Сегодня ночью в московском Манеже прошла церемония награждения IV Ежегодной премии The Art Newspaper Russia (премия одноимённой газеты, которая отмечает самые яркие события в разных областях художественной жизни). Музеем года был признан музей Даши Жуковой и Романа Абрамовича "Гараж". Лучшей выставкой стала нашумевшая выставка Валентина Серова в Третьяковской галерее. В номинации "Книга года" победили "Очерки визуальности" – серии книг издательства "Новое литературное обозрение".
Напомним, в списке претендентов на престижную премию изначально было сразу три екатеринбургских проекта, которым предстояло побороться со столичными соперниками.
В номинации "Музей года" был представлен Ельцин-центр, открывшийся в уральской столице в конце прошлого года. Организаторы отметили, что это первый в постсоветское время опыт создания музейной экспозиции, посвящённой исключительно новейшей российской истории, и даже больше – политической истории.
"Серия эмоциональных картин-инсталляций дополнена массой документов и аттракционов (например, процесс приватизации можно изучить с помощью игры вроде "Монополии"). Такой тип музея рассчитан на самого разного зрителя – от школьников до политологов. Это первый за пределами Москвы и Петербурга музей столь высокого уровня современных технологий", – звучало в представлении номинанта.
Однако в шорт-лист, объявленный накануне церемонии вручения премии, екатеринбургский музей так и не попал. В него вошли одни москвичи: Музей современного искусства "Гараж", Музей АЗ (Музей Анатолия Зверева) и Московский музей современного искусства. В итоге премию забрал "Гараж".
III Уральская индустриальная биеннале современного искусства тоже вошла в число лучших арт-проектов.
"По международному резонансу, привлечению ярких зарубежных кураторов и масштабу Уральская биеннале в этот раз превзошла даже Московскую биеннале, проходившую в то же время. Один из главных секретов успеха Екатеринбурга – в том, что удачно найденный бренд "индустриальной" не остался лишь манифестом", – отметили организаторы.
В шорт-листе её обошла тройка: "Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения", швейцарская выставка "По следам "0,10 – последней футуристической выставки картин" и "Александр Колдер. Ретроспектива. Из собрания Фонда Колдера и других частных коллекций". Премию получила выставка Серова, которая была засвечена в песне про лабутены группы "Ленинград".
Ближе всех к победе была книга "Б. У. Кашкин (1938–2005): Жизнь и творчество уральского панк-скомороха". Она вошла в шорт-лист тройки претендентов на награду.
Соперниками биографии Букашкина были серия книг "Очерки визуальности" и "Искусство с 1900 года: Модернизм, антимодернизм, постмодернизм". Премия вновь прошла мимо Екатеринбурга, статуэтку получила серия "Очерки визуальности", которая была выпущена 13 лет назад.