В истории советского кино есть фильм, который поднял для меня профессию учителя на недостижимую высоту. Это картина «Доживем до понедельника» с Вячеславом Тихоновым в роли учителя Мельникова. Многие диалоги оттуда я знаю наизусть, и не было ни одного случая просмотра этой картины (могу насчитать их более десятка), чтобы я не заплакал.
Фильм «Географ глобус пропил» по мотивам романа Алексея Иванова не вызвал у меня желания заплакать ни от умиления, ни от радости, ни от грусти, однако я совершенно уверен, что этот фильм можно смело поставить в один ряд с шедевром, созданным в конце 1960-х.
Я увидел резкое, наполненное множеством бытовых деталей, но не перегруженное подробным разжевыванием сюжета кино, в пространстве которого жизненная непредсказуемость соседствует с фатальной обреченностью. Вы не можете угадать, что будет в следующей сцене, как поступит герой — биолог по образованию, окончивший Уральский госуниверситет Виктор Семенович Служкин — и как отреагирует на очередной удар судьбы, но вы точно знаете, что он обречен. Почему? Потому что замахнулся на невозможное.
Представьте себе взрослого человека, который — вот наивный чудак — до сих пор не отказался от идеи не быть причиной зла ни для кого из людей. Он погружен в быт вплоть до самых неприятных его мелочей, но блаженен. Он хочет быть святым. Вот так, по-простому. Без фанатизма и сумасшествия. Мы и узнаем-то об этой его сверхидее почти случайно — географ будто невпопад обмолвился о ней своей любовнице за пару минут до того, как та затащила его в постель. Служкин образован, опытен, готов постоять за себя, если надо. У него жена и дочь, которую герой очень любит. Любит честно, искренне, любит не на словах, а на деле: воспитывает ее, проводит с ней время, боится ее разочаровать. У него есть настоящий друг, который поначалу выглядит баламутом и бездельником, но в трудную минуту приходит на помощь.
И вот такой человек от безденежья поступает на работу в школу и оказывается в окружении молодых, злых, стремительно взрослеющих старшеклассников. Они ненавидят, влюбляются, мстят — все в первый или почти что в первый раз. А он — нет, он не пытается их учить, он стремится не сломать их жизнь своим опытом, ибо первая заповедь — «Не навреди». Создается впечатление, что и водку, которую учитель географии хлещет почти в каждой сцене, он пьет именно для того, чтобы подольше оставаться в астрале. Не сорваться, обезопасить мир от собственного эгоизма.
У жизни географа нет никакого плана. Герой просто хочет быть счастлив, «из последних сил», как говорит сам Виктор Семенович Служкин, но счастлив так, как ему самому видится счастье. А пока он это счастье обретает, вокруг, в его семье и на работе творится такое…
Сложно сказать, какую роль в создании представленного зрителям образа стоит отнести на счет исполнителя главное роли Константина Хабенского, а какую определить в заслуги сценариста. Но образ получился. Очень живой и очень естественный. Посмотрите это кино, я не знаю, понравится ли вам, но увидеть его точно стоит.