов много. Нет понимания: что будет дальше? Сегодня мы выпустили постановление и утвердили схему размещения объектов, которые торгуют алкоголем. Эти объекты переехали в свободные зоны. А если завтра рядом с ними откроется зубоврачебный кабинет, что делать дальше? Или по-другому — имеет ли право теперь медицинское учреждение открываться рядом с торговой точкой? Имеет ли право учреждение образования открываться рядом с этим магазином? И какой порядок дальнейших действий в таком случае?
Как бы представители магазинов ни критиковали мэра, но, по словам одного из чиновников областного правительства, решение о принятии постановления — это личное решение Сергея Носова и исключительное проявление его гражданской позиции. С учетом мощного алкогольного лобби, этот поступок довольно смелый.

Поделиться
Конечно, администрация Нижнего Тагила приводила местное законодательство в соответствие с федеральным. Но в постановлении правительства России конечного срока исполнения не прописано. А это значит, что инициатива по введению новых запретительных мер — исключительное решение первого лица муниципалитета. А вот пиар ли это или настоящее желание мэра оградить детей от алкоголя, мы вряд ли узнаем.
По нашей информации, в мэрии Екатеринбурга уже создана рабочая группа, которая занимается реализацией федерального закона 171 и всеми подсчетами на местах. Пока сложно представить реакцию местного бизнеса и невозможно спрогнозировать количество торговых точек, которые затронет постановление. Вспомните любой торгово-развлекательный центр — под действие подобного постановления в Екатеринбурге могут попасть сотни предприятий.
В комитете по товарному рынку администрации Екатеринбурга E1.RU рассказали, что местное постановление было принято в августе 2013 года, оно намного лояльнее к предпринимателям, чем тагильское, и предусматривает радиус в 25 метров по пешеходным дорожкам от образовательных, медицинских и спортивных учреждений. О том, будут ли в ближайшее время в Екатеринбурге применены более жесткие стандарты, в мэрии нам не ответили.
Вот то самое постановление, которое в корне изменило жизнь тагильских предпринимателей:

Поделиться

Поделиться