Уралмашзавод, типография "Уральский рабочий", заводы "ВИЗ-Сталь", ОЦМ, "Стройбери" и Свердловский камвольный комбинат станут выставочными площадками для российских и европейских художников. На предприятиях полагают, что за счет поддержки искусств можно поднять производительность труда рабочих или найти арендаторов на пустующие площади.
Проект "Уральская индустриальная биеннале" придумали в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ). В заводские цеха и на промплощадки допустят художников, они разместят арт-объекты - от световых инсталляций до монументальной живописи - и тем самым переосмыслят пространство производства, поясняют в екатеринбургском филиале ГЦСИ. Переосмысление обойдется в 5 млн руб. и займет месяц, с 9 сентября по 10 октября 2010 г. Деньги на организацию биеннале выделяют Минкультуры РФ и городская администрация. Бюджет позволяет пригласить художников из России, Европы, США и Южной Америки.
Заводы начали предпродажную арт-подготовку
По словам Алисы Прудниковой, директора филиала ГЦСИ, руководители заводов согласились выделить площадки бесплатно: "В основном затраты на продакшен мы берем на себя. Но рассчитываем, что некоторые партнеры согласятся дать материалы для художников. Ведь участие в биеннале - это имидж, позиционирование прогрессивного завода". Переговоры о степени участия предприятий продолжаются. Художникам покровительствует администрация губернатора: ее глава Вячеслав Лашманкин ждет, что биеннале посетят не менее 100 тыс. человек.
Партнеры проекта рассказали "ДК", что надеются на экономический эффект биеннале. Так, Станислав Цвелентьев, директор компании "ТатлинЪ" (аффилирована с "Ренова-СтройГруп-Коммерчес-кая недвижимость") не исключил, что в центре Екатеринбурга может появиться постоянная экспозиция современного искусства. "ТатлинЪ" управляет зданием, где располагалась типография "Уральский рабочий", пока ее не выселили по решению суда. Теперь перед УК стоит две задачи - реконструировать здание - памятник конструктивизма и найти применение его площадям. Пока филиал ГЦСИ разместит здесь основную выставку индустриальной биеннале. "Мы решили отдать под нее 2,7 тыс. кв. м, - конкретизировал г-н Цвелентьев. - А в ближайшее время встречаемся с москвичами, у которых есть опыт организации постоянных арт-площадок на базе заводов. Может, эта возможность подойдет и нам, если будет приносить прибыль".
Впрочем, параллельно "ТатлинЪ" заключает договоры с обычными арендаторами. Так, на месте книжного супермаркета "100 000 книг" вскоре появится более крупный магазин федеральной сети "Читай-город".
Прошлогодний "Арт-завод" помог сдать площади камвольному комбинату
Генеральному директору Свердловского камвольного комбината Игорю Василькову поддержка арт-события уже помогла. В прошлом году мощности комбината из-за кризиса были слабо загружены, он не мог найти арендаторов. Когда цеха приютили художественный проект "Арт-завод", это привлекло такое количество посетителей, что пустующие площади быстро удалось сдать. "Я с удовольствием разместил бы и постоянную экспозицию современного искусства. Если бы от этого был экономический эффект", - делится впечатлениями г-н Васильков. Прошлогодний коммерческий успех камвольного комбината даже аукнулся организаторам биеннале. "Там почти не осталось подходящих площадок", - отмечает г-жа Прудникова. В итоге между комбинатом и ГЦСИ пока подписан лишь рамочный договор - о намерениях.
Заводы хотят быть яркими
Руководство завода ЖБИ "Стройбери" решило поддержать биеннале не только потому, что продает предприятие и рассчитывает привлечь покупателя. Дело и в собственной художественной концепции завода. Она совпадает с идеями ГЦСИ. "Все считают, что завод ЖБИ - грязное производство. Мы несколько лет назад раскрасили автобетономешалки в яркие цвета, чтобы показать - оно может быть привлекательным, - пояснил Вячеслав Трапезников, гендиректор завода. - Но не буду скрывать, мы рассчитываем и на пиар-эффект от биеннале, на привлечение внимания: предприятие сейчас выставлено на продажу".
Кто отказался от участия в биеннале?
Завод "Пневмостроймашина" (ПСМ) решил ограничиться моральной поддержкой: он числится в партнерах арт-события, но не выделяет художникам ни денег, ни площадок. "Интересно, когда рабочим, которые ходят на завод годами, дают взглянуть на привычные интерьеры по-новому. Если это приводит, например, к росту производительности труда. В раннее советское время авангардисты оформляли фабрики, потому что от государства был соответствующий заказ", - прокомментировал Павел Онохин, начальник отдела кадровой и социальной политики ПСМ. Но организаторы биеннале не дали "Пневмостроймашине" сделать такой заказ, а отдавать цеха под самовыражение художников завод не рискнул. "Мы знаем, какую тему видят творческие люди на заводах, начиная с ХХ века. Бездушные механизмы и все такое. Переубедить нас пока не удалось", - пояснил г-н Онохин.
На каждого посетителя придется 50 руб. из бюджета
Первая индустриальная биеннале в цифрах
5 млн руб.#migratePortalSpaceInjector# объем бюджетного финансирования |
12 стран участвуют в проекте |
100 тыс. человек#migratePortalSpaceInjector# примерный план посещаемости |