E1
Погода

Сейчас+7°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+7°

облачно, без осадков

ощущается как +3

4 м/c,

вос.

745мм 46%
Подробнее
4 Пробки
USD 93,25
EUR 99,36
Реклама
Развлечения мнение «Прометей» — римейк «Космической одиссеи 2001»?

«Прометей» — римейк «Космической одиссеи 2001»?

Фильм Ридли Скотта нужно посмотреть.

Не лишним считаю напомнить о том, как этого фильма ждали все ценители кинофантастики и их разновидность — фанаты серии о Чужих. К этим группам любителей кино я отношу себя в полной мере, и потому протянутый из кассы билет я принял чуть ли не с благоговением. Тем более данная премьера ценна тем, что в жанр вернулся сам сэр Ридли Скотт, первым открывший для нас, простых землян, мрачную, обладающую каким-то темным притяжением, вселенную Чужих. Итак, свет в зале погас, поехали!

...Гигантский инопланетный корабль завис над скалистым необитаемым пейзажем и вот мы видим как зародилась жизнь на нашей планете. Но со свойственным человеку упорством, мы задаем следующие вопросы: а кто же тогда Они — наши Создатели, откуда они прилетели и, в конце концов, кто создал их самих? Через многие тысячи лет за ответами на эти извечные вопросы отправляется экипаж космического корабля «Прометей». Картина была бы не полной без еще одного вопроса, поставленного авторами. Зачем Они нас создали? В диалоге двух членов экипажа корабля, ученого и искусственного человека (андроида), был сделан вывод: «Они создали нас, потому что... могли!» То есть мы были созданы по тем же причинам, по которым мы сами в будущем создадим андроидов! Просто потому что сможем (чисто технически), а уж применение созданному отыщется (Зачем, в самом деле, современные японцы делают человекоподобных роботов?) Думаю, такой вывод не удовлетворил ни одного из собеседников, но дальше этого разговор у них как-то не заладился.

Прежде всего, по итогам просмотра фильма я бы хотел обсуждать вопросы, которые были поставлены авторами во главу угла, были ли даны на них ответы, если, конечно, это входило в планы авторов. Именно постановку таких «главных» вопросов в попытке представить образ будущего я считаю главной функцией фантастики. Кроме того фантастика имеет и более прикладную функцию, ведь не даром кто-то из умных сказал что-то вроде: «Фантаст придумал, ученый воплотил!». От себя добавлю, что именно фантастика, а не реклама — один из двигателей прогресса, хотя у меня и рекламщиков, видимо, разное понимание сути прогресса. Ну и наконец, существует развлекательная функция фантастического кино, в частности ныне модное 3Д, вместе с компьютерной графикой — это лишь красивая оболочка, наличие которой необходимо, но вовсе недостаточно, качество и технические параметры которой обсуждать хочется меньше всего.

В качестве одного из ключевых персонажей я бы выделил андроида Дэвида. Казалось бы искусственный человек в составе экипажа — это добрая традиция всей серии о Чужих. Но есть существенное отличие, говорящее о том, что «Прометей» совершенно самостоятельная картина, а появление в финальных кадрах ксеноморфа и прочие отсылы к Чужим — это, скорее, дань фанатам или, что еще прозаичнее — следование коммерческим интересам. Так вот, вышеупомянутое отличие заключается в том, что у андроида Дэвида был... любимый фильм!:-) Фильм «Лоуренс Аравийский», на мой взгляд, выбран авторами «Прометея» в качестве «любимого» не случайно и не только из-за внешности Питера О`Тула, которому подражал Дэвид. Сюжет «Лоуренса Аравийского» в совокупности с фразой искусственного Дэвида: «Чтобы построить что-то новое, сначала надо разрушить старое» позволяет думать, что мы имеем дело с неким отсылом к современным мировым событиям, в частности в Северной Африке, а отношение Ридли Скотта к этим событиям считаю темой для отдельного разговора, по большей части конспирологического.

Возвращаясь к тому, что делает «Прометей» самостоятельной картиной. Представьте себе, что финала с новорожденным Чужим не было, инопланетный корабль имел не подковообразную, а какую-нибудь другую форму, то же самое и со скафандрами Праотцов, исчезло упоминание о всемогущей транспланетарной корпорации «Вейланд Ютани» и все, нас больше ничего не связывает с жанром «ужасы в космосе». И тут внимание! Фокус, адресованный уже не столько фанатам Чужих, сколько ценителям фантастики! Допустим, что у андроида Дэвида есть заводское наименование, например HAL 9000... вместо кораблей и склепов Праотцов — абсолютно черные Монолиты... и вот мы уже рассуждаем о том, а не является ли «Прометей» глубоко законспирированным римейком культовой «Космической одиссеи 2001»? Конечно, кто я такой, чтобы в адрес Ридли Скотта бросать оскорбительное слово римейк, но мне кажется, что с «Одисеей» Стенли Кубрика у «Прометея» гораздо больше общего, чем с «Чужими». Да вы вспомните финал картины, когда главная героиня, победив монстра, летит вовсе не на Землю, как в свое время лейтенант Элен Рипли, а дальше к неизвестным Праотцам за ответами. Бывают ли аналогии прямее!?

Но Ридли Скотт не был бы сэром, если бы не привнес в концепцию Кубрика гениальную отсебятину. Он отправляет к Праотцам (в прямом и переносном смысле) мистера Вейланда, главу транспланетарной корпорации, эдакого космического Рокфеллера, доживающего последние дни. И вот мечта всей жизни Вейланда сбылась, он еще при жизни может спросить своего Создателя о чем угодно... и что же мы видим? У Вейланда нет никаких вопросов! Он лишь просит даровать ему вечную жизнь. Кажется, было бы логичнее, если бы Праотец сначала плюнул бы ему в лицо, а только затем размозжил голову. И тут я не удержусь и все-таки уйду немного в конспирологию. Думаю, что сэр Скотт, как передовой представитель англо-саксонского мира, хотел сказать, что у современных элит нет картины будущего, наступил кризис идей. Грубо говоря, следуя принципу «чтобы построить новое нужно разрушить старое», рушить-то уже начали (см. события в Северной Африке и далее во всем мире), а новое еще не придумали. Более того, с элитами, находящимися у руля современного мира не номинально, а реально, с такими их интеллектуальными качествами (с такими вот мистерами Вейландами), вряд ли человечество вообще сможет углубиться в космос настолько, насколько это показано в фильме, ведь все сейчас оценивается с точки рентабельности. И когда голова Дэвида спрашивает главную героиню, зачем нужно лететь дальше к звездам за какими-то там Ответами, почему бы не вернуться на Землю, она отвечает: «Потому что я Человек?» И тут Дэвид, которого мистер Вейланд неслучайно называл своим сыном, интеллектуально капитулирует перед Человеком и обещает помочь, взяв на себя управление кораблем пришельцев.

Мораль: Будьте Людьми — стремитесь к звездам!!!

Итог: фильм смотреть обязательно, обсуждать, задавать вопросы, ответить по крайней мере на один: что означает быть Человеком?

Обсудить фильм

Текст: Андрей Холод
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления