29 января суббота
СЕЙЧАС -18°С

Ответственность за банковские мошенничества банкиры предложили разделить с клиентами

Россияне сами виноваты в том, что мошенники отнимают у них деньги, считают в Ассоциации региональных банков.

Поделиться

Ассоциация региональных банков России (АРБР) подготовила поправки в Гражданский кодекс, касающиеся компенсаций клиентам банков за мошенничество, пишут "Известия". Согласно документу, суд вправе уменьшить размер убытков, которые банк должен выплатить клиенту по факту необоснованных списаний с его карты. Но для этого банк должен доказать, что инцидент произошел из-за грубой неосторожности клиента.

Инициатива отражает позицию банковского сообщества, объяснил президент ассоциации, зампредседателя комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков. По его словам, сейчас поправки направлены на рассмотрение в Минфин и Центробанк; после того, как ведомства выскажут свою позицию по вопросу, он готов внести их в Госдуму. 

1 января 2014 года вступили в силу поправки в закон "О национальной платежной системе". С тех пор банки обязаны возмещать клиенту ущерб от несанкционированных списаний средств. Но только если клиент в течение суток сообщит банку, что операция совершена без его согласия. Инициатива АРБР – защитная реакция на этот закон.

Аксаков привёл пример грубой неосторожности клиента: гражданин потерял карту, на которой написан PIN-код. Сейчас банк даже в этом случае – при передаче PIN-кода третьим лицам – должен возмещать убытки по несанкционированным списаниям с карт в полном объёме.

После принятия закона о НПС у банков значительно возросли выплаты – они исчисляются сотнями миллионов рублей – и участились случаи мошенничества, подтверждает в материале "Известий" зампред комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов:

"Самое главное в данной инициативе – это определение формулировок. Они должны быть очень чёткими, так как что такое частичное возмещение убытков? Сколько это – 5% или 50%? Человек либо виновен в том, что у него деньги украдены, либо нет, – комментирует инициативу он. – Что касается неосторожности клиентов, то, конечно, довольно часты случаи, когда PIN-код хранится рядом с картой, и существует ряд весьма понятных способов уберечь себя от потери средств (установление лимитов по карте, подключение смс-информирования, соблюдение тайны пароля и тому подобное)".

Однако некоторые эксперты считают, что идею будет сложно применить на практике: "Банкам чрезвычайно сложно доказать, что инцидент произошел из-за грубой неосторожности клиента. В правилах использования банковских карт, которые должен соблюдать клиент, банки предусматривают обязанность хранить в тайне, например, PIN-код карты, но доказать документально, что клиент это правило нарушил, крайне затруднительно, если только клиент сам не признается в этом. Если обязанность доказывания будет опять возложена на банки, такая помощь банку работать не будет, и убытки вряд ли снизятся", – говорит руководитель Центра правового обеспечения розничного бизнеса Бинбанка Ирина Гудкова

Переложить ответственность на клиентов уже предлагали этим летом – похожие, но более жёсткие поправки обсуждались на экспертной комиссии в Госдуме. Владельцам банковских карт, которые оказались жертвами мошенников и потеряли со счетов деньги, предлагали сначала предоставлять в кредитную организацию своё алиби и только потом получать средства по компенсации.

Фото: E1.RU

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter