Екатеринбургские прокатчики отказались от последнего в городе плёночного кинопроектора. Этот незаметный для широкой общественности факт стал завершающим этапом глобального перехода киноиндустрии на цифру в отдельно взятом российском городе. Прощание с плёнкой повлекло за собой сокращение расходов дистрибьюторов, сокращение рабочих мест и полную смену производственной стратегии таких компаний, как Kodak.
По данным участников рынка кинопроката, ещё несколько лет назад стоимость производства одной плёночной копии фильма находилась на уровне 1 – 1,5 тысячи долларов. Переход на цифру сократил расходы на одну единицу максимум до 100 долларов.
Дистрибьюторы, такие как "Централ Партнершип" и "Каропрокат", на этих рыночных изменениях получили весьма значительную экономию. При этом процесс отказа, само собой, начался не с них, а с производителей фильмов. Компании 20th Century Fox и Disney ещё в прошлом январе заявили, что прекращают релизы на плёнке. Поэтому кинотеатрам пришлось в оперативном режиме брать кредиты и покупать современное оборудование.
– Процесс ещё несколько лет назад выглядел так: была плёнка с видео и звуковая дорожка. Их отправляли на кинокопировальную фабрику и оттуда уже рассылали готовые версии фильма. Сейчас в маленькие кинотеатры в удалённых городах привозят жёсткие диски с фильмами, но в основном у каждого есть спутниковая тарелка и сервер, на котором размещаются фильмы и мы их оттуда скачиваем. Материальных носителей уже не осталось. Последний кинопроектор мы уже выставили в холле как музейный экспонат, – рассказал E1.RU менеджер по репертуарному планированию кинотеатра "Колизей" Илья Сигов.
Как рассказывают прокатчики, необходимый набор оборудования для работы с цифровыми технологиями обходится минимум в два миллиона рублей. При этом с нынешним курсом рубля к доллару, стоимость резко изменилась. Кинотеатры в России на оборудование современной техникой тратят собственные средства, но, как сами же отмечают, например, в США часть этих расходов покрывают студии, которые производят кино.
– Деньги тратили на это все одинаковые. И сети, и самостоятельные залы. Правда, я бы сказал, что разговоры о переходе на цифру ходили на протяжении полутора-двух лет. Это не было неожиданностью. Дистрибьюторы предупреждали заранее. Но, с точки зрения потребителя, просмотр плёночного фильма и цифрового в цене не отличается, а вот, с точки зрения обслуживания, цифра, конечно, выше. Другой интересный момент: плёночные проекторы теперь просто стоят, потому что под них не производят фильмов. А продать их некому, – отметил в разговоре с E1.RU директор кинотеатра "Роликс" в Екатеринбурге Виталий Диденко.
Ещё одно из следствий отказа от киноплёнки – смерть профессии киномеханика. Сегодня работа в залах – весьма не сложный процесс, сравнимый с работой на персональном компьютере, – называется "кинодемонстратор" или просто "системный администратор". Во многих кинотеатрах и таких специалистов уже нет, так как фильмы запускаются удалённо или автоматически. Тенденции рынка говорят о том, что в ближайшее время из кинотеатров пропадут также кассиры и контролёры. Во многих российских кинотеатрах уже начали использовать автоматизированные системы продажи билетов и контроля посещений.
Понравится ли вам полная автоматизация кинотеатров с электронными билетами и турникетами вместо контролёров?