E1
Погода

Сейчас+5°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+5°

пасмурно, сильный дождь

ощущается как +1

4 м/c,

ю-в.

726мм 92%
Подробнее
5 Пробки
USD 93,59
EUR 99,79
Реклама
Образование интервью «Насилие встречает ребёнка с 1-го класса»: как справиться с агрессией и попытками суицида

«Насилие встречает ребёнка с 1-го класса»: как справиться с агрессией и попытками суицида

Псковская трагедия показала, что ни одна семья не застрахована от подобного.

Подростку важно сепарироваться, отделиться от своей семьи, говорит Анастасия Ильина.

Страшная история школьников из Псковской области, которые, забаррикадировавшись в частном доме, обстреляли из ружья полицейских, а потом покончили с собой, заставила содрогнуться всех без исключения родителей. Погибшие были подростками из вполне благополучных семей, и от того сильнее страх: получается, никто не застрахован от подобного.

В Иркутске подростки сняли на видео, как парень прямо в учебном кабинете избил одноклассницу — яростно, кулаками, ногами. В Екатеринбурге в школе № 83 учитель истории подрался с восьмиклассником.

Случаи детской жестокости, агрессии никогда не были редкостью, но в последнее время складывается ощущение, что число их зашкаливает. Мы поговорили с детским психологом Анастасией Ильиной о том, почему подростки травят одноклассников, дерутся с учителями и вступают в группы смерти.

— Сейчас среди подростков очень высокий уровень агрессии, в чём причина?

— Вообще агрессивное поведение укладывается в рамки подросткового возраста, его называют «возраст бунтарства», «возраст протеста». Это считается нормой, и не было такого исторического периода, когда подростки были добрыми и пушистыми. С другой стороны, сейчас такой период, когда в обществе выплёскивается очень много накопленной, скрытой агрессии. И, конечно же, это не может не отразиться на подростках.

— Как родителю определить, что у его ребёнка есть проблемы, если он об этом не говорит?

— Тут стоит начать издалека. В возрасте 6–7 лет уровень доверия между ребёнком и взрослым должен быть высоким. Когда ребёнок идет в школу, зачастую всё его общение с родителями сводится к вопросам учёбы: «Как дела?», «Как уроки?», «Какие отметки?», а на самом деле эта тема для ребёнка не самая интересная и не самая простая. В этот момент в очень многих семьях отношения с ребёнком становятся напряжёнными. И к подростковому возрасту мы получаем такую картину, когда близких доверительных отношений у ребёнка с родителями давно нет… И это случается даже в благополучных, обеспеченных семьях.

— Если контакт уже потерян, но родители всё-таки волнуются, как им понять, что с их подростком что-то не так?

— Очень тревожный сигнал, если в подростковом возрасте у ребёнка нет друзей. Даже если у родителей нет контакта, и если подросток замкнулся, но вы знаете его друзей, что он общается, значит, всё не так плохо. Тут нужно иметь в виду, что в современном обществе подростки перешли на общение в Сети и «офлайн» могут выходить редко. В Сети подростки находят убежище. Там его не критикуют, не оценивают, там он может быть собой и свободно общаться, он может не беспокоиться о том, как он выглядит.

Второй момент. У ребёнка очень избирательное отношение к питанию, сбился режим. Например, ребёнок перестал есть, днём постоянно хочет спать, а ночью не спит.

Третий момент. Это полное отсутствие хобби и увлечений. Вообще для подростка нормально бросать то, чем он занимался в детстве, происходит переоценка ценностей, он берёт паузу, ищет, что ему интересно. Но когда увлечений нет совсем — это тревожный знак.

Четвёртый момент. Самопорезы и ушибы. Это ярко не бросается в глаза, родители, как правило, этого не замечают: ребёнок намеренно калечит себя, ушибается, царапает или режет себе руки. Он хочет почувствовать физическую боль.

Видео из Иркутска: школьник избивает одноклассницу.

— Если все эти моменты сложно разглядеть, как вы оцениваете, может ли родитель, который беспокоится за ребёнка, читать его письма, дневник, сообщения в телефоне?

— Точного ответа у меня на этот вопрос нет. Вообще открывать страничку ребёнка, читать личную переписку — это нарушение его границ. С другой стороны, осуждать родителей за то, что они так делают, я не могу. Однозначно могу сказать — очень плохо, когда родитель узнает какую-то информацию и начинает её немудро использовать. Если уж вы узнали что-то, отстранитесь от ситуации и проанализируйте, а что же происходит с ребёнком? Мудрый родитель не будет травить, унижать ребёнка, используя информацию, которую он нашёл в личной переписке ребёнка. Прежде чем предпринимать какие-то шаги, подумайте, а приведёт ли это к тому результату, что вы хотите? Гораздо лучше создать свою страничку в соцсетях и начать дружить там со своим ребёнком, тогда вы будете держать руку на пульсе, не нарушая личных границ.

— Очень часто в ссоре дети угрожают родителям суицидом. Сейчас у всех на слуху множество печальных случаев, когда подростки кончали жизнь самоубийством, последняя ситуация в Пскове, например. Как вы считаете, как должен действовать родитель, когда слышит такие угрозы?

— Во-первых, когда дети такое заявляют, они на самом деле не осознают, что они говорят. Эти вещи сейчас на слуху, но тот, кто об этом часто говорит, скорее всего, этого не сделает. Но родителям нужно серьёзно задуматься, если ваш ребёнок об этом кричит, в ваших отношениях что-то поломалось, ребёнок уже не знает, как привлечь ваше внимание. На деле он говорит, что ему больно, плохо. Если самостоятельно разрешить ситуацию не получается, стоит, наверно, обратиться к психологу. Ведь детский психолог — это такой проводник между миром взрослых и миром детей, который «играет» на стороне ребёнка. Порой даже посторонний, внимательный взрослый может помочь ребёнку, который оказался в сложной эмоциональной ситуации, для этого нужно просто немного внимания, тепла, и не оценивать, не осуждать, не критиковать ребёнка и его поступки.

Зачастую насилие встречает ребёнка с первого класса, когда старший всегда прав, отмечает психолог.

— Как вы считаете, почему сейчас в социальных сетях так популярны группы смерти?

— Вообще тема жизни и смерти очень актуальная для подростков, и не нужно думать, что это какая-то новая черта. Так было всегда. Когда человек взрослеет, он начинает для себя решать вопросы: «Для чего я?», «Зачем я?», «Что если меня не будет?». Просто в силу того, что в этом возрасте подросток начинает рефлексировать, осознавать свои эмоции, переосмысливать, переоценивать, что для него важно, а что нет. Смерть — это очень подростковая тема, ощущение — зачем нужен весь этот мир? И задача этого возраста, в первую очередь, определить и найти свои ценности, не то, что дали родители или другие взрослые, а свои собственные. Но вообще, когда родитель видит, что его ребёнок состоит в такой группе, ему в первую очередь стоит задуматься, а что он получает там, чего не можете дать ему вы? Понимание? Принятие?

— Принятие, это, конечно, прекрасно, но иногда подростки ведут себя так, что просто руки опускаются. Не так давно все обсуждали видео, как учитель подрался с учеником. И таких видео в интернете сейчас не одно и не два. Как вы оцениваете такое поведение?

— Если говорить о насилии в школе, то стоит задаться вопросом, почему это возникает? Зачастую школа создаёт ситуацию, насилие встречает ребёнка с первого класса, когда старший всегда прав. Ребёнку говорят: «Ты никто и не можешь высказывать своё мнение». С раннего возраста в школе ребёнок чувствует себя незащищённым. Любой проходящий учитель может, не задумываясь, обругать, накричать, даже применить физическую силу к первокласснику, который просто прыгает, бегает, шумит (ведёт себя соответственно возрасту). Я как-то раз пришла в школу, и пока мы шли с завучем по коридору, эта женщина обругала, накричала на трёх-четырёх человек просто проходя. Я готова была провалиться сквозь землю. А потом мы удивляемся, что подростки, когда они выросли в этой системе постоянного унижения, начинают вести себя так же по отношению к взрослым. Подросток начинает занимать позицию взрослого и занимает её так, как привык, как его приучили.

Поэтому родителям в первую очередь стоит задуматься, что они хотят увидеть к подростковому возрасту. В любом случае подростковый возраст — это период бунтарства, но от взрослых зависит, насколько сильно это будет проявлено и насколько сильно подросток уйдёт в ситуацию НЕнормы.

— Ещё один очень неприятный «школьный» вопрос — это ситуация травли. Как действовать взрослым в этой ситуации, как понять, что ребёнка травят, как ему помочь?

— Ситуации травли в школе достаточно часты. При этом нехорошие последствия получают обе стороны. Тот ребёнок, которого травят, получает серьёзную психологическую травму. Как правило, такие дети с трудом учатся, они выдают сильные психосоматические реакции — температура, головная боль, колики. Организм делает всё, чтобы не ходить в школу. Для тех детей, кто травит, утверждается такая линия поведения, что можно повышать свой статус за счёт другого, более слабого, что тоже не норма.

Первое, что должны сделать взрослые в такой ситуации — вмешаться и не пускать всё на самотёк. Обязательно поговорить с детьми, если эта ситуация произошла, нужно дать детям возможность решить этот конфликт всем вместе, перестроиться. Собрать класс, никого не обвиняя, поговорить об этом. Разработать кодекс классной чести, как мы себя ведём в классе. Это очень полезно и здорово, и сами дети с удовольствием принимают участие в таких обсуждениях.

Существуют тренинговые занятия, как поступить в сложной ситуации, и драка — это только один из способов. Даже уже младшие классы физически и интеллектуально способны контролировать себя и решать конфликты словами. Всё зависит в первую очередь от педагога, если педагог ставит себе целью создать добрые отношения в классе и на это идет работа, дети это прекрасно принимают, и чем младше дети, чем проще это привить. Эти семена дружбы должны быть посеяны взрослыми.

Если в начальной школе этого не было сделано, а наоборот были нормой обзывательства, подначки, оскорбления, то в 5-м классе это всё обострится и грозит перерасти в настоящую травлю. Вообще 5–6 класс — это начало подросткового возраста, очень сложное время, когда сильные эмоции просто зашкаливают, а навыков саморегуляции практически ещё нет.

— А если ребёнку просто неинтересно в школе, как быть родителям?

— Я всегда за то, чтобы разобраться, почему ему неинтересно. Может быть, действительно, у ребёнка высокий уровень способностей, и та программа, которая даётся, она неактуальна и неинтересна, и нужно подобрать более сложную программу, поменять школу. Если скучно, неинтересно, просто вот понизился интерес к учёбе — это тоже очень подростковая тема, потому что вся энергия в этом возрасте тратится на общение и переживания о том, как он выглядит в глазах других. Приоритетным становится построение отношений в группе. Ребёнку это очень важно и нужно.

— В такой ситуации насколько оправдано лишать ребёнка выхода в интернет, гаджетов и соцсетей за плохую учёбу?

— Так огульно использовать этот способ я бы не рекомендовала, особенно если у ребёнка общение в соцсетях является основной формой контакта со сверстниками, это у ребёнка единственная возможность коммуникации, личностного роста. Мы забираем у него эту возможность в надежде на то, что он будет учиться, как вы думаете, это сработает?

Один из методов профилактики серьёзных проблем — чтобы у ребёнка было важное и интересное дело, говорит Анастасия Ильина.

— Как и родителям «пережить» подростковый возраст?

— Один из методов профилактики серьёзных проблем — нужно, чтобы у ребёнка было важное и интересное дело, даже не обязательно он должен быть загружен секциями, но у него должно быть хобби. Группа, где взрослый на стороне подростка и они занимаются общей интересной деятельностью. Это может быть театральная студия, творческие, тренинговые занятия. Очень полезен спорт, но нужно смотреть в первую очередь на личность тренера.

Знаете, как поступают мудрые родители? Они ещё до подросткового возраста ребёнка выбирают, кто станет авторитетом для него, когда у него начнётся подростковый возраст? С кем из взрослых ребёнок сможет посоветоваться, прийти к нему со своими проблемами?

— Что такого с подростком делает психолог, чего не сможет сделать родитель?

— Родители должны понять самое главное — подростку важно сепарироваться, отделиться от своей семьи, прежде всего от родителей. В любой даже самой понимающей семье ребёнок должен отделиться, это его возрастная задача. А как можно отделиться, ни разу не поконфликтовав, ни разу не хлопнув дверью. В такой ситуации ребёнку очень важен нормальный адекватный не родитель, но взрослый человек, который не будет критиковать и оценивать. Пройдёт немного времени, и, если контакт с мамой и папой не потерян, ребёнок сам придёт к родителям.

Вообще, подростковый возраст — это такое время, когда проявляется самосознание, своя позиция, способность к рефлексии. Подрастающий человек может переосмыслить свой опыт, который получил в детстве, пусть этот опыт был даже не очень позитивный, он может принять решение, можно выбрать свой путь, не быть жертвой обстоятельств, быть автором своей жизни. По сути это рождение личности взрослого человека и с этой точки зрения это очень классный возраст!

— Так что получается, каждому ребёнку нужен психолог?

— Конечно, нет, но каждому ребёнку совершенно точно нужен друг.

Колонку о том, как родителям вести себя с подростками, на что обращать внимание в их поведении, написала и известный психолог Анна Кирьянова.

Фото: Дмитрий ЕМЕЛЬЯНОВ / E1.RU

Видео: страница Станислава Казанчикова / Facebook.com; 41 канал
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления