E1
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+1°

пасмурно, без осадков

ощущается как -4

5 м/c,

ю-в.

742мм 78%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Реклама
Культура мнение Игорь Сахновский. «Острое чувство субботы»

Игорь Сахновский. «Острое чувство субботы»

Восемь историй от первого лица.

«Человек, который знал все», «Насущные нужды умерших», теперь вот «Суббота» — и каждый раз диву даешься, до чего музыкальна проза Сахновского: ритм, интонация, лучшие слова в лучшем порядке, легкость в мыслях необыкновенная — как это у него вытанцовываются такие складные абзацы? Иной раз на мысли себя ловишь — да нет, ну это не рассказ, это рок-концерт какой-то: писатель с гитарой на сцене прыгает, а зал беснуется от восторга. А чего ж: бог дал и слух, и воображение, и чувство меры, и талант комедиографа.

Сахновского часто сажают в клетку с надписью «писатель про любовь», как будто он какой-нибудь Олег Рой; это неточно. Сахновский — мастер улавливать в повседневной жизни зоны, где случается нечто неправдоподобное; помнится, у него был рассказ о ссорящихся любовниках: она срывает обручальное кольцо, он швыряет его в окно, кольцо рикошетит об прут решетки — и вновь возращается; занавес. Вот «сюжет Сахновского»: история про то, как воздух из прозрачного вдруг становится цветным; как подходящие друг другу люди умудряются находить друг друга в толпе «ненужных», «неправильных». Метаморфоза эта — когда большое чувство генерируется из каких-то полулюбовей, полуфлиртов — часто происходит на пустом месте, причем феномен этот повторяется, из чего ясно, что способность находить идеального партнера — обнаруживать неслучайное в море хаоса — заложено эволюционно, это особенность человека как вида.

Сначала кажется, что «Острое чувство субботы» — роман в «сахновских» рассказах. Герои разные, но все это жители одного города, и они как-то связаны друг с другом; формальный общий знаменатель — грамматика, повествование от первого лица. Вот уж это «я» так «я»: рассказчик якает не как все кто ни попадя — просто чтоб история выглядела поубедительнее да поестественнее, а моделирует для каждого «я» целый мир, в ручном режиме; это полноценные, яркие, «цветные» «я» — у каждого своя речевая манера, не спутаешь с другой. Виртуоз, что тут скажешь; так-то оно так, однако ж в третьей трети книги выясняется, что автор не планировал делать из этих своих «я» никакого «они». Сахновский-комедиограф и Сахновский-лирик пропускают на авансцену Сахновского-экспериментатора. Ни с того ни с сего — после того как повествование набирает здоровую инерционность, принцип появления и взаимодействия друг с другом персонажей ясен и ждешь того, что цепь замкнется, — композиция рушится, и роман отменяется. Сначала воспроизводится монолог — похоже, невыдуманный — жены аукциониста, «который продал ЮКОС». Затем — история про шведскую лесбиянку, вторгающуюся в семью Набоковых. Потом выполненная в сказовой манере история про Венецию XVI века. Потом — некое упражнение в искусстве магического реализма, про 1982, что ли, год. Сугубо частные истории — и при чем тут ЮКОС, спрашивается? Что означает это амальгамирование фикшна и нон-фикшна? Это исследование, что ли, жизни чувств в экстремальных социальных обстоятельствах? Демонстрация пошлости окружающего мира, особенно неприглядной, когда рядом — настоящая большая любовь? Может, и так; в роман, однако, истории не интегрируются; цветной воздух уносится в вентиляцию; Сахновский сначала выстроил удивительный дом с привидениями — а затем сам выпер их всех к чертовой матери. Странный случай, когда представление автора о вседозволенности, которую дает талант, сыграло с ним дурную шутку.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления