В то время как рекламный рынок Екатеринбурга переживает весьма затруднительные времена, с городских улиц и проспектов окончательно и бесповоротно исчез один из носителей коммерческой информации – урны для мусора с рекламой на бортах. Наиболее позитивные оценки сводятся к тому, что количество этих конструкций в годы расцвета достигало 200-300 в центре и ещё нескольких сотен в остальных районах, а объём рынка "мусорной" рекламы в пиковые моменты – 20 миллионов рублей в год.
При всей незначительности этого вида рекламы, о мусорных ящиках знает большинство чиновников администрации Екатеринбурга – все конструкции стояли незаконно, а обещанный вывоз мусора почти не осуществлялся на постоянной основе. В том, что внешний вид этих объектов оставляет желать лучшего, сходятся и чиновники, и урбанисты, и производители, и представители рекламных агентств.
– Урны, стороны которых оборудованы носителями для размещения рекламной информации, являются рекламными конструкциями. Поскольку рекламные урны были самовольно установлены на земельных участках, являющихся муниципальной собственностью, администрация города как собственник имущества приняла меры по демонтажу рекламных конструкций в соответствии с законодательством, – пояснил E1.RU главный специалист отдела рекламы Департамента управления муниципальным имуществом администрации Екатеринбурга Владислав Кухмаков.
Стоит добавить, что на месте исчезнувших рекламных конструкций уже появились привычные горожанам урны. В прайсах рекламных агентств эти ящики для мусора обычно называют "бин-боксы" и относят к так называемой уличной мебели. В этом списке также скамейки, велопарковки и ограждения для остановок транспорта. Все эти разновидности рекламных носителей более дешевые, но не менее эффективные, считают специалисты на рынке.
– Компаний-владельцев таких конструкций буквально две-три. В Екатеринбурге это очень небольшой рынок: мало предложения и мало спроса. Нужно сказать, что у наших рекламодателей считается непрестижным размещаться на этих конструкциях. Вообще, сейчас можно активно обсуждать развитие рекламы в форматах так называемой уличной мебели: это скамейки, ограждения остановок, велопарковки и бин-боксы тоже. У этих носителей высокая эффективность и низкая стоимость размещения по сравнению с другими форматами. Если говорить о стоимости размещения, то это примерно от трёх до шести тысяч за единицу рекламы в месяц, – пояснил E1.RU исполнительный директор рекламного агентства Smart Media Илья Васильев.
Илья Васильев также отметил, что Екатеринбург постепенно отказывается от крупной наружной рекламы на фасадах и щитах, а сама рекламная информация приближается к пешеходу и опускается на уровень глаз.
– В Екатеринбурге и Свердловской области этого рынка сейчас нет вообще. За последние полтора года мы не сделали ни одного бин-бокса. Мы начали заниматься этим производством 7-8 лет назад, и тогда был большой интерес к этой теме. Но после того как в большинстве городов с ними начали активно бороться, спрос упал до нуля. К тому же эти конструкции довольно дорого обходятся владельцам. Стандартная комплектация обходится примерно в 8 тысяч, а если там какие-то опции добавлять в виде подсветки или особой покраски, она будет стоить под 12 тысяч. Многие бин-боксы в Екатеринбурге закупались в Китае, – пояснил E1.RU директор компании Generation P Сергей Паршин.
Главный художник Екатеринбурга Дмитрий Фогель рассказал E1.RU, что в администрации сейчас активно занимаются выработкой системы унификации рекламных конструкций. По словам Фогеля, в городе должно остаться 5-10 видов рекламных конструкций в одинаковых формах и цветовой гамме, чтобы они могли создавать определённый ансамбль.
– Это рассматривается, как рекламный носитель в виде мусорницы. У нас очень часто такая реклама принимает гипертрофированные формы. Если делают лавку, то получается огромный щит и очень маленькая лавочка. Большое количество таких мусорных контейнеров ни с кем не согласованы, а их установка – это пиратская акция. У нас есть положение по рекламным конструкциям, где всё регламентировано. В этом случае есть важная процедура – заключение договора на обслуживание с отделом благоустройства. Уборка контейнеров должна производиться два раза в день. Владельцы этих объектов практически не занимаются этим, и контейнеры всегда полные. Ну и вообще, вы как рекламодатель хотели бы размещаться на мусорке? – рассказал E1.RU главный художник Екатеринбурга Дмитрий Фогель.
Говорить, что у какого-то вида уличной мебели нет перспектив, не совсем правильно, считает директор компании "Пик Медиа" Елена Кирилюк. Во многих странах Европы в общественных пространствах установлены бин-боксы, которые нисколько не портят облик города и удачно вписываются туда. Вопрос в подходах и реализации: урна должна оставаться урной, а у рекламной конструкции совсем другие задачи, и это уже совсем другой объект и другие решения.
– Скамейки и урны с рекламой в том виде, в котором они есть в Екатеринбурге – это очень жалкое зрелище, и, конечно, от них нужно отказываться и демонтировать. Это просто мусорки с рекламными плакатами. Без всякой мысли и идеи. Это самые дешёвые вариации уличных конструкций, и появляются они в связи с тем, что будущие собственники конструкций не готовы платить большие деньги за действительно качественные объекты. А это, в свою очередь, происходит потому, что у них всегда остаётся опасение, что завтра кто-то придёт и их демонтирует. Для того чтобы они были готовы инвестировать в техническое переоснащение своей материальной базы, им нужны понятные долгосрочные отношения с согласующими органами, – рассказала E1.RU директор производственной компании "Пик Медиа" Елена Кирилюк.