Анна Фомченко выучилась на журналиста в бакалавриате УрФУ, а затем поступила в магистратуру Аризонского университета на кафедру русского языка и славистики. В своей колонке она рассуждает о том, чем отличаются системы образования в двух странах, и рассказывает, как в Америке студентов отучают списывать.
Учеба в России — халява по сравнению с учебой в США. Несколько важных оговорок: за сравнение я беру свой опыт учебы в УрФУ и Аризонском университете. Возможно, в других вузах обучение иное; потом, конечно, неправильно сравнивать бакалавриат с магистратурой. Но, во-первых, среди моих знакомых есть много тех, кто окончил российскую магистратуру, и их отзывы были отнюдь не положительными. Во-вторых, в прошлом семестре мне посчастливилось поработать как с первым, так и с третьим курсом бакалавров Аризонского университета, и я была поражена тем объемом работы, который они должны были выполнить в течение семестра. Кстати, здесь у студентов-бакалавров занятия длятся 50 минут, поэтому больше времени остается для самостоятельной работы.
Отсюда и первое основное отличие американской системы образования от российской — это превалирование практики. Я могу назвать лишь несколько предметов, изученных в УрФУ, которые меня действительно чему-то научили и информацию с которых я помню до сих пор. За счет чего такой эффект? За счет практики, самостоятельных (не списанных откуда-то!) аналитических работ, а также семинаров. Большинство занятий в УрФУ проходило в форме обыкновенных лекций, где студенты были пассивными слушателями, а в конце семестра выполняли одно практическое задание, худшим из которых мог быть тест, ответы на который давным-давно гуляли в Сети... А если задавали письменные работы, то их студенты, бывало, тоже списывали. Как выразилась одна моя одногруппница: «В Америке студентов учат думать, в России — списывать...»
Пожалуй, главнейшее отличие американской системы образования от российской — это наличие онлайн-платформы. Все свои работы студенты загружают в общую онлайн-систему. Такой формат избавляет от всяческой неразберихи типа потери работ (у меня случалось такое, что однажды в УрФУ мою работу потерял преподаватель, я не получила обещанного «автомата», и пришлось сдавать экзамен). Также онлайн-платформа освобождает от бумажной волокиты. Наконец, в таком формате не возникает никакой беготни за преподавателями с просьбами «А можно вам сдать, а можно вам сдать?». В нашем университете в США каждую работу студент загружает в папку, которая в определенный момент, после установленного дедлайна, закрывается, и у студента уже нет возможности загрузить работу. Проверять работы онлайн тоже очень легко. По шкале мы выставляем баллы, а также пишем короткий комментарий, где указываем сильные и слабые стороны работы студента.
Самое же главное преимущество онлайн-системы — это то, что все работы сразу же проверяются на плагиат. Списанные эссе и рефераты автоматически получают ноль баллов. Когда студент списал работу, то проверяющий видит как работу студента, так и ту, которую студент списал. В прошлом семестре я сама проверяла работы и было несколько случаев, когда студенты талантливо и филигранно списывали, но система оказывалась сильнее уловок. В такие моменты я думала: неужели не проще написать свою работу, чем потратить часы на списывание другой. И пусть оригинальная будет неидеальная и студент получит за нее четверку, но всё же это лучше, чем ноль.
В России такая онлайн-платформа необыкновенным образом подняла бы уровень образования. Но здесь сразу вырастает столб проблем: не у всех российских преподавателей отношения с техникой на ты, некоторые вообще не проверяют почту несколько дней... Чтобы создать надежную систему, которой будет удобно пользоваться, нужны очень хорошие программисты. И конечно, оперативная техподдержка. Я помню, как только меня приняли в Аризонский университет и я создала аккаунт, у меня были проблемы с входом в систему. Тогда я сразу позвонила в службу техподдержки, и в считанные минуты проблему решили.
Согласны с автором?
Ранее мы публиковали колонку учительницы музыки из Екатеринбурга. Она рассказала об отношениях к детям в Англии.