Одна из наиболее часто встречающихся проблем в моей практике и в письмах, которые ко мне приходят — нарушения письма у детей. Проблемы, с которыми ко мне обращаются, связаны со специфическими и повторяющимися ошибками, не связанными со знанием грамматических правил. Основная особенность этих ошибок в следующем: они допускаются там, где написание слов, казалось бы, не допускает сомнений. Например, ребенок пишет чапля вместо цапля, бевочка вместо девочка. В этой статье мы поговорим о том, какие умения и навыки должны быть сформированы у ребенка еще в дошкольном возрасте, чтобы предотвратить появление дисграфических ошибок при обучении грамоте. Вот наиболее частые из встречающихся ошибок:
Вставка лишних букв (шпарлгалка вместо шпаргалка).
Замены букв (шук вместо жук).
Перестановки букв (слоты вместо столы).
Недописывание слов (букв вместо буква).
Разделение одного слова на части (ящик вместо ящик).
Слияние нескольких слов в одно (Аленасидела вместо Алена сидела).
Письменная речь формируется на основе устной и между ними существует тесное взаимодействие. В процессе письма мы должны каждый звук речи обозначить буквой, строго сохраняя их последовательность. Если же по каким — либо причинам звуки будут обозначены не теми буквами или не в нужном порядке, то при чтении мы уже не сможем узнать то или иное слово. Для успешного овладения письмом у ребенка еще до школы должны быть сформированы следующие умения:
Умение различать на слух все звуки речи.
Правильное произношение всех звуков (особенно важно отсутствие замен одних звуков другими: масына вместо машина).
Сформированные навыки звукового анализа (умение определить наличие или отсутствие звука в слове, умение выделить ударный звук в слове, определение места звука в слове (начало, середина или конец слова)).
Для усвоения зрительного образа буквы необходимы сформированные пространственные представления (различение предметов и фигур по форме, величине, расположению в пространстве).
Грамматически правильная речь ребенка.
Если ребенок говорит пять стулов вместо пять стульев или зеленый дерево вместо зеленое дерево, то ошибки в устной речи обязательно будут отражаться и в письменной речи. Если вышеперечисленные предпосылки письма не сформированы, то при обучении грамоте ребенок неизбежно встретится с большими трудностями при запоминании начертаний букв, соотнесении буквы с соответствующим звуком, определении порядка следования букв при записи слова. Эти проблемы и приводят к появлению дисграфических ошибок, не связанных с незнанием грамматических правил. В дальнейшем к этим ошибкам неизбежно добавятся и грамматические ошибки (таким детям сложнее усваивать правила). В следующих статьях мы поговорим о различных видах дисграфических ошибок и о том, каким образом можно помочь ребенку справиться с ними.