В Екатеринбурге из-за коронавируса закрыты 55 классов в 38 школах, еще четыре класса отправились на дистант из-за ОРВИ. В мэрии Екатеринбурга заверяют, что все работают в штатном режиме, однако не все педагоги разделяют оптимизм чиновников. Школьная удаленка снижает качество образования, в таком режиме невозможно понять, усвоил ли ученик программу или нет.
В беседе с Е1.RU преподаватели школ и учреждений дополнительного образования поделились своими опасениями по поводу наступления второй волны коронавируса и закрытия учебных заведений, как это было весной.
Сегодня, по словам официального представителя департамента образования администрации города Екатерины Катыхиной, учреждения работают в штатном режиме с учетом рекомендаций Роспотребнадзора.
— Если решение о продлении осенних каникул, как это произошло в Москве, или переходе на дистанционное обучение будет принято губернатором области в связи с эпидобстановкой, мы будем действовать согласно ситуации. Школы готовы к переходу в онлайн, весной мы получили колоссальный опыт, — считают в департаменте.
Учительница физики лицея № 110 Алена Чусовитина считает, что образовательное учреждение удачно перешло на дистант весной. Педагоги проводили уроки через платформы «Вебинар FM» и Zoom, а детям было достаточно телефона с камерой и приложениями, чтобы «посещать» занятия.
— К сожалению, сложно проверить знания через интернет. Нет гарантии, что задания сделаны самостоятельно. Нет возможности обмена знаний между детьми. Иногда ученики помогают друг другу в классе. Что касается уровня знаний, оставшихся после дистанционного обучения в прошлом году, сложно однозначно сказать про всех детей. Если ребенок действительно учился, тратил свои силы, добывая знания, то и проверочными работами его сейчас не напугать. Во всяком случае, гарантировать высокое качество обучения на дистанте сложно, — рассказала Алена Чусовитина.
С самыми большими трудностями на удаленном обучении столкнулись первоклассники, уверена классный руководитель 1 «Г» лицея № 7 в Березовском Юлия Мишарина. Она объяснила, что малыши вряд ли справятся с работой в электронных сервисах. Сейчас они только начали изучать буквы и не все умеют читать и писать.
— Мы с учителями обсуждаем возможный переход на дистанционный формат, и все держат кулачки, чтобы этого не случилось. Больше всего вопросов к работе с первоклассниками. Их даже за парты тяжело усадить и сохранить их внимание на протяжении урока. А дома множество отвлекающих факторов. Скоро начнем изучать письмо, детям нужно показывать, как писать, а кто будет это делать? Сейчас не все ученики правильно сидят, держат ручку, если такие вещи не скорректировать сразу, ребенку гарантированы проблемы в будущем, — рассказала Юлия Мишарина.
Это не все проблемы. Из-за пандемии в школе сокращено количество уроков — вместо четырех только три. Это сказывается на освоении учебной программы. На онлайн-обучении придется больше времени тратить на объяснение темы. И это не говоря уже о том, что у детей есть ограничения по времени на работу за компьютером. Педагог опасается, что дети не будут успевать усваивать материал и дистанционной формат повлечет отставание от программы.
Опрошенные эксперты в сфере дополнительного образования в Екатеринбурге заявили, что были бы не рады возвращению дистанционного обучения. Они отметили, что учреждения в целом готовы перейти в онлайн, однако этого не хотят ни дети, ни педагоги.
— Проекты, которые мы запускали в начале прошлого года, мы довели до конца, ребята вышли с итоговыми работами, и дистант не повлиял на результаты. Но в любом случае снижается качество коммуникации преподавателя и ученика: дети многое воспринимают при личном контакте. Педагогу нужно прилагать больше усилий, чтобы ученики его поняли и усвоили материал, — пояснил руководитель центра цифрового образования детей «IT-куб» Василий Федоров.
Он также отметил, что не во всех семьях есть второй компьютер для сына или дочери. К тому же родители задумываются: ребенок и так перегружен занятиями онлайн, стоит ли его отдавать еще на удаленное допобразование.
Но сложнее всего с дистанционным обучением справляться родителям, добавила PR-менеджер Дворца молодежи Юлия Романенкова.
— Когда ты отправляешь ребенка на занятия в профессиональную среду, ты понимаешь, что педагоги несут ответственность за качество образования и за безопасность. А когда ребенок дома, для родителя может быть психологически и физически тяжело помогать ему по всем школьным предметам и в получении дополнительного образования, — отметила Юлия Романенкова.
Она уточнила, что у них есть проекты, в которых важна не только практическая часть, но и теория.
— Понятно, что в квартире себе никто не установит кванториум и дорогостоящие VR-очки тоже покупать вряд ли кто станет. Но есть альтернативы — исследовательская работа, изучение материалов, объяснение технологии. А что касается, допустим, хореографического направления, у нас есть танцевальная студия, и ребята весной занимались с преподавателями по интернету, им давали изучать определенные движения, и в конце года был поставлен танец, — рассказала Юлия Романенкова.
В целом педагоги готовы вернуться к дистанционному формату обучения, технически дети могут учиться дома. Но все участники этого процесса видят большое количество минусов такого обучения и с негативом ждут возможного возвращения на удаленку.
Мы уже писали, что столичных школьников отпустят на каникулы раньше, при этом сам перерыв в учебе будет длиннее планового — с 5 по 18 октября. Такое решение принял мэр Москвы Сергей Собянин. Однако в Екатеринбурге речи об изменении срока каникул или переходе школьников на дистанционное обучение пока нет.