Все новости
Все новости

Как мы хвалим ребенка?

Современные родители все больше и больше уделяют внимания личности своего ребенка

Современные родители все больше и больше уделяют внимания личности своего ребенка. Литературы по детской психологии и практических пособий для родителей по воспитанию детей сегодня предостаточно. Действительно, ищущий подходы к ребенку родитель имеет больше шансов воспитать здоровую и полноценную личность. Однако, сами того не подозревая, родители могут столкнуться с проблемой поверхностности. Родитель усваивает какие-то общеизвестные шаблоны успешности воспитания и воплощает их в жизнь, не зная, что и здесь любое явление имеет две стороны.

Давайте рассмотрим такое явление как похвала. Оказывается, что не любая похвала может быть эффективной. Попробуем указать на основные ошибки родителей, использующих похвалу в отношении своего ребенка.

Во-первых, неправильной следует считать похвалу от случая к случаю. Вот сегодня у мамы хорошее настроение, она хвалит малыша за то, что он сам надевает сандалики. А завтра у нее будет плохое настроение, и, несмотря на долгие констатации ребенка «Мама, я сам надел сандалики...», она только отмахнется от него.

Вторая ошибка родителей это похвала в общих чертах и чисто формальное внимание к успехам ребенка («Ну да, да, молодец»). На самом деле необходимо подчеркивать, что же вы действительно поощряете, что вам понравилось. Например, не просто «Молодец, я вижу», а «Ух ты! Молодец, что научился надевать сандалики. Да, все правильно, левый сандалик на левую ногу, а правый сандалик на правую ногу».

Кроме того, родители редко делают акцент на значимости сделанного ребенком, хотя делать это необходимо. Вместо простой констатации того, что «ой, как хорошо, что ты научился надевать сандалики», необходимо все же подчеркнуть, почему умение правильно надевать обувь — это здорово («Хорошо, что ты теперь сам умеешь надевать сандалики правильно, теперь мы сможем быстрее выходить на улицу, теперь ты совсем самостоятельный»).

Еще одна распространенная ошибка родителей и воспитателей — это сравнение ребенка с другими детьми («Ваня, посмотри, все умеют надевать сандалики сами, а ты — нет», «Вот, молодец Ваня, теперь и ты наконец-то научился застегивать сандалики»). Успехи ребенка, даже самые маленькие, конечно же, следует сравнивать не с успехами других детей, а лишь только с его собственными («Ну вот видишь, вчера ты еще не мог сам застегнуть сандалики, а сегодня уже сам!»).

Частенько родители и педагоги лишают личностной активности ребенка за счет того, что используют внешнюю мотивацию того или иного поведения, вместо внутренней. Вот это действительно настоящий подводный камень! Кто может подумать, что похвала типа «Ваня, какой ты молодец! Мне нравится, что ты наконец научился застегивать сандалики» является не совсем корректной. Постоянные поддержки в таком духе лишают ребенка активности, и доминирующим становится желание угодить взрослому, а не делать так, как это необходимо самому ребенку.

Для формирования внутренней мотивации ребенка необходимо подчеркивать то, что для самого ребенка важен тот или иной навык. Естественно, что ребенок должен научиться застегивать сандалики не для того, что бы мама порадовалась! Родители часто сопротивляются подобным нюансам («Нет, ну как могу, так и хвалю!»), но на наш взгляд просто необходимо знать, что от качества похвалы зависит гораздо более многое, чем от ее количества. Похвала похвале рознь, и когда мы используем ее, чтобы отмахнуться от ребенка как от мухи (похвалили — ребенок отстал) или в целях манипуляции ребенком (да, делай, как я говорю, и я буду доволен тобой), она перестает быть похвалой в собственном смысле слова.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Новости РЎРњР?2
Новости РЎРњР?2