Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Этот процесс начинается уже в самом раннем возрасте. И именно от оценок родителей зависит мнение ребенка о самом себе. В семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у ребенка складывается ощущение благополучия — неблагополучия, которое может помочь нам предположить, кем станет ребенок в будущем: ’лягушкой’ или ’принцем’. ’Принц’ (победитель) — это человек, преуспевающий в любом деле, которое он выполняет. ’Лягушка’ (неудачник) — тот, кто считает себя не в силах осуществить намеченное.
Наша самооценка может быть слишком высокой или слишком низкой, а может находиться на среднем уровне. Важно, чтобы то, как оценивает себя ребенок, совпадало с его реальными возможностями. Хотите проверить, какая самооценка у вашего ребенка? Это можно очень легко сделать с помощью теста.
Давайте нарисуем на листе бумаги небольшую лестницу из десяти ступенек. Теперь эту лестницу надо показать ребенку. И объяснить: ’На самой нижней ступенечке стоят самые плохие мальчики и девочки, которые живут в нашем городе, на второй ступенечке — чуть-чуть получше, на третьей — еще чуть-чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие мальчики и девочки’. Важно, чтобы ребенок понял, на какой ступеньке стоят какие дети, поэтому можно переспросить его об этом. А теперь спросите вашего ребенка, на какой ступеньке стоял бы он сам. Пусть нарисует себя на этой ступенечке.
Психологи считают, что если ребенок ставит себя на первую, вторую или третью ступень, то он обладает заниженной самооценкой, если на четвертую, пятую, шестую или седьмую ступени, то средней (адекватной) самооценкой, а если на восьмую, девятую или десятую, то мы должны считать, что самооценка ребенка слишком высока.
В следующей статье мы поговорим более подробно об особенностях детей с различной самооценкой.