Пока вся страна следит, как Роскомнадзор вторую неделю пытается заблокировать Telegram, страдают другие компании, в том числе и екатеринбургский IT-бизнес. Блокировка сервисов ударила по некоторым компаниям так, что владельцы готовы обращаться к блокировщикам с претензией.
Руководитель управления клиентского сервиса компании «СКБ Контур» Ксения Скачкова
— Мы продолжаем поддерживать в Telegram клиентов, которые до этого туда обращались. Убрали ссылки на Telegram из продуктов, чтобы не «заводить» туда новых клиентов. Мы не можем оказывать поддержку в канале, где нет гарантии 100%-й работы. Просто потому, что нам важно помочь всем клиентам. Наши ответы напрямую влияют на бизнес пользователей, и мы не хотим, чтобы не получилось решить вопрос быстро только потому, что сообщение не было доставлено вовремя. Мы предлагаем клиентам пользоваться онлайн-чатом, который является нашей разработкой. И мы гарантируем его работу в режиме 24/7.
Управляющий партнёр email-агентства inbox Marketing Даниил Силантьев
— Мы агентство email маркетинга, то есть мы делаем рассылки по заказам наших клиентов — это промышленные предприятия, интернет-магазины, банки, детские центры — как в Екатеринбурге, так и в Москве, и в Питере.
Два сервиса email-маркетинга из тех, что мы используем, оказались случайно заблокированы. Пока мы несколько часов соображали, что делать и куда деваться, пока пробовали тот или иной прокси, у нас фактически вся работа стояла, потому что те сервисы, которые у нас попали под блокировку (сейчас они уже доступны), — это для нас десятки процентов бизнеса. Мы, конечно, у себя подняли VPN и блокировку обошли, всё тормозило, но работало.
Кроме того, у нас в бизнесе используется система invisionapp, это американский сервис, который используют многие компании, работающие в отрасли дизайна и маркетинга. У нас там есть оплаченный аккаунт, мы загружаем туда макеты рассылок, чтобы согласовать с заказчиком, и он в режиме онлайн может оставить комментарии, что ему нравится, а что нет. С помощью этого инструмента согласование дизайна проходит быстрее в разы.
Invisionapp под влиянием Роскомнадзора был недоступен. И если для первых сервисов мы могли у себя настроить обход блокировок, то здесь важен доступ клиентов, а настраивать что-то у них в офисе мы не можем. То есть мы лишились инструмента работы, за который мы заплатили (у нас оплачен на год). Со вторника он работает, конечно, тормозит, но пользоваться им можно. У нас есть прямые финансовые потери из-за того, что сервис, за который мы заплатили, почти неделю не работал. Мои сотрудники не могли работать, потому что сервисы были отключены.
Сейчас не знаешь, откуда прилетит, а готовиться к всеобщему апокалипсису — слишком накладное занятие. Мы не можем резервировать всё и содержать двойную инфраструктуру. Как раз тот случай, когда проблемы придётся решать по мере их поступления. Вполне может оказаться, что в той email-рассылке, которую мы для клиентов делаем, завтра перестанут открываться картинки вообще, и для интернет-торговли это будет очень серьёзный удар. Нет уверенности, что будет завтра. Мы используем полтора десятка онлайновых сервисов, и некоторым мы платим сотни тысяч рублей в месяц — бешеный РКН одним движением может нанести нам и нашим клиентам серьёзный ущерб.
Директор по маркетингу банка «Точка» Яна Ганник
«"Точка" тоже пострадала. У меня лично пока фаза отрицания происходящего и надежда на то, что одумаются», — написала в Facebook Яна Ганник, отказавшись уточнять, что именно произошло.
Основатель Callibri Иван Шкиря
— Есть стандартные проблемы: коммуникации внутри компании были построены на Telegram. После решения суда мы спешно переехали на Slack (давно планировали), но это не спасло — куча сервисов Slack также оказалась под блокировкой.
Есть уникальные продуктовые проблемы: для клиентов, заинтересованных в работе с нашим онлайн-консультантом с мобильных устройств, мы разработали специального Telegram-бота. Это была часть нашего продукта, за который мы берём деньги и который просто перестал работать. В итоге мы и в моменте клиентов подвели, и в перспективе вынуждены искать новое решение и инвестировать в него средства.
А есть интересный опыт проверки нравственности: в прошлую среду у части наших клиентов была остановка обслуживания на 20 минут. Клиентам мы объяснили, что проблема в блокировках Роскомнадзора. Клиенты это перенесли стоически, ведь какого черта — пол-интернета не работает. Но позже, разобравшись, мы обнаружили, что причина сбоя в человеческом факторе, и блокировки вообще ни при чём. Я рад, что нам хватило смелости и честности извиниться и признать свою ошибку. Хотя, признаюсь, соблазн оставить как есть и кивать в сторону форс-мажора был очень силен.
PR-менеджер рекламной группы Deltaplan Ксения Белоусова
— Специалисты нашего агентства интернет-маркетинга DeltaClick заметили перебои. Были проблемы с доступом в кабинеты AdWords и Analytics с длительностью не более 15–20 минут, которые в целом никак не повлияли на рабочий процесс, и, соответственно, в работе с клиентами тоже не создалось каких-либо дискомфортов. На показателях рекламных кампаний в сети Google это тоже никак не сказалось.
Решение о том, что Telegram опасен для России, принял Таганский суд Москвы 13 апреля. Поводом для разбирательства стал отказ руководства мессенджера предоставить ФСБ ключи шифрования. Компания пыталась оспорить это требование в суде, но безуспешно.
Пока Telegram ещё работает, подписывайтесь на канал E1.RU — там мы публикуем самые свежие новости, тексты и мнения. Впрочем, и после блокировки можно будет продолжить пользоваться Telegram, поскольку есть довольно простые способы обхода блокировки.