E1
Погода

Сейчас-5°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода-5°

пасмурно, небольшой снег

ощущается как -9

3 м/c,

сев.

727мм 91%
Подробнее
1 Пробки
USD 92,26
EUR 99,71
Реклама
Бизнес Народная премия E1.RU обзор Роботы против продавцов: каким видят будущее продуктовых сетей екатеринбургские бизнесмены

Роботы против продавцов: каким видят будущее продуктовых сетей екатеринбургские бизнесмены

Зачем магазины приучают покупателей к самостоятельности

Представители сетей отмечают, что покупатели всё чаще делают ставку на полезные продукты

Сегодня мы публикуем последний, десятый, обзор финалистов Народной премии E1.RU в номинации «Супермаркет года». Пожалуй, это самая народная категория, поскольку все мы периодически ходим в магазины. Одни любят местные сети, другие отдают предпочтение федеральным.

Конкуренция на этом рынке реально очень жёсткая. Тем интереснее, кто победит. В ближайший четверг мы закроем голосование и узнаем, кто стал победителем Народной премии E1.RU. Награждение состоится 19 октября на церемонии, которую проведёт Иван Ургант.

Всех финалистов мы попросили рассказать о том, как изменились предпочтения покупателей за последние год-два, а также предложили предсказать, какими будут супермаркеты через пять-семь лет.

«О`КЕЙ»

— Сегодня потребители делают ставку на здоровое питание, отдавая предпочтение свежим продуктам, — рассказала региональный директор компании «О`КЕЙ» Елена Фадеева. — Заметно вырос спрос на овощи, фрукты, фермерскую молочную продукцию и свежее мясо.

Пять-семь лет не такой уж большой срок, тем не менее можно смело предположить, что технологии будут двигаться к e-commerce и персонифицированным предложениям. В части развития форматов мы следуем тренду европейских ретейлеров, которые стремятся к оптимизации площадей и использованию всего полезного пространства гипермаркетов. Кстати, именно Екатеринбург стал первым городом, где мы открыли наш первый магазин в новом формате «компактного городского гипермаркета».

Еще одна особенность развития современных магазинов — предоставление покупателям возможности делать покупки самостоятельно. В некоторых гипермаркетах сети «О’КЕЙ» в Москве и Санкт-Петербурге уже введены электронные ценники и действует система Self-Scanning. Она позволяет сканировать выбранные продукты специальным считывающим устройством, после чего сканер легко присоединяется к кассе самообслуживания и дает возможность моментально оплатить покупки без кассира.

«Елисей»

— С кризиса 2014 года мы живём в новой реальности, — считает собственник сети супермаркетов «Елисей» Александр Оглоблин. — Нет пока признаков, что станет лучше. Именно поэтому потребители экономят. При этом покупатели всё меньше хотят готовить дома, а потому растёт собственное производство в магазинах. Плюс к тому есть тенденция к увеличению спроса на продукты здорового питания.

Помимо того, что лавинообразно увеличивается число точек федеральных сетей, также становится больше и специализированных магазинов — алкомаркетов, пекарен, мясных. Мы возвращаемся к тому, что было в Советском Союзе.

«Яблоко»

— Покупатель стал более требовательным к сервису и качеству обслуживания, а также к свежести и ассортиментному ряду продукции, — отмечает представитель торговой сети «Яблоко» Елена Сенченко. — Покупатель стал выбирать товар высокого качества, но ориентироваться на более низкую цену. Также он стал интересоваться новыми продуктовыми направлениями, такими как вегетарианство, веганство, в продаже появилась безлактозная продукция, продукция без глютена, его постоянно нужно чем-то удивлять.

Думаю, что через пять-семь лет магазины кардинально не изменятся, но появятся новые способы привлечения покупателей к продукции. Продавцы останутся, но их станет меньше, появятся новые технологии обслуживания. Главное — сохранить конкуренцию, чтобы магазины боролись за своего покупателя и совершенствовались.

«Пятёрочка»


— Екатеринбуржцы стали более избирательны и, осуществляя свой выбор, делают акцент на натуральности и пользе продуктов, — отметил начальник управления по работе с госорганами уральского дивизиона ТС «Пятерочка» Денис Сухоруков. — Например, доля продаж индейки выросла с 0,8 кг в 2014 году до 1,7 кг в 2017 году на человека в год и продолжает завоевывать популярность у покупателя. Доля продаж фруктов и овощей также имеет хорошие показатели.


Снижается потребление сахаросодержащих продуктов, больше покупают цельнозерновые хлопья, макароны твердых сортов. В кофе растет сегмент зернового и молотого кофе. Молодое поколение все чаще отказывается от употребления табака, алкоголя (растет безалкогольное пиво).

