Театр оперы и балета открывает сезон с непростой премьеры. Непростой в плане восприятия: женщины в полосатых одеждах, дымящие трубы крематория… Мурашки бегут даже у самых стойких зрителей.
Екатеринбургский театр первым в России поставил "Пассажирку". Сегодня, за день до премьеры, состоялся генеральный прогон нашумевшего спектакля прославленного польского композитора Моисея Вайнберга. В основу постановки легла одноимённая повесть 93-летней Зофьи Посмыш, основанная на реальных событиях. На сцене сюжет разворачивается в послевоенные годы на двух площадках: на трансатлантическом лайнере и в воспоминаниях главной героини – в самом лагере смерти.
Прежде чем приступить к работе над постановкой, режиссёр Тадеуш Штрассбергер посетил Аушвиц (место действия повести и оперы) и встретился в Варшаве с Зофьей Посмыш. Там же записали видеоинтервью и её обращение, с которого и начинается "Пассажирка".
Бывшая надзирательница Освенцима Лиза на корабле случайно встречает женщину, внешне похожую на убитую заключённую польку Марту, которая поразила её своим твёрдым характером и силой воли. Лиза вспоминает лагерь с его ужасами и признаётся мужу-дипломату, что она "эсэсовка". Теперь вся её жизнь может разрушиться, карьера мужа под угрозой. И героиня пытается оправдаться за своё прошлое, списывая всё на систему, в которой она пыталась остаться человеком.
Исполнитель роли Вальтера (мужа Лизы) Дмитрий Розвизев рассказал, что самое сложное для него в "Пассажирке" – это исполнение партии. Его герой кричит, возмущается, и всё это нужно было пропеть с эмоциями, с надрывом.
– В роль вжиться было достаточно сложно. Он представитель посольства, нужно было ходить, покачиваться... Ещё трудности были выучить партитуру. Композитор современный и оркестр большой, спасибо тут главному дирижёру. Все репетиции начались с 26 июля, хотя партии были розданы актёрам раньше. Есть конечно недочёты, волнение. Тема очень непростая. Сложности были со вступлением, с показом – то это Освенцим, то современный мир. Мне говорят, что я в этой роли похож на Дмитрия Шостаковича, но это всё очки образ создают, – поделился впечатлениями после первого действия Дмитрий Розвизев.
Непросто в эмоциональном плане далась роль Лизы Надежде Рыженковой. Тема оказалась ей близка не только по книгам. Среди узников лагерей были её бабушка с дедушкой.
– Сложно было проработать образ и вжиться в него, – призналась артистка. – Разное восприятие надзирателя – как она видела себя тогда и какова оценка этой ситуации сейчас. У меня сложное отношение к этой героине, как понять её как женщину, как личность... Знакомство с материалом заняло много времени, много читали, смотрели фильмы... Каждый спектакль всегда разный, меняется отношение и к героине, и к музыке. Сейчас отношение к роли обросло впечатлениями, деталями, происходит трансформация. На корабле каждый плывёт со своим багажом, и она воспринимает сама себя иначе, чем зритель её со стороны. Мои дедушка и бабушка тоже прошли лагеря, меня всегда интересовала эта тема, что это за люди, которые идут в надзиратели.
Как рассказывают в Оперном, впервые театр объявил о намерении поставить неизвестную для России оперу Вайнберга в апреле 2015 года. А потом шла долгая работа: отбор артистов на партии, сдачи макета спектакля, пошив костюмов и, конечно, репетиции.
Премьера постановки в Екатеринбурге состоится 15 сентября. В феврале 2017 года оперу "Пассажирка" Екатеринбургского театра оперы и балета покажут на сцене Большого театра.
Видео: Руслан ШАРАФУТДИНОВ / Е1.RU