Александре Николаевне Дьячук 78 лет, и раньше она работала преподавателем электротехники. Несколько лет назад она случайно оказалась на мастер-классе по японскому искусству тэмари — национальной технике вышивания на шарах, и теперь это её любимое рукоделие.
Вместе с тремя коллегами-тэмаристками Александра Николаевна подготовила коллекцию из 250 новогодних шаров.
На первый взгляд, это обычные ёлочные украшения, но если приглядеться к разноцветным шарам, то видишь, что это ручная работа, причём очень тонкая. Узоры будто вышиты гладью.
— Нитки наматываются хаотическим образом, чем хаотичнее, тем лучше, — рассказала нам Александра Николаевна. — Потом делается разметка как на глобусе: Северный полюс, Южный полюс, экватор, затем делится на части. И уже потом наносятся узоры. Укладываются в узор нити. Двух одинаковых шаров тэмари не бывает.
Александра Николаевна Дьячук никогда не была в Японии, но так прониклась этим искусством, что, кажется, постигла суть. Главное — это творчество, сам процесс, научиться может каждый, но овладеть в совершенстве — нет.
— Тут надо разметку делать, это тяжело, — объясняет рукодельница. — Вот Анна (показывает на свою коллегу) — она первый шар сделала всего полтора месяца назад, но уже успела вышить 50 штук. Она преподавала начертательную геометрию, поэтому принцип освоила очень быстро, ей это легко далось.
Сначала — готовые схемы из интернета и ролики на YouTube, затем подключается собственная фантазия и начинается творчество. Тэмаристки говорят, что шарики буквально затягивают, невозможно бросить начатую работу, хочется сделать нечто прекрасное. Чисто медитация.
— Когда вышиваю, думаю обо всём, это спокойное, не утомительное занятие, — делится ощущениями Александра Николаевна. — И оно не надоедает, как, например, вышивка крестиком или вышивание бисером: там всё делаешь по схеме, нельзя отступить, а здесь — хочу — такой сделаю, а хочу — вот такой.
Разметка, мулине и шёлковая нить — лучшая профилактика болезни Альцгеймера, считает Марина Пулинович. Она ведёт мастер-классы по японским искусствам и сумела заразить этим пристрастием многих. По её словам, на детских мастер-классах мальчишки часто осваивают тэмари быстрей — у них больше склонности к геометрии узоров. В японской традиции каждый из них имеет смысл.
Кстати, сотрудники информационного культурного центра «Япония» иногда предлагают своим гостям выбрать тот узор, который кажется им наиболее притягательным. А потом объясняют его смысл.
— Вихри — символ творчества в Японии, — рассказывает Марина Пулинович. — Хризантема — солнце, счастье, долголетие. Узел счастья — семейное благополучие. Фиолетовый цвет узоров — цвет самураев, такие шары можно дарить мужчинам.
В Японии такие шары могут быть не только новогодними. Например, по традиции мамы делают их дочкам и дарят на День девочек каждый год. К моменту, когда девушка выходит замуж, у нее накапливается целая коллекция тэмари — символ материнской любви, которая выражена вот таким вот образом. Изначально для создания самого шара использовали старую одежду, которую разрезали на полосы (совсем как наши бабушки — для того чтобы ткать коврики) и скручивали в шар, который уже потом обматывался нитками. Ещё можно делать эту основу из сеток, полиэтиленовых пакетов — словом, из того, что не жалко и под руку подворачивается. Японская идея утилизации. Сегодня можно купить и готовую основу из пенопласта.
Коллекцию из 250 шаров в сине-белой гамме сделали по заказу одного столичного PR-агентства: авторы этой работы готовы распрощаться с ней.
Они прощаются с большинством своих работ: шар тэмари считается универсальным подарком. Один из таких шаров, сделанный Мариной Пулинович, подарили японской принцессе, когда она приезжала в Екатеринбург во время ЧМ-2018.
Кстати, мы во время ЧМ тоже познакомились с японцами и даже устроили домашние посиделки, чтобы поговорить об обычной жизни людей в загадочной Стране восходящего солнца. А совсем недавно в нашу редакцию приезжали японские коллеги, которые перед голосованием за «Экспо-2025» делали сюжеты о городах-претендентах.