Все новости
Все новости

Профилактика нарушений письма у ребенка

Речь об ошибках, не связанных со знанием грамматических правил

Одна из наиболее часто встречающихся проблем в моей практике и в письмах, которые ко мне приходят — нарушения письма у детей. Проблемы, с которыми ко мне обращаются, связаны со специфическими и повторяющимися ошибками, не связанными со знанием грамматических правил. Основная особенность этих ошибок в следующем: они допускаются там, где написание слов, казалось бы, не допускает сомнений. Например, ребенок пишет чапля вместо цапля, бевочка вместо девочка. В этой статье мы поговорим о том, какие умения и навыки должны быть сформированы у ребенка еще в дошкольном возрасте, чтобы предотвратить появление дисграфических ошибок при обучении грамоте. Вот наиболее частые из встречающихся ошибок:

  • Вставка лишних букв (шпарлгалка вместо шпаргалка).
  • Замены букв (шук вместо жук).
  • Перестановки букв (слоты вместо столы).
  • Недописывание слов (букв вместо буква).
  • Разделение одного слова на части (ящик вместо ящик).
  • Слияние нескольких слов в одно (Аленасидела вместо Алена сидела).

Письменная речь формируется на основе устной и между ними существует тесное взаимодействие. В процессе письма мы должны каждый звук речи обозначить буквой, строго сохраняя их последовательность. Если же по каким — либо причинам звуки будут обозначены не теми буквами или не в нужном порядке, то при чтении мы уже не сможем узнать то или иное слово. Для успешного овладения письмом у ребенка еще до школы должны быть сформированы следующие умения:

  1. Умение различать на слух все звуки речи.
  2. Правильное произношение всех звуков (особенно важно отсутствие замен одних звуков другими: масына вместо машина).
  3. Сформированные навыки звукового анализа (умение определить наличие или отсутствие звука в слове, умение выделить ударный звук в слове, определение места звука в слове (начало, середина или конец слова)).
  4. Для усвоения зрительного образа буквы необходимы сформированные пространственные представления (различение предметов и фигур по форме, величине, расположению в пространстве).
  5. Грамматически правильная речь ребенка.

Если ребенок говорит пять стулов вместо пять стульев или зеленый дерево вместо зеленое дерево, то ошибки в устной речи обязательно будут отражаться и в письменной речи. Если вышеперечисленные предпосылки письма не сформированы, то при обучении грамоте ребенок неизбежно встретится с большими трудностями при запоминании начертаний букв, соотнесении буквы с соответствующим звуком, определении порядка следования букв при записи слова. Эти проблемы и приводят к появлению дисграфических ошибок, не связанных с незнанием грамматических правил. В дальнейшем к этим ошибкам неизбежно добавятся и грамматические ошибки (таким детям сложнее усваивать правила). В следующих статьях мы поговорим о различных видах дисграфических ошибок и о том, каким образом можно помочь ребенку справиться с ними.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Новости РЎРњР?2
Новости РЎРњР?2