В детских садах в скором времени появятся карты развития ребенка, с помощью которых на ранней стадии можно будет выявлять проблемы и исправлять их. Воспитатели будут не только учить читать, писать и рисовать, но и наблюдать за тем, как дети общаются друг с другом, играют, чем интересуются. Такие наблюдения помогут скорректировать программу, чтобы ребенок не превратился в трудного подростка. Воспитатели отмечают, что сейчас в садиках оценивают не уровень развития детей, а степень усвоения ими образовательной программы группы. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на методику, разработанную Федеральным институтом развития образования (ФИРО) РАНХиГС по заказу Минпросвещения.
— Педагог должен заполнять карту в конце сентября, когда проходит адаптационный период ребенка в детсаду, в январе и мае. Она покажет динамику развития каждого из детей и всей группы в целом. Компонент знаний — умеют ли дети читать и писать — в карту не включен. Это не значит, что воспитатель не должен учить этому, но карта выстроена для того, чтобы увидеть именно динамику развития ребенка и сделать выводы, в чем он испытывает проблемы и как их решать, — пояснила «Известиям» руководитель разработчиков методики, директор центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС Наталья Тарасова.
Профессор Института развития образования Высшей школы экономики (ВШЭ) Ирина Абанкина говорит, что если в карте развития ребенка наблюдается какая-то проблема, программу скорректировали, но это всё равно не дало нужного эффекта, значит, причину нужно искать в семье, в отклонениях или самом воспитателе. Сами воспитатели уже не смогут подтасовать результаты за счет общей успеваемости группы, это позволит увидеть пробелы в работе.
— Если мы подготовим педагогов, способных корректировать программу в зависимости от результатов диагностики, можно будет преодолеть негативные сценарии развития ребенка — отклонения в формировании психики, эмоционального статуса, критического мышления. На ранней стадии (в 4–6 лет) это исправимо. Но к семи годам это уже не исправить, — подчеркнула Ирина Абанкина.
А недавно мы выяснили, какие суммы приходится выкладывать родителям, чтобы развивать детей всесторонне, и сколько они готовы на это тратить.