Кризис — время смелых. Те, кто рискует открыть свое дело в непростой для экономики период, нередко взлетают, пользуясь падением рынка аренды и рекламы. Если вы в числе таких авантюристов, ловите советы от тех, кто прошел уже не один кризис. Уральские предприниматели поделились с E1.RU факапами, чтобы вы не наступали на чужие грабли, и удачными кейсами.
Совет № 1: не хватайтесь за все подряд
В кузнице «Аника» уже семь лет куют топоры и миллионы рублей. За инструментами, сделанными в Верхней Пышме, выстраиваются очереди из покупателей по всей России. Но успех пришел не сразу — прежде предприниматели долго искали себя и свою нишу. А теперь советуют всем не распыляться. Сконцентрируйтесь на одной идее, так продукт будет качественнее, а экономика понятнее.
— Одна из наших самых больших ошибок — мы постоянно пытались что-то новое пробовать. Мы начали все подряд производить: и столярку, и кожу. Это было ошибкой, мы и сейчас себя все время одергиваем, — говорит сооснователь кузницы Ильдар Аблиев. — На всех курсах по бизнесу говорят, что нужно развиваться, масштабироваться. Нет, не надо масштабироваться.
Свое дело бизнесмены начинали с производства сундуков для клуба реконструкторов. Их заказывали в основном друзья. Три года бизнес практически не приносил дохода. Сейчас же основная продукция «Аники» — топоры. Спрос на них оказался куда выше. Мастера выпускают самые разные модели: для рубки дерева, мяса, спортивные и декоративные. Есть в арсенале также охотничьи ножи, наборы столовых приборов и мечи.
В начале работы мастерская в месяц могла выпустить всего четыре топора, сейчас же счет идет на десятки, доходит до сотни. В деньгах это около миллиона рублей.
Совет № 2: действуйте, даже если страшно
Поверить в себя призывает владелец строительного бизнеса Павел Корба. Он открыл свое дело, когда искал строителей для дома. И понял, что все умеет сам.
— Искал людей, которые смогли бы построить дом, как нужно было мне. Строителей было много, но цена, которую они предлагали, меня не устраивала — я понимаю, сколько стоят материалы, сколько — работа. Тогда сидел с другом, пил чай. И он мне говорит: «Что тебе мешает сделать самому?» И я подумал: «А что? Руки у меня на месте», — вспоминает Павел.
Для строительства выбрал технологию Post and Beam, это когда каркас возводят из огромных бревен без единого гвоздя. Собственный дом стал лучшей рекламой: соседи спрашивали, как сделать такой же, и оставляли первые заказы на бани и беседки.
По словам Павла, свой бизнес он открыл без кредитов и инвестиций. Первые два года работал один с минимальным набором инструментов, все заработанные деньги вкладывал в новые проекты. В 2020 году делу исполнилось восемь лет. Теперь у предпринимателя своя команда — помогают друзья и младший брат. В год вместе им удается построить пять-шесть домов.
Совет № 3: рассчитывайте свои ресурсы
Амбиции подводят многих начинающих предпринимателей. С этим столкнулся и основатель бренда Urals Дмитрий Заложных, когда практически без стартового капитала пытался запустить в производство большую линейку собственной одежды.
— Хотелось шить и брюки, и рубашки и верхнюю одежду, и трикотаж. Было понимание, как все сделать, но не было ресурсов. Реализовано было моделей шесть-восемь, хотя запланировано — двадцать пять. Мы поняли, что нам просто не хватает денег и возможностей, — говорит Дмитрий. — Было очень сложно. Моих 30 тысяч рублей хватило лишь на то, чтобы купить немножко ткани и фурнитуры. Потом поняли, что нужно еще, стали занимать.
В долговой яме бизнес находился почти пять лет. Но когда предприниматель сконцентрировался на выпуске трикотажа и вычислил оптимальный объем производства, работа пошла в гору. Теперь Urals шьет вещи без заемных средств. А футболки с надписью «Урал» можно встретить по всему земному шару: от Канады до Австралии.
Прочитать истории владельцев маленького, но гордого бизнеса можно в специальном разделе на E1.RU. Мы писали, как двое ученых-физиков бросили науку ради клубники, а бумажная голова оленя принесла выпускнице УралГАХА мировую известность.