Образование мнение Борис Лозовский: О смене ориентации российской журналистики

Борис Лозовский: О смене ориентации российской журналистики

Борис Лозовский

Простые наблюдения показывают: средства массовой информации становятся все больше бизнесом. Эта относительно свежая для российских медиа установка дает много интересного материала для размышлений.

Выстраиваются по-иному отношения с властью. Топ-руководители экономически самостоятельных СМИ, со своими бюджетами, считают, что мирное сосуществование с властью — залог успешного бизнеса.

Откровение, прозвучавшее на одной из конференций, — «Мы демократию приветствуем, но ею не пользуемся!» — едва ли не основополагающий постулат современного медиа-менеджмента. «Бизнес-цензура» заставляет учитывать интересы газеты, канала, станции как предприятия со всеми вытекающими из этого последствиями для контента.

Интересы медиа-бизнеса заставляют по-иному работать с корпорациями, банками, торговыми предприятиями, «привлекая» их к «информационному сотрудничеству». Подобная коммутация представляет собой предложение перечислить на счет редакции оговоренную сумму, за что в течение означенного периода публикуются «положительные» материалы о замечательной во всех отношениях деятельности оплатившего услуги клиента.

В противном случае отказавшийся от такого «сопровождения» субъект получает сполна всю негативную информацию о себе, что не может сказаться на его деловой репутации. Профессионально-этические нормы при этом нередко теряют свою актуальность.

Существенно повышаются требования к труду журналиста, он становится значительно более интенсивным, производительным, требуется свободное владение новыми информационными технологиями. Этому способствовало и сокращение штатов вслед за мировым финансовым кризисом, что еще увеличило нагрузку на каждого отдельного работника.

Теперь во многих СМИ работают «универсальные» или «конвергентные» журналисты, словом, «и швец, и жнец, и на дуде игрец».

Аудитория превращается в товар, который продается политикам, рекламодателям и акционерам. «Если ты на рынке — значит, ты умеешь производить аудиторию. Не умеешь? Свободен!» — ремарка одного из современных медиа-менеджеров. От претендентов на вакансии в коммерческие СМИ требуются серьезные навыки маркетинга. У тех, кто привык уповать на дотации от государства и муниципалитетов, перспективы туманны.

Журналист уже готовит не заметку, репортаж, статью или сюжет, а продукт, который должен быть продан, точнее — куплен аудиторией. «Разумное, доброе, вечное» появляется лишь там и тогда, где и когда на него есть спрос. Хорошо бы только помнить о том, что во всем мире борются с недобросовестными производителями, дабы обезопасить потребителя.

Меняется суть конкуренции, она проистекает не только между разными СМИ, но последние все чаще соревнуются с турагентствами, кино, театром, Интернетом, общественными объединениями, ночными клубами, торговыми центрами и т. п. за свободное время людей. Чтобы они потратили его на публикации и программы.

Получил широкое распространение так называемый «заказ» как медийная форма репрезентации политики или бизнеса. В некоторых СМИ он занимает более трех четвертей площади издания.

«Нам удалось отстоять перед собственником первую полосу для журналистских материалов» — с гордостью произнес молодой редактор делового издания. На остальных — другое.

И это лишь некоторые следствия смены ориентации российских СМИ. Отнюдь не все из них негативны по своей сути, но все требуют квалифицированного учета, прежде всего, для определения смыслов профессионального образования.

У меня нет никакого желания разделить пессимизм отставных журналистов-известинцев, опубликовавших книгу с апокалиптическим названием «С журналистикой покончено, забудьте!». Покончено с фундаментализмом в понимании места и роли журналистики в нашей жизни. И разобраться в этом многообразии и многоцветьи медийного пространства — задача не из легких, но увлекательная — несомненно.

13 января — День российской печати. Редакция портала Е1.RU поздравляет коллег с профессиональным праздником.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Мнение
Почему лучше успеть оформить загранпаспорт до 1 июля и как это сделать — советует юрист
Дмитрий Дерен
адвокат
Мнение
Как в России в 90-е: гражданка Турции — о стремительном росте цен в ее стране и потере статуса бюджетного курорта
Анна Фархоманд
Мнение
«Цены на рынке зависят от того, как вы выглядите». Турист рассказал, чем Абхазия встречает гостей в этом сезоне
Алексей Петров
Внештатный корреспондент
Мнение
«Реформаторы примут решение, а вы, бабоньки, вывозите. Выручайте страну». Что думает про отмену ЕГЭ обычный учитель
Ирина Ульянова
Учитель
Мнение
Отважный мальчик дал бой громиле у «Жизньмарта». Вспоминаем самые яркие события Екатеринбурга за неделю
Даниил Румянцев
Корреспондент E1.RU
Рекомендуем
Знакомства
Объявления