Китайскую Народную Республику – официального партнёра выставки Иннопром-2015 – в павильонах на Экспо-бульваре, по последним официальным данным, представили чуть больше 130 компаний. В первом павильоне можно найти как государственных гигантов, например Китайскую корпорацию аэрокосмической науки и техники, так и маленькие компании, которые производят чайники и термосы.
Представители бизнеса из КНР, которые приехали со своими проектами и продукцией, в массе своей по-русски не разговаривают, знают лишь: "здравствуйте", "спасибо" и "пожалуйста", а многие оказались в России впервые.
Внутри павильона небольшие фирмы разбиты секторами по региональному признаку, крупные компании и корпорации разместились в центральной части. На небольших отдельных стендах представлен электромобиль Lifan, китайские лекарства и мази, беспилотные вертолёты для сельского хозяйства и низкоорбитальные спутники связи.
Наиболее притягательными для посетителей стали стенды Китайской железной дороги. Железнодорожная отрасль КНР развивается семимильными шагами, о чём вчера на торжественном открытии упомянул вице-премьер Дмитрий Рогозин, который сказал, что "они первые, и они молодцы". Авторы выставочных экземпляров привезли на Иннопром модели своих самых современных скоростных поездов и не поленились собрать в павильоне несколько целых составов длиной до десяти метров. Здесь же выставлена начинка кабины машиниста в полном размере, где можно порулить китайским поездом. Дмитрий Рогозин, кстати, вчера в кресло машиниста сесть отказался.
На одном из стендов мы познакомились с представителями Харбинской машиностроительной компании "Дун Цзянь". Директор отдела международного маркетинга Ван Япэн отлично знает русский язык и граждан России просит называть себя Коля. Так написано прямо на его визитке. Их компания занимается производством строительных кранов и имеет дилеров в девяти субъектах РФ. Как говорит директор Коля, их продукция очень конкурентная по цене и поэтому востребована у строителей.
Китайские стенды и рекламные листовки очень напоминают кадры из многочисленных юмористических фоторепортажей и скриншоты онлайновых переводчиков: непривычный для русского алфавита шрифт, спутанный порядок слов, окончания, роды и склонения. Вот, например, цитата из рекламного проспекта "Ланьчжоуской научно-технической компании "Хай Мо": "Компания была основана в 1994 году, в мае 2010 года успешно котировалась на доске создания дела Шэнь-чжэнской фондовой биржи <...> компания формирует три больших делового куска в отношении оптимизации производства".
Среди спутников, скоростных поездов и самолётов в первом павильоне скромно затесались витрины с более земными вещами: чайниками, термосами, пароварками и китайскими лекарствами.
Все делегаты из КНР на стендах обедают только национальными блюдами в контейнерах, которые, как они сами рассказывают, заказывают в одном из китайских ресторанов Екатеринбурга. "Киоски с лапшой и чаем в обеденной зоне – это для русских. Мы такое не едим. Это искажённая картинка о китайской кухне", – отмечает один из бизнесменов на стенде машиностроительной корпорации.
Многих екатеринбуржцев привлекают стенды, на которых выставлены китайские квадроциклы, мотоциклы и литые диски для автомобильных колёс. На улице перед входом на выставку стоит экспозиция АвтоВАЗа, однако, как говорят посетители, побывавшие там, китайский автопром – это убийца отечественного. Впрочем, чем бы ни занялись китайцы, они делают это быстро и дёшево.
Здесь на выставке вопрос о дешевизне, сроках и условиях поставки задают всем: производителям спутников, поездов, кораблей и даже атомных электростанций. Те, кто приехал на выставку впервые, говорят, что сильно не надеются на новые контракты по результатам Иннопрома, но будут очень рады, если уедут хотя бы с номерами телефонов. Как ни странно, на площадке выставки очень мало переводчиков китайского, и потому многим делегатам приходится справляться самим и выдавать гостям стендов эпичный "Ты, телефон, она, звони, потом бизнес".