Сегодня наша компания пробует разные форматы работы, в том числе реализацию проектов «Shop in Shop», когда прорабатываются возможности создания фермерских уголков в магазинах, внедряются электронные ценники и другое. Считаю, что магазины станут более «фрешовыми» и глубоко ориентированными на потребности покупателя.

«Лента»

— Последние несколько лет доходы покупателей испытывают определенное давление, обусловленное макроэкономической ситуацией, — отметила Мария Филиппова, менеджер по связям с общественностью «Ленты». — Потребитель придерживается в большей степени сберегательной модели поведения, большое внимание уделяя стоимости покупок. На этом фоне покупатель стал очень чувствителен к промоакциям, чья популярность за последние два-три года выросла многократно. Появились в буквальном смысле охотники за акциями, которые мигрируют из одного магазина в другой в поисках наиболее интересных предложений от ретейлеров.

«Перекрёсток»


— Главный тренд последних лет — покупатель становится все более и более рациональным, — рассказал директор дивизиона «Урал» компании «Перекресток» Николай Разумовский. — Цена остается определяющим фактором при совершении покупки — около половины покупателей экономят на продуктах питания, переключаясь на более дешевые товары и бренды. По-прежнему высока важность промо.

Что касается изменения потребления по категориям, то можно отметить две тенденции. С одной стороны, все больше людей стремятся к здоровому питанию, поэтому падает потребление сахаросодержащих продуктов. С другой, покупатель хочет получать удовольствие от еды, поэтому растут такие категории, как, например, шоколад, игристые и тихие вина.

Если говорить о будущем, то мы видим широкое распространение касс самообслуживания, электронных ценников, мобильных приложений для самостоятельного сканирования товаров. Однако превращения супермаркета в огромный вендинговый автомат в горизонте 5 лет не случится.

«Ашан»

— Потребители в целом стали отказываться от импульсивных покупок и относятся более рационально к тратам денег и своего времени, и мы оперативно реагируем на изменение потребительского поведения, развивая концепцию мультиформатности, — рассказала директор по корпоративным коммуникациям «Ашана» Мария Курносова. — Наш парк магазинов включает в себя такие форматы, как гипермаркет, суперстор, супермаркет, а также магазин «у дома», что обеспечивает максимальную доступность для клиента. Более того, клиент всегда имеет возможность совершить покупку в интернет-магазине.

В связи с быстрым развитием технологий, совершая покупки, клиенты всё больше предпочитают решения, обеспечивающие скорость, мгновенность и индивидуальный подход. На каждом этапе процесса потребители совмещают онлайн и офлайн, нередко находясь в этих двух пространствах одновременно. Мы предлагаем своим клиентам фиджитал — опыт совершения покупок, гармонично совмещающий физическую и цифровую реальности (phygital, от сочетания слов «physics» и «digital»). В будущем мы делаем ставку на это направление и активно развиваем его.

«Райт»

— Покупатели уходят в более низкий ценовой сегмент, сокращается количество импульсных покупок и покупок для удовольствия, — отметил коммерческий директор ТС «Райт» Дмитрий Пачин. — Люди больше стали экономить. Ещё одна явная тенденция — здоровое питание.

Мы учитываем все изменения и тренды и стараемся быть лучшими из лучших для наших покупателей. Конечно, в будущем магазины будут ещё более технологичными, но продавцы в любом случае останутся.

«Гипербола»

— За последние пару лет покупатели поменяли тактику покупок, — считает генеральный директор «Гиперболы» Елена Сурина. — Если раньше приходили реже и брали больше, то сейчас им проще вернуться, но не тратить много за один визит в магазин. Потребители стали более вдумчиво подходить к покупкам: если раньше могли позволить себе купить одновременно и конфеты, и печенье, и вафли, как пример, то теперь, вероятнее всего, остановятся только на двух позициях из этого набора.

Очевидна тенденция перехода населения на здоровое питание. Овощи, фрукты неизменно популярны, а вот от круп, макарон и кондитерских изделий готовы отказаться. Продукция нашего собственного производства востребована на прежнем уровне — для нас это очень хороший показатель, это в первую очередь показатель доверия к нам, а также это показатель того, что люди берегут сегодня не только деньги, но и время.

Сейчас есть явная тенденция — внедрение в торговый процесс касс без кассира. Как-то даже посещала супермаркет вообще без персонала, эдакий «магазин-музей». Считаю, что в России эта «мода» еще не скоро приживется. У нас особый менталитет, нашему покупателю важно поговорить, проконсультироваться, задать вопросы. Мы даже специально нанимаем «тайного покупателя», чтобы постоянно совершенствовать уровень обслуживания клиентов. В «Гиперболе» продавцы точно останутся.

Фото: Сергей БОБЫЛЕВ / ТАСС, номинанты Народной премии E1.RU
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления