В Екатеринбурге, по данным на апрель 2014 года, функционирует 110 отелей. Среди наиболее заметных событий на этом рынке в прошедшем году – открытие в 2013 году четырёхзвёздочного отеля "Пале Рояль" на Сибирском тракте (именно так называлась гостиница в здании по адресу Ленина, 38 в начале XX века) и информация о запуске отеля Hilton в долгострое по адресу Ленина, 9.
Среди объявлений о продаже готового бизнеса в Екатеринбурге за последний год встречается пять наиболее значимых объектов. Самое свежее объявление от 4 августа сообщает о продаже "Премьер Отеля" на Красноармейской, 23. Небольшой "Сити Отель" на Серафимы Дерябиной, 32б был выставлен на продажу 22 июля. Обе гостиницы находятся в управлении группы Usta.
Кроме того, в 2013 году Usta приобрела выставленные на продажу "Урал Отель" и отель "Атлантик" в экс-торговом центре "Екатерининский" (сегодня "Глобус"). В собственности Usta Group также на данный момент, как нам стало известно, находится гостиница "Екатерининская", которая располагается также на Щербакова, 4 и закрыта на ремонт. Её Usta в прошлом году приобрела у ростовской компании Don Plaza, но по-прежнему не открыла.
В самой компании причины продажи и покупки отелей комментировать не стали, однако непосвящённым горожанам показалось весьма удивительным такое хождение гостиниц по доскам объявлений, мол, "что-то на рынке происходит – сливаются люди из бизнеса".
Сегодня в Екатеринбурге между собой конкурируют не только отели с разной звёздностью. По словам заместителя генерального директора УК "AVS Девелопмент" Анастасии Дударевой, соревновательность прослеживается и между местными отелями и международными сетями, а также между отелями вблизи крупных транспортных развязок (которые позволяют, не заезжая в город, принимать участие в бизнес-мероприятиях) с гостиницами на территории Екатеринбурга.
– Интерес к готовому отелю в центре Екатеринбурга зависит, в первую очередь, от месторасположения отеля, его формата и уровня (как по звёздности, так и по размеру). Ведь российские и международные управляющие компании (а именно они могут обеспечить высокий уровень и своим именем притянуть в отель клиентов) не станут браться за небольшой бизнес, который не обеспечит необходимую доходность. А при существующем уровне заполняемость номерного фонда екатеринбургских отелей и гостиниц гораздо ниже 50-60% (что является достаточно высоким показателем), без виртуозного сервиса и широкого спектра услуг, с сохранением приемлемых цен данному бизнесу не выжить, – рассказала E1.RU Анастасия Дударева.
Дударева также отметила, что "невыстреливший" небольшой отель в центре города заинтересованные управляющие компании с удовольствием превратят в апартаменты элит-класса. Такие варианты могут быть интересны уже не для отельеров, а для инвесторов из сектора жилой недвижимости. "Центр города застроен и нового высокоуровневого жилья в нём не так много", – говорит Анастасия Дударева. Плюс ко всему не стоит забывать, что в случае продажи под апартаменты здание и инфраструктура уже полностью готовы к использованию: кафе, консьерж-сервис, бытовые услуги (прачечная, уборка и т.п.), конференц-залы, комнаты переговоров и паркинг.
Любому рынку, в том числе и отельному, нужно регулирование, отмечает бизнесмен Михаил Бабин. Не такое, конечно, как в СССР, но "кто-то должен изучать рынки и говорить, нужно ли ещё строить отели или их достаточно. Не запрещать, а предупреждать". История о том, что рынки сами могут себя регулировать, – это миф, считает бизнесмен.
– Если говорить о качестве отельного бизнеса в Екатеринбурге, то мне кажется, что он совершенно приемлемый. За рубежом я стараюсь останавливаться в очень хороших отелях, поэтому могу сказать, что у нас в обморок падать не от чего. У меня есть подозрение, что большое количество отелей, возведённых к разным саммитам, были построены под пиковый спрос. Я как дилетант в сфере отелей, но человек имеющий отношение к сервису, очень сомневаюсь, что у них в обычное время есть расчётная заполняемость. Представьте, какие издержки они несут во время простоя! Я думаю, Екатеринбургу не нужны новые отели, а нужен бизнес-поток, который бы заполнял существующие. Все заявления из серии "нам нужны новые отели" всегда вызывают у меня вопрос – а кому "нам"? Когда мы увидим, кто этого говорит – бизнес или власть – тогда всё понятно будет, – рассказал E1.RU учредитель холдинга "Технология ресурсов" Михаил Бабин.
Тот спрос, который рассчитан на пиковые точки и о котором говорит Бабин, существует и по факту. В преддверии промышленной выставки Иннопром-2014 мы обзвонили наиболее популярные среди иностранцев отели Екатеринбурга – загрузка была близка к 100%, а свободных было всего пару номеров. В пятизвёздочном Hyatt Regency, например, свободным был только один номер повышенной комфортности стоимостью 25 тысяч рублей.
– Экспансия мировых гостиничных операторов вроде бы как продолжается. До 2020, в ожидании ЭКСПО, у нас заявлялись такие сети, как Hilton, Kempinski, Radisson и Sheraton. На самом деле хочется, конечно, верить, что Екатеринбург такой столичный город, где все международные бренды представлены, но кому они тут все нужны-то? У нас цены за номер сейчас на уровне мировых столиц, а инфраструктуры соответствующей в городе пока нет. Нам нужно инвестиционной привлекательностью заниматься, компании мировые сюда зазывать, а потом уже под них отели строить. Никак не наоборот, – поделился с E1.RU один из министров в региональном правительстве.
Эксперты гостиничного бизнеса в действительности прогнозируют на екатеринбургском рынке 3-4-звёздочных гостиниц усиление конкуренции и как следствие – насыщение рынка и снижение средней цены. Те, кто из конкурентной борьбы будут выбывать, отправятся в сегмент эконом-класса или, как отмечают эксперты, переориентируются в другие сферы, например, апартаменты, что отчасти сейчас и можно наблюдать на рынке.
E1.RU, кстати, недавно рассказывал о том, с какой скоростью растёт рынок хостелов в Екатеринбурге. По разным данным, за шесть месяцев 2014 года рынок эконом-сегмента в гостиничном бизнесе вырос вдвое. По данным мэрии, в городе официально действует 42 хостела. Стоимость проживания в среднем варьируется от 400 до 1 500 рублей.
Обеспеченность отелями на тысячу человек в Екатеринбурге сегодня выше чем в Санкт-Петербурге, однако в разы ниже чем в популярных туристических городах, таких как Прага, Париж или Вена. И с этой точки зрения, риторика о необходимом увеличении количества мест в столице Урала вроде бы как оправдана. Единственный момент, который сейчас активно обсуждается, но часто по факту остаётся за скобками – объём туристического и бизнес потока в Екатеринбург. Как сказал один из наших собеседников, "ехать нужно куда-то целенаправленно, а когда ехать некуда, то и оставаться в отелях некому".