В Екатеринбурге активизировались финансовые мошенники, которые называют себя представителями Центрального банка.
– Основной целевой аудиторией для мошенников является социально незащищённый слой населения – пенсионеры, однако и другие могут стать потенциальными жертвами мошеннических схем, основанных на использовании доверчивости граждан, – рассказали E1.RU в Уральском управлении Банка России.
По данным регулятора, используются пять основных схем.
Первая, когда мошенники по телефону или через SMS-сообщения представляются сотрудниками ЦБ и предлагают получить денежную компенсацию за ранее приобретённые товары или оказанные услуги. Единственное условие – необходимо предварительно оплатить налог или госпошлину. Деньги, как правило, просят перевести на счёт некоего физического лица. Для убедительности мошенники упоминают в разговоре адрес Банка России (Москва, ул. Неглинная, 12), указанный на официальном сайте.
При второй схеме позвонивший по телефону мошенник может представиться адвокатом и даже назвать фамилию из официального списка коллегии адвокатов города или области, и он тоже предлагает получить компенсацию за что-нибудь. Потенциальным жертвам для убедительности направляют якобы копии паспорта, служебного удостоверения, судебного решения, исполнительного листа и других документов.
В подобных случаях мошенники, прежде всего, пытаются добиться перечисления им денежных средств по различным основаниям, чтобы потом можно было бы получить обещанную компенсацию.
Третья схема связана с предложением вложить деньги в высокодоходный накопительный сертификат в Центральном банке России. При этом их необходимо перевести на счёт некоего вымышленного финансового представителя Банка России. Но связаться с этим "представителем" после перевода, естественно, уже не удаётся.
Четвёртый из самых популярных способов обмана – рассылка SMS-сообщений или звонки гражданам с информацией о том, что их банковские карты якобы заблокированы. При этом в SMS в строке "Отправитель" отражается номер телефона или текст, который должен указывать на принадлежность к Банку России. Например, может использоваться слово "Сentrobank".
Если получатель сообщения перезванивает по указанному номеру, мошенники, представляясь работниками Банка России, пытаются выяснить у него данные карты, включая PIN-код.
Пятая схема: гражданам обещают выплаты денежных выигрышей, якобы начисленных организациями и фирмами, которые торгуют товарами по каталогам. В рекламных буклетах и каталогах подобных фирм указаны названия несуществующих кредитных организаций-партнёров, созвучные с наименованием Банка России (ОАО "ЦБ", ОАО "БР", "Банк Российский").
В Центральном банке отмечают, что все виды социального мошенничества связаны с невнимательностью, доверчивостью или неосведомлённостью потерпевших.
Напомним, что накануне в Екатеринбурге задержали руководителей банды хакеров. Всего они сумели украсть с банковских счетов порядка 1,7 миллиарда рублей. В апреле же прошлого года свердловская полиция задержала мошенников, которые снимали деньги с карт Сбербанка.
Инфографика: Илья ДАВЫДОВ / E1.RU